Учебная работа. Международные документы, регламентирующие работу на морских судах

Международные документы, регламентирующие работу на морских судах

Реферат

Международные документы, регламентирующие работу на морских судах

1. Международные документы, регламентирующие работу на морских судах

Человеческая жизнь в материальном плане цены не имеет, недаром говорят, что она бесценна. А работа моряка во все времена была связана с риском для жизни. Поэтому на протяжении всего ХХ века, начиная с 1914 года, и до настоящего времени во всем мире идет непрерывная работа по повышению безопасности работы человека на море. Она, в первую очередь, связана с безопасностью мореплавания. В целях повышения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море создана Международная морская организация (ИМО). Это солидная и авторитетная организация, имеющая более 20 комитетов и подкомитетов, которые занимаются разработкой нормативных документов, призванных регулировать всю деятельность морских судов во всем мире. Ассамблеями ИМО в виде резолюций принимаются основные руководящие документы, определяющие требования к эксплуатации флота, в том числе и к проблемам охраны человеческой жизни на море. В настоящее время руководящими и определяющими документами международного характера в этой части являются: СОЛАС-74; ПДНВ-78; МКУБ-93; МАРПОЛ-73/78.

. международная конвенция СОЛАС-74 (SOLAS-74 — Safety of life at sea) с корректурами

Это основной документ, определяющий принципы охраны человеческой жизни на море и давший название самой системы. Конвенция принята 1 ноября 1974 года в своем первоначальном виде. Международная морская организация ведёт постоянную работу по совершенствованию документа, поправки к нему публикуются в Бюллетенях информации ИМО. Текстом документа определено, что в полном объёме требования к судам, их конструкции, оборудованию и снабжению относятся к судам постройки позднее 1 июля 1986 года. Требования эксплуатационного характера распространяются на все суда, независимо от даты постройки.

Структурное содержание Конвенции не является установившейся величиной, документ постоянно пополняется новыми разработками и требованиями, определяющие разработки включаются в состав основного документа в качестве дополнительных глав.

рассмотрим Международную конвенцию СОЛАС-74 по главам:

Глава I определяет область применения документов. Конвенция применяется ко всем судам, за исключением:

военные корабли и транспорт;

