Учебная работа. Место и роль России в мировой экономике: анализ состояния и оценка перспектив

место и роль России в мировой экономике: анализ состояния и оценка перспектив

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. россия КАК СУБЪЕКТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

.1 ВВП и национальное богатство России

.2 Отраслевая структура экономики России

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. место И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ

.1 Внешнеэкономические связи россии, их характеристика и перспективы развития

.2 Инновационная деятельность российской экономики

.3 Мировой экономический кризис и проблемы развития экономики России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данной работы определяется проблемами развития экономики России в условиях возрастающих процессов глобализации в рамках мирового сообщества. Глобализация мировой экономики, ее проникновение в национальные хозяйства различных стран оказывают разностороннее влияние на принципы формирования экономики различных стран на национальном и региональном уровнях, на процессы воспроизводства.

Современный мир идет путем всеобщей мировой интеграции — создаются международные компании и организации, транснациональные корпорации, развивается сотрудничество в науке и технике, усиливается международное разделение труда. Эти процессы особенно актуальны в данное время, ведь сейчас достаточно сложно найти хотя бы одну отрасль, которая в той или иной мере не зависима от других отраслей и стран. Сейчас мир взаимосвязан и взаимозависим, любое потрясение моментально сказывается на всех странах мира, что и было наглядно продемонстрировано глобальным финансовым кризисом, начавшимся в 2008 году, который зародившись в США, пришел в Европу, затронул Россию и все остальные страны мира.

Россия — это самая большая по площади страна мира, которая обладает огромными запасами природных ресурсов, занимает уникальное географическое положение, являясь своеобразным мостом между Востоком и Западом. Все эти факторы могут положительно влиять на экономику российской Федерации, а также на вовлечение экономики нашей страны в мировую экономику.

Тема данной работы также актуальна тем, что постепенно изменяется позиция россии на международной политической арене, также изменилось место российской экономики в мировой глобальной экономике, которая охватывает все мировое сообщество. После долгих лет социально-экономических потрясений, которые Россия пережила после распада Советского Союза Россия встала на новый путь развития, который позволит значительно повысить важность России в мире.

Степень изученности проблемы. Исследования места и роли россии в системе мирохозяйственных связей, процессов интеграции страны в мировую экономику, стимулирования экспорта в России и за рубежом имеют место в трудах: Авдокушина Е.Ф., Андрианова В.Д., Водянова А.А., Дюмулена И.И., Ищенко Е.Г., королева И.С., Кудрова В.М., Кушлина В.И., Ливенцева Н.Н., Оболенского В.П., Орешкина В.А., Преснякова В.Ю., Ситаряна С.А., Эльянова А.Я. Проблематику, касающуюся участия стран в международном разделении труда и увеличения их взаимозависимости, исследовали еще основоположники классической политэкономии: В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, некоторые положения развили в новых условиях К. Маркс, К. Каутский, Э. Бернштейн, Р. Гельфердинг.

объект исследования — экономика России

Предмет исследования — потенциал и место России в мировой экономике

Цель работы: определение степени вовлеченности экономики России в мировую экономику

Задачи исследования:

· изучение наиболее перспективных и приоритетных отраслей экономики россии;

· выявление влияния на мировую экономику конкурентоспособных отраслей, предприятий и компаний;

· анализ и динамика развития отдельных отраслей российской экономики;

· прогноз развития российской экономики и ее дальнейшая интеграция в мировую экономику.

ГЛАВА 1. россия КАК СУБЪЕКТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

.1 ВВП и национальное богатство России

В мировой экономике под национальным богатством обычно понимается совокупность ресурсов страны, составляющих необходимое условие производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.

Главные составные части и движущие силы национального богатства — природные ресурсы, трудовой потенциал, накопленное имущество, интеллектуальное могущество нации, человеческий капитал и др.

В рамках исследования специалистов Института экономики РАН, выполненных на базе данных всемирного банка, на начало ХХ века национальное богатство России оценивалось в 60 трлн. долл., из которых на человеческий капитал приходилось 30 трлн. долл., на природный — 24 трлн. долл. и на воспроизводимый -6 трлн. долл. Удельный вес накопленного человеческого капитала в России был значительно ниже, чем в промышленно развитых странах. В расчёте на душу населения россия имела самый высокий показатель накопленного национального богатства — 400 тыс. долл. США, что в четыре с лишним раза выше общемирового показателя.

В настоящее время в большинстве стран мира при оценке стоимости национального богатства, как правило, в него включаются:

нефинансовые производственные активы (основные фонды, запасы материальных оборотных средств);

непроизводственные активы, в том числе материальные (земля, естественные подземные водные ресурсы, запасы полезных ископаемых);

нематериальные запасы (лицензии на использование изобретений, передаваемые договора, ноу-хау и др.);

финансовые активы (монетарное золото, акции промышленных компаний, валюта, государственные ценные бумаги и др.).

В официальных статистических публикациях в стоимость национального богатства России включаются — основные фонды (включая скот), материальные оборотные средства и накопленное домашнее имущество.

Основную часть национального богатства России составляют основные фонды, к которым относятся сооружения, здания, машины и оборудование (силовые и рабочие машины, регулирующие и измерительные приборы, устройства, вычислительная техника), рабочий и продуктивный скот и другие виды основных фондов.

Таблица 1. Основные фонды

ГодыМлн. руб. (на конец года; по полной учетной стоимости; до 2000 г. — млрд. руб.)В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)ГодыМлн. руб. (на конец года; по полной учетной стоимости; до 2000 г. — млрд. руб.)В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)1960209109,1200541493568101,91970461107,4200647489498102,419801065106,7200760391454103,119901927104,2200874441095103,619955306460100,120092302969103,2200017464172100,5201093185612103,2

В состав основных фондов страны приняты в учёт основные фонды предприятий и организаций всех форм собственности, а также фонды, находящиеся в собственности физических лиц. В состав этих фондов входят жилые дома, и основные фонды личного подсобного хозяйства. На основные фонды в конце 90-х годов приходилось примерно 90% национального богатства России (Таблица 1).

характерная черта национального богатства России — очень высокая доля в нем основного производственного капитала (основных фондов). Это обусловлено не только большими размерами накопленного основного капитала, но и недостаточной величиной непроизводственного основного капитала и домашнего имущества населения.

В отличие от промышленно развитых стран в России велика степень износа основных фондов, которая за период с 1992 г. по 2002 г. увеличилась с 41% до 44%.

Коэффициент обновления основных фондов снизился с 3,2 в 1992 г. до 1,9 в 2002 г. однако, начиная с 2002 г. начался устойчивый рост этого показателя, который к 2006 г. увеличился до 3,3. Соответственно, начиная с 2002 г. степень износа основных фондов сократилась и в 2006 г. составила 36,6%. (Таблица 2).