  • грузовые суда валовой вместимостью менее 500 р. т;
  • суда, не оборудованные механическими средствами движения;
  • деревянные суда примитивной конструкции;
  • прогулочные яхты;
  • рыболовные суда.
  • Также в главе устанавливается порядок освидетельствования и контроля по соответствию конструкции, спасательных средств, радиоустановок, механизмов, оборудования и снабжения судов, сроков действия свидетельств о безопасности судна (12 месяцев для пассажирских судов, до 5 лет для грузовых).
  • Глава II определяет основные конструктивные требования к конструкции судна в части обеспечения остойчивости и непотопляемости, требования к механизмам, электрическим установкам на судах и требования к машинным отделениям с безвахтенным обслуживанием. вторая часть главы устанавливает требования к противопожарной защите, системам тушения, обнаружению пожаров, сигнализации, определению путей эвакуации, снабжению пожарных и требования к готовности средств борьбы за живучесть экипажа.
  • Глава III содержит требования по организации и техническому обеспечению спасательных операций, то есть критерии обеспечения и требования к спасательному оборудованию, наличие и содержание документации, регламентирующей оставление судна. Глава прошла полную переработку в 1983 году, в ней учтено появление новых прогрессивных спасательных средств, в частности, гидротермокостюмов и сбрасываемых шлюпок; разработаны новые принципы подходов к проведению спасательных операций. Согласно резолюции ИМО 47(66) от 04.07.1996 г. основным документом, определяющим требования к спасательным средствам, стал Кодекс ЛСА. Документ вступил в силу с 01.07.1998 г. и включён в качестве раздела 4 в состав главы III COJIAC-74.
  • Глава IV определяет порядок радиослужбы на судах, наличие радиооборудования, организацию вахт, эксплуатационные требования, обслуживание и ремонт радиоаппаратуры. В соответствии с Дополнениями 1988 года к МК СОЛАС-74 оборудование для ГМССБ (глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания) внедрено на судах к 1999 г. Требования ГМССБ распространяются на все пассажирские и грузовые суда валовой вместимостью более 300 р. т, совершающие международные рейсы, а также на каботажные и рыбопромысловые суда по решению Администрации страны регистрации.
  • Глава V посвящена вопросам безопасности мореплавания и регламентирует наличие навигационного оборудования, минимального состава экипажа, организацию метеослужбы, ледовой разведки и сообщений об опасностях.
  • Главы VI, VII определяют вопросы, связанные с перевозкой обычных и опасных грузов на судах.
  • Глава VIII посвящена ядерным судам. В ней изложены правила эксплуатации пассажирских и грузовых судов с ядерной энергетической установкой. особое внимание уделяется освидетельствованию и форме свидетельства о безопасности ядерных судов.
  • Глава IX включена в состав основного документа с 04.11.1993 г. в виде международного кодекса управления безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения моря (МКУБ-93). Данный документ принят резолюцией ИМО А.741(18).
  • Глава X определяет меры безопасности для высокоскоростных судов с введением в 2000 году международного кодекса безопасности высокоскоростных судов (резолюция MSC 97(73)).
  • Глава XI посвящена специальным мерам по повышению безопасности на море. К ним относятся:
  • требования по расширенному освидетельствованию навалочных судов;
  • контроль государства порта за выполнением эксплуатационных требований (Процедуры контроля судов государством порта приняты 23.11.1995 г. — резолюция ИМО А.787 (19));
  • введение опознавательных номеров судов ИМО (пассажирские суда ВВ более 100 р. т и грузовые суда ВВ более 300 р. т).
  • Каждое судно должно иметь опознавательный номер, который соответствует системе опознавательных номеров судов ИМО. Номер включается в свидетельства согласно требованиям Главы I СОЛАС-74 (резолюция А.600(15)).
  • Глава XII определяет дополнительные меры безопасности для навалочных судов. 12 декабря 2002 г. принят международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС — Security Code), который вступил в силу 1 июля 2004 г. в соответствии с требованиями новой главы XI-2 Конвенции СОЛАС-74.
  • 3. международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты ПДНВ-78 (STCW-78 — Standards of training, certification and watch keeping for seafarers)
  • Вторым из основных международных документов, определяющих безопасность человеческой жизни на море, подготовку судовых специалистов к работе в нормальных эксплуатационных и экстремальных ситуациях, является ПДНВ-78.
  • документ определяет требования к компетентности, уровень и объём знаний, умений и навыков, необходимых для занятия определённых должностей на судах, порядок получения документов, подтверждающих должную подготовку специалистов.
  • Впервые принятая в 1978 году, МК ПДНВ-78 прошла переработку на лондонской конференции 1995 года при участии представителей 71 страны и в современной редакции вступила в силу с 1 августа 1996 года.
  • МК ПДНВ-78 состоит из следующих основных документов.
  • Документ 1. Переработано и вступило в силу приложение, определяющее минимальные требования к судовым специалистам, их специальной подготовке и возможности действовать в экстремальных ситуациях; определены требования к несению вахты (годность персонала, организация и принципы).
  • документ 2. Кодекс по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты.
  • часть А Кодекса содержит требования к компетентности, демонстрируемой при получении соответствующих дипломов и занятия должностей на судне. Требования к компетентности сгруппированы по семи основным функциям:
  • судовождение;
  • обработка и размещение груза;
  • управление операциями судна и забота о людях на судне;
  • судовые механические установки;
  • электрооборудование, электронная аппаратура и системы управления;
  • техническое обслуживание и ремонт;
  • радиосвязь.

Требования в каждой функции рассматриваются по трём уровням ответственности:

  • Уровень управления;
  • Б) Уровень эксплуатации;

  • Вспомогательный уровень.
  • Требования к компетентности конкретного специалиста в данном разделе представлены в виде спецификаций минимальных требований к компетентности, которые включают в себя рассматриваемую тему, перечень вопросов, по которым специалист обязан продемонстрировать определённый уровень знаний и навыков, а также методы демонстрации и критерии оценки уровня компетентности. В этой главе определены и требования к системе обучения, организации тренировок, уровню подготовки инструкторов и преподавателей, организации системы качества, определяющей подготовку судовых специалистов и выдаче соответствующих подготовке дипломов.

    Глава VI части А определяет требования к компетентности моряков в отношении функций, связанных с аварийными ситуациями, охраной труда, медицинским уходом и выживанием, то есть те знания моряков по вопросам обеспечения личной и коллективной безопасности и предотвращения загрязнения окружающей среды в ходе эксплуатации судна, которыми они должны обладать до назначения им компетентных обязанностей на судне и независимо от компетентности по своей профессии. Объём указанной в данной главе подготовки зависит от функциональных обязанностей конкретного лица на судне и включает в себя начальную и расширенную подготовку.

    Начальная подготовка — минимальный уровень знаний, умений и навыков, которые должен получить каждый моряк, независимо от занимаемой должности на судне. начальная подготовка включает в себя необходимый уровень знаний для каждого моряка по обеспечению охраны жизни человека в специфических условиях деятельности на море, как в нормальных эксплуатационных условиях, так и в экстремальных ситуациях и включает в себя:

    • способы личного выживания (таблицы A-VI/I-1);
    • противопожарную безопасности и борьбу с пожаром (таблицы A-VI/I-2);
    • оказание элементарной первой медицинской помощи (таблицы A-VM-3);
    • личную безопасность и общественные обязанности (таблицы A-WI-4).
    • Требования к каждой теме составлены в виде спецификаций, которые определяют предмет компетенции, рассматриваемые вопросы, методы демонстрации и критерии оценки знаний моряков по рассматриваемому разделу; устанавливают знания и навыки, которыми должен обладать моряк для принятия грамотных и эффективных мер, обеспечивающих выживание людей при гибели судна, помощь пострадавшим до подхода медицинских специалистов, борьбу с водой и пожарами. Требования раздела обусловливают и те навыки и знания лиц плавсостава, которые обеспечивают нормальную эксплуатацию судна и выполнения нормативных требований в вопросах предотвращения загрязнения моря, охраны труда, общей организации судна и взаимоотношений между людьми.
    • Кроме того, глава VI определяет и требования к определённым лицам на судне для решения специальных задач, обеспечивающих эффективные действия по охране человеческой жизни на море (расширенная подготовка):
    • подготовка по борьбе с пожаром по расширенной программе — этот вид подготовки должны получить моряки, обеспечивающие руководство борьбой с пожарами на всех уровнях;
    • оказание первой медицинской помощи и медицинский уход — программа предназначена для лиц судового экипажа, назначенных для выполнения этих функций при отсутствии на борту судового врача. ПДНВ-78 не оговаривает, кто конкретно должен выполнять эти функции, однако по сложившейся практике на судах флотов российской Федерации эти обязанности возлагаются на старших помощников капитана, на иностранных судах — на вторых помощников капитана;
    • специалисты по спасательным шлюпкам и плотам, дежурным шлюпкам и скоростным дежурным шлюпкам — этот вид подготовки предназначен для лиц, осуществляющих руководство спасательным средством на стадиях спуска и командования в аварийных ситуациях. Подготовка специалистов по скоростным дежурным шлюпкам осуществляется при наличии последних на борту и должна быть достаточна для выполнения спуска и командования скоростной шлюпкой в аварийных ситуациях.
    • 4. Международный кодекс управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения моря МКУБ-93 (International Safety Management Code)
    • В 1993 году на 18 сессии Ассамблеи ИМО резолюцией А.741(18) принят международный кодекс управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения моря (МКУБ-93).
    • Положениям МКУБ придан обязательный характер путём включения его в текст Конвенции СОЛАС-74 в качестве главы IX. Приказом Минтранса РФ от 26 июля 1994 года № 63 Кодекс введён в действие в России.
    • основной задачей Кодекса является обеспечение безопасности на море, предотвращение несчастных случаев или гибели людей, нанесения вреда окружающей среде, а отсюда — повышение уровня требований стандартов безопасности и защиты окружающей среды. документ носит в целом организационный характер и определяет функциональные требования к системе управления безопасностью, внедряемой в компаниях и на судах.
    • МКУБ-93 состоит из 13 разделов, которые определяют общие цели и задачи, стоящие перед компаниями, и предусматривает внедрение системы управления безопасности (СУБ) мореплавания и предотвращения загрязнения моря, обеспечивающей безопасную эксплуатацию судов в первую очередь на уровне судовладельца, с последующим внедрением Системы на судах компании.
    • В общем случае компания должна доказать два основных принципа:
    • 1.Компания правильно понимает и поддерживает политику в области безопасности и защиты окружающей среды.
    • 2.Компания способна практически выполнить требования Кодекса. На основе введения этих принципов компания получает документ о соответствии. конвенция моряк загрязнение судно
    • следующим этапом внедрения СУБ является сертификация судов с выдачей на судно Свидетельства об управлении безопасностью, документ должен постоянно находиться на судне и предъявляться по требованию уполномоченных лиц.
    • Требования Кодекса определяют:
    • разработку компанией системы управления безопасности;
    • политику в области достижения целей МКУБ-93;
    • ответственность и полномочия капитана, его квалификацию;
    • комплектование судна персоналом, соответствующим международным и национальным требованиям;
    • разработку процедур подготовки планов и инструкций относительно проведения ключевых операций на судне:
    • а)процедуры по выявлению, описанию и действиям в потенциально аварийных ситуациях;
    • б)передача сообщений обо всех случаях отклонения от требований СУБ и аварийных случаях;
    • в)процедуры обеспечения ремонта и всех видов технического обслуживания.
    • Компания обязана обеспечить доступность всех необходимых документов, своевременную их корректуру, проводить необходимые проверки, обзор и оценку соответствия принятой системы требованиям СУБ; компания обязана обеспечить возможность проведения необходимых проверок Системы уполномоченными лицами.
    • МКУБ-93 в соответствии с МК СОЛАС-74 должен реализовываться государством флага на основании его законодательств, разработанных с учётом требований международных и национальных нормативных документов. Сроки внедрения СУБ на флотах РФ, в том числе на судах рыбопромыслового флота, закончены 1 июля 2002 года.
    • Согласно разработкам Минтранса РФ методика внедрения Системы управления безопасности достаточно объёмна и насчитывает около 450 процедур, однако следует учитывать, что полная методика предполагает внедрение Системы без учёта уже имеющихся в компаниях разработок.
    • На российских судах требования, предъявляемые Кодексом, практически все уже реализованы на государственном уровне в национальных нормативных документах, и в задачу компаний по внедрению СУБ в основном входит описание структур системы, политики и используемых методов управления безопасностью, то есть основной задачей внедрения является объединение всех требований и положений в единую систему, обеспечивающую безопасность судна и людей в обычных условиях эксплуатации и в экстремальной ситуации.
    • При разработке и внедрении конкретных процедур СУБ учитываются требования международных документов по предотвращению загрязнения моря, Кодекса международной организации труда и других документов. Кроме того, для рыболовных судов должны быть учтены требования Торремолиносской международной Конвенции по безопасности рыболовных судов 1977 года с поправками 1993 года.
    • Основой для разработки СУБ российскими компаниями являются национальные документы:
    • Правила Регистра РФ;
    • Положения, нормы и правила технической эксплуатации судов;
    • Уставы службы на флотах;