Таблица 2. Ввод в действие основных фондов, коэффициенты обновления, выбытия и степень износа основных фондов

2000200520062007200820092010Ввод в действие основных фондов: млн. руб. (в фактически действовавших ценах; до 2000 г. — млрд. руб.)843378294368632524364296411574485063562236275935в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)125,1111,0116,1122,1114,096,699,0Коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах), процентов1,83,03,34,04,44,13,9Коэффициент выбытия основных фондов (в сопоставимых ценах), процентов1,31,11,01,01,01,00,8Степень износа основных фондов (по полному кругу организаций; на конец года), процентов39,345,246,346,245,345,347,1

Госкомстат России разработал специальную методику по совершенствованию оценок национального богатства России и приведению их в соответствие с требованиями международной статистики. В начале XXI в. впервые Госкомстат России дал оценку национальному богатству страны с учётом непроизводственных активов (земля, леса, природные ресурсы и т.п.) и материальных активов.

Следует отметить, что по мнению авторов статьи «Национальное богатство россии в системе макроэкономических показателей», Золотарева В.С. и Невской Н.И., национальное богатство не находит отражения в экономическом анализе, а показатели объема национального богатства России и объема национального дохода на душу населения практически не используются, а вместо них применяются показатели валового внутреннего продукта и валового продукта на душу населения. Недостаточно используется показатель национального богатства и в качестве ориентира при разработке долгосрочных макроэкономических программ, которые нацелены в основном на показатель роста ВВП и ВВП на душу населения, а изменения национального богатства в связи с ростом ВВП не анализируются.

Так, не только экономические расчеты, но и сложившаяся практика доказали наличие закономерности в соотношении темпов роста денежной эмиссии и ВВП — главного показателя экономического роста. В 1998г. имела место значительная эмиссия, и возобновился спад ВВП. Отказ от эмиссии в последующие годы сопровождался ростом ВВП.

В 2009г. вновь был спад темпов роста ВВП, отягощенный ростом денежной массы в обращении в течение ряда предыдущих лет. Это объясняется действиями Центрального Банка, обусловленными особенностями, сложившимися на фондовом рынке, который, «покупая миллиарды долларов, вынужден был печатать триллионы рублей, и выкидывать их на рынок, увеличивая денежную массу в экономике». И, безусловно, снижение объема ВВП явилось причиной снижения национального сбережения и общих источников финансирования Инвестиции. Здесь уместно также отметить, что изменение ВВП оказало существенное влияние на изменение национального богатства страны. Национальное богатство непосредственно связано с национальным объемом производства, а поэтому является индикатором малейших изменений в экономике страны. Анализ национального богатства позволил бы определить первоочередные цели, которые необходимо решать обществу, и выработать методы и рычаги регулирования и контроля, используемые в экономической политике.

Валовой внутренний продукт — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

Выделяют номинальный и реальный ВВП. Номинальный (абсолютный) ВВП выражен в текущих ценах данного года. реальный (с поправкой на инфляцию) — выражен в ценах предыдущего или любого другого базового года. В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен. Отношение номинального ВВП к реальному называется дефлятором ВВП. Фактический ВВП — это ВВП при неполной занятости, который отражает реализованные возможности экономики. Потенциальный ВВП — это ВВП при полной занятости, он отражает потенциальные возможности экономики. Последние могут быть намного выше реальных.

Для оценки эффективности и перспектив экономики государства важно учитывать не только величину ВВП, но и его структуру, т.е. за счет каких видов деятель он получен. Или значительная часть ВВП создана в финансовом секторе, в сфере финансовых, страховых, юридических, аудиторских, бухгалтерских, посреднических, риэлтерских, торговых и прочих услуг или когда весомая доля ВВП создается в промышленном секторе. И не эффективно для экономики крупной державы — если ее ВВП существенно зависит от величины экспорта сырья (полуфабрикатов) и мировых цен на него.

Реальный рост ВВП в России начался только в начале 21 века; он обусловлен, в основном, ростом цен на экспортируемые энергоносители и металлы (Таблица 3).

Таблица 3. Объём и динамика валового внутреннего продукта россии

2000200520062007200820092010Валовой внутренний продукт (в текущих ценах), млн. руб. 7305646216097662691720133247513412768493878637244939153Валовой внутренний продукт (в постоянных ценах), в процентах к предыдущему году110,0106,4108,2108,5105,292,2104,0Индекс-дефлятор ВВП, в процентах к предыдущему году137,6119,3115,2113,8118,0101,9111,4

Объем ВВП россии за II квартал 2012г. составил в текущих ценах 14571,1 млрд.рублей. Индекс физического объема ВВП относительно II квартала 2011г. составил 104,0%, относительно I квартала 2012г. — 106,0%. Индекс-дефлятор ВВП за II квартал 2012г. по отношению к ценам II квартала 2011г. составил 107,4%. объем ВВП за I полугодие 2012г. составил в текущих ценах 28061,7 млрд.рублей, индекс его физического объема относительно I полугодия 2011г. составил 104,5%.

объем валового внутреннего продукта (ВВП) России за I полугодие 2012г. составил в текущих ценах 28 трлн. 061,7 млрд. руб. По сравнению с I полугодием 2011г. ВВП страны вырос на 4,5.

Таким образом, экономическая история России показывает, что стране при различных устройствах так и не удалось эффективно использовать национальное богатство во благо своего народа. россия пока сохраняет свой значительный ресурсный потенциал. однако ей необходимо его рациональное использование. Национальное богатство России фактически постепенно превращается в составную часть мирового национального богатства.

.2 Отраслевая структура экономики России

Экономика Российской Федерации представляет собой сложный хозяйственный механизм, сформировавшийся на базе социально-экономического развития, межрайонного территориального разделения труда и интеграционных процессов.

Экономические позиции России в мировом сообществе существенно ослабли в результате кризисных процессов, наметившихся к середине 1980-х годов и переросших в открытый социально-экономический кризис в начале 1990-х годов, и распада СССР, вызвавшего разрыв хозяйственных и технологических связей с постсоветскими республиками.

Современный этап экономического и социального развития Российской Федерации связан с коренными изменениями, вызванными переходом к рыночным отношениям. Формирование рыночной экономики предполагает создание социально ориентированной экономики, означающей переориентацию всего производства на запросы потребителя.

Единый хозяйственный комплекс страны представлен отраслевой и территориальной структурами.

Отраслевая структура — это совокупность отраслей народнохозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями. В отраслевом плане структура единого народнохозяйственного комплекса представлена двумя сферами: материального производства (или производственной сферой) и нематериального производства (непроизводственной сферой).

основу единого народнохозяйственного комплекса составляет сфера материального производства, в которой занято 68,7% населения от общей численности всего населения, занятого во всех сферах хозяйственной деятель.

Производственная сфера включает:

· отрасли, создающие материальные блага, — промышленность, сельское хозяйство, строительство;

· отрасли, доставляющие материальные блага потребителю, — транспорт и связь;

· отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, — торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.