    Наставления и положения, разработанные головными руководящими органами министерств и комитетов.

    На основе этих документов вырабатывается организационная структура компаний и судов, нормируются экипажи, определяется ответственность должностных лиц, определяются процедуры для обеспечения безопасности на море и защиты окружающей среды.

    Внедрение СУБ на флотах РФ производится в два этапа. На первом этапе компания обязана доказать два основных принципа:

    ) политика компании соответствует целям и задачам обеспечения охраны человеческой жизни на море;

    ) компания в состоянии обеспечить практическое внедрение СУБ.

    Литература

    Ермолаев Г. Г. и др. Морское судовождение. М., "Транспорт", 2010. 368 с.

    Ермолаев Г. Г. Прокладка радиопеленгов на морской карте. "Морской транспорт", 2012. 88 с.

    Ермолаев Г. Г. Судовождение в морях с приливами. М., "Транспорт", 2009. 176 с.

    Земляновский Д. К. и др. основы морского судовождения. М., "Транспорт", 2007. 360 с.

    Лесков М. М. Определение места и поправки компаса по двум предметам. М., "Морской транспорт", 2006. 67 с.

    Мацюто А. Ф. основы морского судовождения. М., "Речной транспорт", 2008. 174 с.

    Ольшамовский С. Б. Судовождение и правила плавания на внутренних судоходных путях. М., "Транспорт", 2001. 336 с.

    Рабинович М. М., Рульков Д. И. Навигация и метеорология. М., "Транспорт", 2006. 170 с.

    Рульков Д. И., Саратов В . Ф. Навигационное оборудование судов внутреннего плавания. М., "Речной транспорт", 2009. 125 с.

    Ющенко А. П. , Лесков М. М. Навигация. М., "Транспорт", 2005 412 с , 1972, 360 с.

    Справочник штурмана. Под общей редакцией В. Д. Шандыбалова. М. Военное издательство МО СССР, 1968. 544 с.

    Учебная работа. Международные документы, регламентирующие работу на морских судах