· отрасли услуг, к ним относят: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт и связь, связанные с обслуживанием населения;

· отрасли социального обслуживания — образование, здравоохранение, культура, искусство, наука и научное обслуживание;

· отрасли, включающей кредитование, финансы и страхование;

· аппарата органов управления;

· обороны.

За годы экономических реформ в россии произошли некоторые положительные изменения в соотношении между производственной и непроизводственной сферой. Так, доля занятых в отраслях материального производства сократилась с 70,6% до 68,7%, а в отраслях нематериального производства возросла с 29,4% до 31,3%. снижается доля занятого населения в промышленности, строительстве, а увеличивается в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, кредитовании, финансах и страховании, аппарате органов управления. Изменение структуры занятости по отраслям хозяйственного комплекса и сферам приложения труда свидетельствует о развитии рыночных структур в экономике.

Для современной структуры народного хозяйства россии характерной чертой является наличие не только отраслевых, но и межотраслевых комплексов. Все в большей степени идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. Межотраслевые производства (комплексы) возникают и развиваются как внутри отдельно взятой отрасли народного хозяйства, так и между отраслями, имеющими тесные технологические связи. Сложились такие межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный. более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, включающие разные отрасли народного хозяйства.

В условиях становления и развития рыночных отношений все большее значение приобретает инфраструктура.

Инфраструктура — это совокупность материальных средств, обеспечивающая производственные и социально-бытовые потребности. В зависимости от выполняемых функций выделяют производственную и социальную инфраструктуру.

Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и создает новую стоимость. Она включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети, газо — и нефтепроводы, ирригационные системы и т.п.

Социальная инфраструктура включает пассажирский транспорт, систему связи по обслуживанию населения, коммунально-бытовое хозяйство городских и сельских поселений.

Инфраструктура играет огромную роль не только в эффективном обеспечении процесса производства, но и в развитии социально-бытовой сферы населения, а также в развитии комплексности народного хозяйства и в освоении новых территорий.

Становление рыночной экономики в Российской Федерации сопровождается развитием рыночной инфраструктуры. Создаются и развиваются товарные, фондовые, валютные биржи; возрастает количество коммерческих банков в различных регионах России.

Дифференциация структуры народнохозяйственного комплекса РФ характеризуется разделением крупных отраслей на простые отрасли и подотрасли. особенно ярко дифференциация выражена в промышленности, где выделяются 11 укрупненных отраслей, 150 простых производств и свыше 300 подотраслей.

Под территориальной структурой понимается деление системы народного хозяйства по территориальным образованиям — зонам, районам разного уровня, промышленным центрам, узлам. Она меняется значительно медленнее, чем отраслевая структура, так как основные ее элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Территориальная структура выступает основой территориальной организации хозяйства. Освоение новых территорий с уникальными природными богатствами меняет структуру отдельных регионов и способствует формированию новых территориальных комплексов.

Становление рыночной экономики в России требует решения важнейшей задачи — совершенствования ее отраслевой структуры, характеризующейся высоким удельным весом топливно-сырьевых отраслей при сравнительно низком удельном весе сектора высокотехнологичных, наукоемких производств, что явно не соответствует структуре экономики высокоразвитых государств мира. В связи с этим необходим переход от утяжеленной базовыми отраслями экономики к хозяйственной структуре, ориентированной на удовлетворение потребностей населения.

Дифференциация структуры народнохозяйственного комплекса РФ характеризуется разделением крупных отраслей на простые отрасли и подотрасли. особенно ярко дифференциация выражена в промышленности. Основным содержанием нового периода преобразований является структурная перестройка экономики. В программе социального и экономического развития на период до 2012 г. предусматриваются стабилизация экономики и обеспечение высоких темпов инвестиций для динамичного развития экономики и структурных преобразований.

Выводы по первой главе

Национальное богатство, как часть национального достояния государства, — есть совокупность материальных ценностей, накопленных и созданных обществом в процессе его жизнедеятельности на данный момент времени. Необходимо оценивать уровень развития национальной экономики на основе анализа степени соответствия структуры ВВП приоритетным стратегическим целям государства.

Несмотря на то, что россия обладает наиболее существенным национальным богатством, его использование слабо и неэффективно, поэтому необходимо активное стимулирование.

В завершении также необходимо отметить, что в современной экономике происходит замещение физического капитала человеческим капиталом в национальных богатствах стран.

ГЛАВА 2. место И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ

.1 Внешнеэкономические связи россии, их характеристика и перспективы развития

Внешнеэкономические связи являются одним из важнейших факторов, определяющих состояние и развитие российской экономики. На зарубежных рынках реализуется основная часть продукции базовых отраслей промышленности (60 — 70% жидкого топлива, металла, химических удобрений, свыше трети природного газа и лесоматериалов), а за счет импорта обеспечивается около 40% потребительского и более 20% инвестиционного спроса на внутреннем рынке. Поступления от внешнеэкономической деятель формируют основную часть доходов госбюджета и многих предприятий. В период спада внешнеэкономическая деятельность позволяет смягчить его негативные последствия для экономики и населения страны, вносит значительный вклад в обеспечение экономического роста. доля России в мировой торговле составляет 1,2%. Сложившаяся ситуация объясняется низкой конкурентоспособностью большей части отечественной готовой продукции, отсталой, не соответствующей современным требованиям внешнеторговой структурой, в основе которой лежит обмен топлива и сырья (в большинстве своем не возобновляемого) на обработанные изделия преимущественно потребительского назначения. Из-за отставания в развитии отечественного производства и внутреннего рынка отношение экспорта к объему ВВП достигает 38%. В результате госбюджет и темпы экономического развития страны зависят, фактически, от колебания мировых цен на нефть.

По мнению И.А. Байковой внешнеэкономическое развитие россии напрямую связано с конкурентоспособностью отечественного производства. концепция страновой конкурентоспособности основана на использовании в международном разделении труда сравнительных преимуществ национальных экономик для экспорта продукции в страны, где таких преимуществ нет, и импорта продукции из стран, которые обладают преимуществами по сравнению с национальной экономикой страны — импортера. В ходе индустриального развития в рыночной среде появляются новые конкурентные условия, приводящие к использованию меняющихся конкурентных преимуществ, основанных на научно-технических достижениях, инновациях на всех стадиях производственного цикла. наличие в одной стране сравнительных и конкурентных преимуществ усиливает ее конкурентоспособность на мировом рынке. В россии в большом объеме представлены сравнительные преимущества (дешевый труд, богатые природные ресурсы, благоприятные геофизические и климатические факторы и т.д.), но что касается конкурентных преимуществ, то здесь наблюдается значительное отставание от развитых и многих развивающихся государств.

Конкурентоспособность российской экономики сегодня основывается на использовании сравнительных национальных преимуществ и использовании механизма ценовой конкурентоспособности. Сырьевая составляющая на сегодня — основа конкурентоспособности российского экспорта. Масштабы использования конкурентных преимуществ, связанных с формированием инновационной экономики, механизмов неценовой конкуренции, основывающихся на уникальных технологиях, сегодня в России недопустимо малы. Механизмы реализации конкурентной политики, целью которой должно быть создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию, прописаны слабо и не дают представления о том, какую эволюцию претерпят в ближайшие годы взаимоотношения государства и бизнеса с тем, чтобы в конечном итоге повысить конкурентоспособность России на внутреннем и мировом рынках.

В настоящее время сырьевая составляющая — основа конкурентоспособности российского экспорта.

Внешнеторговая стратегия России есть составная часть внешнеэкономической политики Российского государства, основанная прежде всего на эффективном использовании ресурсного потенциала и совершенствовании правовой основы внешнеторгового сотрудничества. Ресурсный потенциал представляет возможности и преимущества России на мировом рынке по сравнению с другими странами, обусловленные наличием природных богатств.

Так, по запасам энергетических ресурсов Россия занимает одно из первых мест в мире. По прогнозам, от мировых запасов Россия имеет нефти 13 — 15%, природного газа — 42%, угля — 12%. Разведанные запасы от мировых составляют по нефти 13%, газу — 35%, углю — 12%.

россия как поставщик промышленного сырья и базовых полуфабрикатов не знает себе равных и обеспечивает существенную часть глобального импортного спроса.

Наша страна занимает первое место в мире по экспорту никеля и природного газа, второе — четвертое места — по экспорту нефти, нефтепродуктов, железной руды, алюминия, древесины. Россия — крупный поставщик мирового рынка по меди, алмазам, круглому лесу. Имеющиеся запасы сырья позволяют России осуществлять поставки на внешний рынок и обеспечивать растущие внутренние потребности производства, развития производственной и социальной инфраструктуры страны.

Степень включения страны в мирохозяйственные связи зависит от обеспеченности основными видами сырьевых ресурсов. Более обеспеченная ими страна имеет меньшие потребности ввоза из-за рубежа топлива и сырья для промышленности и производства продовольствия. Отсутствие собственной сырьевой базы увеличивает зависимость воспроизводственного процесса от международного обмена энергетическими ресурсами. Сырьевая направленность экспорта россии вполне закономерна, развивалась исторически, отражает её ресурсные возможности выхода на внешний рынок и конъюнктуру мирового рынка.

Тенденции развития мирового рынка и процессов глобализации мировой экономики показывают, что потребности в ресурсах стран, их не имеющих (или имеющих недостаточно), всегда росли, продолжают и будут расти. растет зависимость последних от стран-поставщиков ресурсов, прежде всего энергетических. На мировом рынке развивается ситуация, обеспечивающая колеблющийся (движущийся) баланс (или некоторое равновесие) между странами-поставщиками ресурсов и странами-поставщиками потребительских (продовольственных) товаров, при некоторых обстоятельствах вызывающая кризисную ситуацию. В эти периоды мировые цены растут или снижаются, ведут к росту и снижению эффективности внешней торговли.

Отражением движущегося баланса мирохозяйственных связей в последние десятилетия между странами-поставщиками ресурсов и странами-поставщиками потребительских (продовольственных) товаров является такое колебание цен на мировом рынке, при котором сложилась достаточно устойчивая и благоприятная ситуация обмена для россии с внешним миром.

Во-первых, это стремительный рост цен на важнейшие товары российского экспорта, прежде всего энергоносители, основные черные, цветные драгоценные металлы, круглый лес, аммиак и азотные удобрения. Это не исключительное внешнеэкономическое везение или внешнеэкономическое «чудо» для нашей страны, как об этом пишут экономисты, а вполне объективная закономерность, обусловленная исторически сложившимся географическим положением россии с её природными богатствами и нарастающим использованием инновационных технологий и современной техники.

Кроме того, на мировом рынке происходит снижение или умеренный рост средних импортных цен на продовольствие, товары народного потребления, массовую продукцию информационно-коммуникационных технологий, составляющие большую часть отечественного импорта и обусловленные выгодной для россии конъюнктурой:

превышением предложения над спросом;

острой международной конкуренцией, прежде всего на мировых рынках машиностроительной продукции потребительского назначения.

По данным Росстата, около половины товарных ресурсов розничного товарооборота формируются за счёт импорта, что вызывает вероятность возможного повторения ситуации 1996 — 1998 гг., вызвавшей дефолт и свертывание многих отечественных производств. Основные опасения и риски связаны с тем, что импорт поглощает всё более значительную часть дополнительных доходов в экономике и по существу сдерживает развитие отечественного производства в ряде отраслей. Россия просто «проедает» значительную часть импорта. Способна ли Россия в этих условиях не допустить риска уязвимости (зависимости) от импорта товаров конечного потребления и в достаточно короткие сроки обеспечить Производство, прежде всего, продовольственных товаров соответствующего качества, отвечающих менталитету питания российского народа? Что касается сокращения доли растущего импорта, прежде всего продовольствия и обеспечения в этих условиях национальной безопасности страны, на наш взгляд, наряду с существующими мерами по поддержке агропромышленного комплекса необходимо кардинально изменить политику поддержки малого бизнеса и фермеров в целях наращивания продовольствия, исторически соответствующего менталитету российского потребителя. России необходимо обеспечить внутренние потребности населения собственным продовольствием, для чего нужно освободить от налогообложения фермеров на достаточно длительный срок (не менее 10 — 15 лет) с последующим введением частичного налогообложения через каждые четыре или три года. Речь идет о тех, кто производит, перерабатывает и реализует молоко и молочные продукты, мясо и овощи. Освобождение от налогообложения фермеров может быть введено при условии создания ими собственных снабженческо-сбытовых кооперативов, оказания помощи в их формировании, участия муниципалитетов для исключения монополизма на местных рынках населённых пунктов. Мелкому бизнесу, который организует в небольших объемах питание для конкретных групп населения, необходимо помочь в аренде небольших помещений на льготных условиях на период от трёх до пяти лет с последующим выкупом.

Именно это обеспечит мощное и ускоренное решение проблемы обеспечения собственным продовольствием, отвечающим требованиям российского менталитета питания и национальной безопасности страны. Примером тому является Китай, где малый бизнес обслуживает менталитет питания китайского населения, фермеры не только кормят своё население, но и обеспечивают мировые потребности.

Развитие эффективной внешнеторговой стратегии России на современном этапе тесно связано с интенсивным использованием ресурсного потенциала регионов Сибири и дальнего Востока.

Для этого уже осуществляется проведение единой направленности межрегиональной деятель сибирских и дальневосточных субъектов Федерации по рациональному использованию существующих конкурентных преимуществ (энергетические и сырьевые ресурсы, транспортно-логистические возможности). Возрастает число точек соприкосновения экономик регионов, где требуются согласованные действия и осуществление инвестиционных мегапроектов по созданию и развитию единой энергетической инфраструктуры, единой системы трубопроводов, добычи углеводородов и газификации, функционированию и развитию транспортных коридоров, транспортно-логистических центров, размещению крупных производств.

Во-первых, необходимо интенсивное развитие Южного широтного экономического пояса на базе ранее сформированных промышленных узлов, центров, комплексов, в основном расположенных вдоль Транссибирской магистрали. Во-вторых, следует уделить пристальное внимание интенсивному формированию Северного широтного экономического пояса, который должен опираться не только на сырьевые ресурсы, но и транспортно-логистические возможности при организации обслуживания международных транспортных коридоров и инфраструктурно-инженерных проектов. Межрегиональный эффект ожидается от реализации инновационных проектов путём формирования в регионах территориально-производственных комплексов и интегрированных промышленно-транспортных зон.

В частности, Хабаровский край не только принимает непосредственное участие, но и осуществляет координацию деятель по разработке и реализации инвестиционных проектов, позволяющих осуществить современные инновационные подходы в формировании транспортно-промышленных комплексов на территории края, которые могут стать составной частью предполагаемых интегрированных производственно-инфраструктурных территорий Сибири и Дальнего Востока.

Развитие Ванино — Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла в Хабаровском крае, центра стыковки железнодорожного, автомобильного и морского транспорта, обеспечит транзитно-транспортный коридор Европа — АТР, благодаря созданию особой портовой зоны в Советской Гавани Хабаровского края, где в строительстве портовых терминалов принимают участие дальневосточные регионы.

Современное развитие регионов Сибири и дальнего Востока может обеспечить эффективную интеграцию российского государства в евроазиатское экономическое пространство и упрочение статуса россии как мировой державы.

В отношениях между странами СНГ внешняя торговля по-прежнему занимает важнейшее место, и это экономически обоснованно. Опыт стран, входящих в Европейский союз, доказывает, что именно увеличение обмена произведенными в них товарами послужило стимулом для развития экономики каждого государства. Россия, стремящаяся сохранить свое влияние на постсоветском пространстве на долгие годы, заинтересована в том, чтобы не только нынешнее, но и будущие поколения политических лидеров, бизнес-элиты, интеллигенции, рядовых граждан стран-соседей и в буквальном, и в переносном смысле разговаривали с нами на одном языке. В то же время реальность постсоветского развития свидетельствует о снижении доли стран СНГ во внешней торговле россии. За последние десятилетия она сократилась с 19,4% в 1995 г. до 13,8% в 2009-м и увеличилась в 2010 г. до 14,6%.

Страны СНГ еще длительное время будут иметь весомую долю во внешнеэкономических связях россии, поскольку некогда были элементами единого народно-хозяйственного комплекса. Геополитические интересы России также предполагают сохранение ее лидерства и партнерства в отношениях со странами СНГ. В пользу развития сотрудничества с ними говорит и то, что их цены, Издержки, формы организации производства и прочие факторы весьма близки к российским. Более того, рынки стран СНГ имеют значительные возможности для их дополнительной производственной загрузки, кооперации, научно-технического и инвестиционного сотрудничества.

В настоящее время все чаще говорится о том, что одно из приоритетных направлений развития внешней торговли России является присоединение к ВТО. основу российского экспорта, как уже было сказано, составляют топливо и сырье, каталог товаров и услуг, в то время как ВТО стимулирует торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией. структура российского экспорта не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду высокой изношенности производственных мощностей отечественной промышленности.

всемирная торговая организация, являясь важнейшим институтом, обеспечивающим организационно-правовую основу развития международной торговли, обусловливает углубление международной экономической интеграции. Для стран, не входящих в ВТО, присоединение к ней становится эффективным инструментом их дальнейшей интеграции в мировую экономику.

В настоящее время в эту международную организацию входит большая часть стран мира (157 государств), в рамках ВТО осуществляется 96% объема международной торговли. За всю историю существования ВТО ни одна из стран-членов, включая развивающиеся и наименее развитые, не вышла из ее состава, а не участвующие в деятель организации страны стремятся в нее вступить. Все это уже само по себе говорит о том, что членство в ВТО в целом не препятствует реализации национальных интересов, а наоборот, способствует их достижению.

российская Федерация, вступая в ВТО, получает дополнительную возможность усилить свою интегрированность в мирохозяйственные связи. Без присоединения к ВТО россия не сможет успешно продолжать экономические реформы, на равных участвовать в международной торговле и получать связанные с этим участием выгоды.

Проанонсированное руководством страны вступление России в ВТО в 2011 г. обусловливает необходимость оценки последствий присоединения и выработки краткосрочных и долгосрочных подготовительных мер. Вместе с тем, как показывает практика, расчет политических, экономических и иных последствий присоединения россии к ВТО объективно сложен. Это подтверждается и тем, что ни одна развитая страна в мире не имеет точного и полного экономического анализа всех потерь и выгод своего участия в ВТО. Имеющиеся формулы расчета ориентируются на теории сравнительных конкурентных преимуществ.

Плюсы от вступления россии в ВТО:

.Россия сможет принимать участие в выработке новых правил международной торговли с учетом своих национальных текущих и стратегических интересов;

.Россия получит лучшие условия доступа российской продукции на иностранные рынки;

.Вступление в ВТО создаст более благоприятный климат для инвестиций в Россию и расширит возможности для российских инвесторов;

.Будут созданы условия для устранения дискриминации российских товаров и услуг на внешних рынках. россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки, снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. россия получит доступ к системе разрешения споров ВТО и возможности принудительного исполнения решений;

.ВТО предоставляет возможность получения РФ компенсаций за ущерб, нанесенный в случае дальнейшего расширения Таможенного союза ЕС.

участие России в ВТО будет способствовать укреплению отношений в рамках СНГ.

Отрицательные моменты от вступления россии в ВТО:

.Россия будет лишена (ограничена) возможности принятия самостоятельных экономических решений, что может нанести непоправимый ущерб целым отраслям промышленности; не сможет автономно повышать импортные таможенные тарифы выше уровня, согласованного с членами ВТО;

.россии предстоит «связать» импортные таможенные пошлины на промышленные и сельскохозяйственные товары, то есть установить их максимальные пределы по каждой отдельной позиции с постепенным их снижением в течение 5-7 лет до определенной величины. необходимо будет принять обязательства по уровню государственных субсидий сельскому хозяйству (на федеральном и региональном уровнях), в том числе в таких формах, как налоговые льготы, льготное кредитование, специальные транспортные тарифы, поставка сырья и материалов по сниженным ценам, а также по размеру экспортных субсидий;

.Банковская и страховая сфера деятель России не выдержит конкуренции с ведущими иностранными компаниями. Россия не сможет включать в инвестиционные и иные соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке, применять максимальные или минимальные обязательные цены, предоставлять привилегии государственным предприятиям или монополиям, вовлеченным в торговлю, ограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам;

.россия не сможет дискриминировать импортные товары на всех стадиях транспортировки и продажи, включая налогообложение и предложение к продаже, рекламу, применение технических барьеров, стандартов и пр.; дискриминировать товары, услуги и их поставщиков из одних стран по сравнению с товарами, услугами и их поставщиками из других стран по любым признакам (за исключением товаров, поставляемых в рамках соглашений о свободной торговле и таможенном союзе); увязывать импорт (товаров, капиталов, услуг) с обязательством экспорта (энергетический сектор); дискриминировать поставщика услуги или услугу по сравнению с отечественным поставщиком или услугой; применять экспортные субсидии в любых формах;

.россия не сможет ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям; ухудшать условия доступа на рынок и деятельности на рынке услуг по сравнению с параметрами, установленными соглашениями; применять количественные ограничения, за исключением случаев применения специальных защитных мер; применять меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования;

.России предстоит внести изменения в действующее законода с целью приведения его в соответствие с нормами ВТО. В частности, речь идет об изменении некоторых положений российского внешнеторгового, таможенного законодательства, законодательства в области интеллектуальной собственности, стандартов и сертификации, капиталовложений.

таким образом, последствия присоединения России к ВТО противоречивы и далеко не однозначны. Вместе с тем, по мнению автора, соотношение плюсов и минусов с учетом их удельного веса дает достаточные основания для целесообразности и необходимости такого шага.

Вступление в ВТО приведет к определенным изменениям внешней среды. Прежде всего, это усиление конкуренции на внутреннем рынке за счет выполнения требований ВТО, таких как снижение тарифных барьеров, уменьшение количественных ограничений, сокращение протекционистских мер государства и т. д., что приведет к облегчению проникновения на внутренний Рынок импортных товаров и услуг и значительному увеличению их потока. кроме того, российские предприятия в соответствии с будущими изменениями законодательства в области технического регулирования торговли должны будут в обязательном порядке использовать международные технические нормы и процедуры подтверждения соответствия. Все это обязывает предприятия россии принять комплекс мер по повышению качества своей продукции и внедрению инноваций, обновлению технологий и повышению квалификации персонала, организации сертификации, изменению организационного поведения и т. д.

.2 инновационная деятельность российской экономики

Переход экономики россии в новое качественное состояние предопределяет значимость активизации инновационной деятельности, что в свою очередь требует фундаментальных изменений в структуре общественного производства, образовании и составе рабочей силы. кроме того, необходима смена вектора развития, базирующегося на использовании преимущественно природных ресурсов, к развитию на основе знаний и информации. С учетом этого необходимо существенно преобразовать отечественные институциональные условия ведения бизнеса, сформировать благоприятный инновационный климат, осуществить прорыв в сфере использования современных информационных и коммуникационных технологий, как в области воспроизводства знаний, так и в отраслях, использующих нововведения.

инновационную активность в российской экономике, согласно исследованиям, определяют три отрасли: металлургическая, химическая и машиностроение (на их долю приходится до 70% инновационно активных предприятий).

Если рассмотреть потоки иностранных инвестиции, то становится очевидным, что на долю «инновационных» отраслей приходится незначительная часть иностранного финансирования. Из всего объема производственных инвестиции наибольшая доля была направлена на развитие ТЭК, наименьшая — в машиностроение и металлообработку. В целом, иностранные инвестиции как источник финансирования инновационной деятель по-прежнему не имеют широкого распространения на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности.

При этом структура притока иностранного капитала характеризуется относительно небольшой долей прямых инвестиции при одновременном увеличении доли прочих (ссуд и займов).

Относительно инновационной деятель предприятий необходимо отметить тот факт, что даже те предприятия, которые причисляются к инновационно активным, сокращают долю «принципиально новой и усовершенствованной продукции» в общем объеме производства. В целом по промышленности ее доля снизилась в последние годы до 8%. Как показывают социологические опросы, только пятая часть инновационно активных предприятий в промышленности осуществляет нововведения в сфере технологии производства. остальные инновации приходится на инфраструктуру, организационную и маркетинговую деятельность предприятия, которые связаны с минимальной наукоёмкостью.

Большая часть финансирования технологических инноваций осуществляется за счет собственных средств предприятия (более 80%), остальное финансируется за счет государства (2 — 3%) и прочих источников (кредиты банков, иностранные инвестиции). Учитывая современное состояние капитальной базы большинства предприятий, можно предположить, что «инновационная» деятельность предприятий преимущественно связана не с внедрением принципиально новой продукции, а с «улучшением» существующего капитала (его ремонт, замена недорогими и соответственно низко эффективными аналогами и т.д.).

Основным получателем бюджетных средств выступают машиностроительные предприятия — 77% от общего объема ассигнований федерального бюджета на инновации. Средства внебюджетных фондов также сконцентрированы преимущественно в машиностроении — 68%. В последние годы четко прослеживается тенденция увеличения расходов федерального бюджета на оборону: в реальном выражении эти расходы в 2006г. увеличились практически на 1/3 по сравнению с 2005г.

Для развития отечественной инновационной системы огромное значение имеет законодательная база. Например, закон о коммерческой тайне, юридически закрепивший режим «ноу-хау» и имеющий принципиальное значение для капитализации интеллектуальной собственности. Согласно закону интеллектуальная собственность охраняется в режиме коммерческой тайны. По сравнению с патентованием режим коммерческой тайны предпочтителен в тех случаях, когда неясна коммерциализации изобретения, идеи. таким образом, все незапатентованные разработки и научные исследования, переведенные в разряд «ноу-хау», охраняются указанным законом. Особенно данное положение актуально для различного рода государственных учреждений, в которых в течение долгих лет изобретения и разработки, не представляющие собой «государственную тайну», бесконтрольно продавались сотрудниками «на сторону».

В настоящее время существуют различные точки зрения по вопросу наличия национальной инновационной системы в России, уровне ее развития и степени эффективности. По мнению Черемина С.Е. несмотря на очевидные проблемы инновационного развития россии, тем не менее, можно выделить ряд объективных предпосылок, позволяющих говорить о существование НИС или, по крайней мере, о положительной динамике ее формирования. среди таких предпосылок, прежде всего, государственная инициатива по созданию НИС. В утвержденных Президентом РФ «Основах политики российской Федерации в области развития науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» в качестве важнейшей задачи предусмотрено формирование национальной инновационной системы.

вместе с тем трудно не согласиться с утверждением о низком уровне эффективности системы и ее составляющих, наличия ряда серьезных ограничений и проблем дальнейшего ее развития, что подтверждается следующими данными: доля принципиально новых разработок в затратах на технологичные инновации составляет примерно 18% (ОЭСР -33%); из числа использованных передовых технологий всего 2,6% имеют патент на изобретения; более 90% машино-технической продукции неконкурентоспособно по сравнению с иностранными аналогами; удельный вес инновационно активных организаций составляет менее 10%, а доля затрат на технологические инновации в общем объеме их отгруженной продукции — чуть более 4%; стоимость импорта технологий в 2,1 раза превышает стоимость их экспорта; отечественный экспорт машин и оборудования составляет лишь около 9% от общего объема, тогда как сырьевой экспорт — более 77%; на 60% расходы на НИОКР обеспечиваются за счет государственного бюджета, в развитых же странах 2/3 и более затрат покрывается частным сектором.

Очевидно, что на пути преодоления разрыва между потенциальными возможностями и конечными результатами инновационного развития России важная роль принадлежит формированию адекватного институционального профиля НИС, где основная роль отводится государству. При этом организатора развития национального инновационного предпринимательства, в-третьих, регулятора институциональной основы.

В целях развития эффективной политики НИС, имеет смысл разработка, как инновационной политики, так и научно-технической. Однако если первая направлена на использование наработанного научно-технического потенциала, широкого внедрения новых знаний и технологических решений, то вторая — имеет своей главной задачей создание научно-технических заделов на перспективу (поддержка развития образования, науки, создание новых технических разработок, технологий). При этом, как одна, так и другая политика выступает составной частью экономической политики государства, и имеют общую стратегическую цель — устойчивые темпы роста и конкурентоспособность отечественной экономики. Кроме, указанных видов, значительное влияние на развитие НИС оказывает промышленная Политика, регулирующая взаимоотношения государства с промышленными предприятиями государственного и частного секторов. Она охватывает все аспекты деятельности предприятий, в том числе и те которые не относятся к освоению научно-технических нововведений.

Роль государства в регулировании российской инновационной системы определяется решением следующих проблем: создание конкурентной среды для долговременного развития хозяйствующих субъектов; организация процесса производства знаний; корректировка с использованием передового зарубежного опыта институциональных инструментов, обеспечивающих инновационное взаимодействие между наукой, бизнесом и государством; поддержание баланса между конкуренцией и кооперацией предприятий, а также государственных структур при создании и продвижении инноваций; содействие трансферту технологий и информации от научной среды к бизнесу; развитие процессов имитации и адаптации иностранных технологий; оптимизация механизма финансирования инновационного процесса (разработка новых форм кредитования крупных инновационных проектов, предоставление государственных гарантий по привлеченным в инновационную сферу кредитам, консолидация государственных и частнопредпринимательских финансов); содействие формированию международных и региональных технологических стратегических альянсов и т.д.

В современной мировой практике существует значительное число различных показателей, оценивающих уровень развития инновационной системы, ее потенциал. Представляется, что формирование системы показателей оценки эффективности НИС исходит из национальных особенностей ее формирования и приоритетов развития, а также должна включать оценку всех стадий инновационного цикла и связанных с ними процессов. Как правило, такая система содержит агрегированные и частные показатели. Очевидно, наиболее подходящими показателями для объективной оценки эффективности инновационной системы являются соотношения изменения затрат и результатов. Вместе с этим, интенсивное развитие макросистемы является лишь одним из возможных вариантов, и, кроме того, эффективность также может описываться и качественными показателями (состояние законодательной среды, уровень развитости инфраструктуры и т.д.).

показатели оценки эффективности НИС являются, в том числе, отражением тех условий, в которых она формируется и развивается. В большинстве случаев характеристики эффективной НИС включают: устойчивое развитие и функционирование субъектов макросистемы; приоритетность инновационного типа развития; четкое определение задач НИС; наличие результативной государственной политики в области развития инновационной деятельности; ограниченное число приоритетных (критических) направлений научно-технического развития; возможность образовательного сектора обеспечить потребность в специалистах соответствующей квалификации в области инновационной деятельности; способность финансовой системы страны обеспечивать необходимыми ресурсами инновационную деятельность; готовность промышленного сектора воспринимать новшества и инновации мирового уровня и реагировать на изменения конкурентной среды; высокий уровень информационного обеспечения инновационной деятельности.

Современная международная статистика разрабатывает и совершенствует методы расчета разнообразных индексов и рейтингов, отражающих потенциал и сравнительные преимущества той или иной страны в инновационной сфере. наиболее распространены методики Всемирного банка (программа «знания для развития»), ВЭФ (индекс научно-технического потенциала), ежегодно публикуемые показатели Национального научного фонда, Комиссии ЕС. несмотря на то, что используемые методики не лишены ограничений, в целом они способны оценить эффективность НИС по ряду направлений. Представляется целесообразным, при оценке результативности инновационной деятельности использовать несколько альтернативных подходов, с целью обоснования наиболее объективных результатов.

Среди множества разнообразных показателей, используемых в различных методиках оценки эффективности НИС, можно выделить совокупность основных индикаторов, которые позволяют составить общую картину уровня и условий развития инновационной системы, среди которых:

) показатели достигнутого уровня научно-технического развития: средний возраст научного оборудования (лет); доля инновационно активных предприятий в их общем числе в промышленности; уровень инновационной активности отраслей (отношение объема затрат на инновации к объему текущих и капитальных затрат предприятий отрасли); доля передовых производственных технологий (ППТ), использовавшихся менее трех лет, в общем числе ППТ (%);

) качественные показатели развития рыночных институтов и законодательства (например, уровень бюрократизации, число предприятий малого бизнеса в инновационной сфере и др.);

) образовательный уровень трудовых ресурсов: средний возраст исследователей, имеющих ученую степень; степень восприимчивости новшеств персоналом компании;

) финансовые показатели: затраты на исследования и разработки (в % к ВВП), удельный вес затрат на инновации в общем объеме промышленной продукции (%), эффективность затрат на инновационную деятельность;

) показатели передачи и использования знаний: удельный вес инновационной продукции в объеме промышленной продукции; число патентных заявок на изобретения в расчете на 10 тыс. чел. населения; соотношение числа патентных заявок, поданных национальными заявителями за рубежом и в стране; удельный вес страны в международной торговле технологиями; импортозависимость инновационной деятель (отношение затрат на приобретение импортных технологий к затратам отрасли на инновации);

) количественные и качественные показатели экономического роста (продолжительность жизни, ВВП на душу населения, экологические показатели и др.), уровень конкурентоспособности национальной экономики.

Обобщая оценки результативности инновационной системы России (отдельных ее составляющих), проведенные в соответствии с различными методиками, можно сделать вывод о достаточно низкой эффективности отечественной национальной инновационной системы, прежде всего, по таким направлениям, как: государственное регулирование, неразвитость венчурного предпринимательства и других форм взаимодействия НИС, высокие административные барьеры, слабая взаимосвязь науки и промышленного сектора, неразвитая материально-техническая база, ограничения в достижении целевых ориентиров социально-экономического развития.

Отечественными и зарубежными исследователями предлагаются различные стратегические направления развития эффективной модели отечественной НИС. Например, использование зарубежного опыта в формировании и развитии отечественной НИС. В данном случае вопрос ставится о копировании наиболее удачных моделей НИС развитых и развивающихся стран. Кроме того, рассматриваются стратегии: интеграция в глобальные инновационные цепочки; формирование инновационного суперпроекта общенационального уровня, конкурентоспособного на мировых рынках; создание кластера инновационных технологий, обеспечивающих постепенное формирование конкурентоспособного инновационного сектора. Указанные модели и стратегии в силу ограничений развития экономической системы не могут быть использованы в чистом виде в российских условиях.

Основной проблемой реализации любой программы является ее ресурсное обеспечение. безусловно, государственная финансовая поддержка программ необходима, без нее «саморазвитие» высоких технологий не имеет перспектив. Перераспределение ресурсов нефти, происходящее в стране, не способствует росту экономики страны. Только инновации могут способствовать экономическому росту. А инновации всегда связаны с большими рисками. Чтобы сгладить эти риски хотя бы частично, необходимы разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической деятельности, инновационного предпринимательства. главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует направить имеющиеся в руках государства силы и средства.

.3 Мировой экономический кризис и проблемы развития экономики России

Мировой финансово-экономический кризис — кризис, проявившийся в сентябре — октябре 2008 года в форме очень сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия.

Предшественником финансового кризиса 2008 года послужил ипотечный кризис в США, первые признаки которого проявились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов, а к весне 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заемщики. летом 2007 года кризис из ипотечного начал перерастать в финансовый и затрагивать не только США. Котировки на фондовых рынках резко снизились в течение 2008 года и в начале 2009 года. Для компаний существенно сократились возможности получения капиталов при размещении ценных бумаг. В 2008 году кризис приобрел мировой характер и начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.

Последствия глобального экономического кризиса негативно отразились на социально-экономической ситуации практически всех стран мира, но в разной мере. В россии они проявились особенно болезненно: по предварительным данным, в 2009 г. ВВП сократился на 8,5%, Инвестиции в основной капитал — на 17,6%, промышленное Производство — на 15,4%.

По мнению Г. Фетисова, подход российского правительства к проведению антикризисной политики претерпел значительную эволюцию. В начале 2008 г. он сводился к тому, что россия, благодаря наличию «подушки безопасности», останется «островом стабильности». Суверенные фонды, средства которых ЦБ разместил в международные резервные активы казались огромными. Однако в программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год (от 19 июня 2009 г.) поставлены цели «поддержки граждан и недопущения разрушительных процессов в социальной сфере и в экономике страны при обеспечении одновременно с этим решения стратегических задач социально-экономического развития».

Благодаря мировому кризису проблема перехода от сырьевой модели развития российской экономики к инновационной превратилась из перспективной в крайне злободневную.

Данные о производстве продукции базовых отраслей за первые месяцы 2009 г. говорят сами за себя — в России начался не только финансовый, но и полномасштабный экономический кризис. поскольку динамика производства имеет сезонный характер, необходимо сравнивать, например, величины выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности (далее — выпуск базовых отраслей) за аналогичные периоды. Значения индекса выпуска базовых отраслей к декабрю 2006 г. за разные годы приведены на рис. 1.

Рис. 1 Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятель

Если до ноября в 2008 г. выпуск базовых отраслей (светлые столбцы) превышал соответствующие величины 2007 г., то в ноябре-декабре 2008 г. он снизился до уровня 2006 г. В начале 2009 г. индекс выпуска базовых отраслей (темные столбцы) также значительно ниже величин за соответствующие месяцы 2008 г. Причем динамика выпуска базовых отраслей относительно соответствующего месяца предшествующего года, начиная с ноября 2008 г., выглядит весьма тревожно: от -4,2% до -15,0%.

Еще более глубокий спад пережила промышленность. Индексы прироста продукции промышленности в первые пять месяцев 2009 г. относительно соответствующих месяцев предшествующего года находились в интервале от -13,2% до -16,8%. соответствующие величины для обрабатывающих производств составили от -18,3% до -25,2%, а для производства машин и оборудования от -6,2% до -50,3%. Можно сделать вывод, что кризис имеет явно выраженный инвестиционный «крен», как это бывает при циклических кризисах перепроизводства.

Также во время кризиса сильно возросла безработица в России: на 82,9% общая и на 58,3% — официально регистрируемая Безработица.

Возникла угроза национальной экономической безопасности — развития финансово-экономического коллапса, т.е. перехода экономики в режим взаимно усиливающихся процессов снижения совокупного спроса, масштаба и эффективности общественного воспроизводства.

Россия оказалась подготовленной к началу кризиса случайно, а не по причине последовательной подготовительной работы. Экономика не рухнула только благодаря большим размерам накопленных золотовалютных резервов. Но эти резервы создавались в целях не страхования от кризиса, а предотвращения резкого укрепления рубля и чрезмерно большого роста денежной базы. Приоритетной задачей была только борьба с инфляцией. Тратить суверенные фонды собирались через много лет. То, что часть притока «нефтедолларов» не «проедалась», это правильно. Но если хотя бы треть валютных резервов вкладывалась в проекты по модернизации и повышению эффективности экономики, то она была бы лучше готова к кризису.

Разумеется, Россия из кризиса выберется, в частности, благодаря «плавному ослаблению рубля». Но издержки кризиса в России велики. Для остановки механизма саморазрушения экономики и финансовых рынков очень полезны меры по выкупу акций государством и бюджетному кредитованию реального сектора. Но пока их масштабы малы. более того, либеральные фундаменталисты развернули кампанию по дискредитации этого института государственного регулирования экономики. Без всякого научного обоснования выносится вердикт о том, что выкуп акций не дал результатов. Но в конце 2008 г. объем интервенций Внешэкономбанка (вэб) на фондовом рынке составил более 10% всего оборота фондовой секции ММВБ. причем в некоторые дни ВЭБ был, по-видимому, основным покупателем, поддерживая ликвидность рынков акций ведущих российских компаний и сдерживая панические настроения инвесторов и акционеров. Обоснованные действия Президента, Правительства и Федерального Собрания России по созданию законодательных основ и административных институтов для государственной поддержки фондового рынка следует считать успешной инновацией в условиях обвала фондового рынка. И, следовательно, она должна сохраняться в арсенале мер антикризисного регулирования в случае новой волны кризиса на финансовых рынках. поэтому можно сделать вывод, что главный рецепт лечения кризиса в России заключается в переходе от «окольных» методов государственной поддержки фондового рынка и реального сектора к непосредственным методам. При этом банки должны быть операторами по размещению государственных средств в приоритетные секторы экономики, тем более что они и так находятся под строгим контролем ЦБ.

Наконец, необходима модель развития экономики и общества России на основе концепции шести «И» (институты, инфраструктура, инновации, Инвестиции и, дополнительно, интеллект и информация как базовые ресурсы современного технологического уклада).

концепция шести «И» должна обеспечивать развитие российской экономики на основе частно-государственного партнерства и трансформации сбережений граждан и предприятий в прямые производственные инвестиции. Модель развития экономики и общества на основе концепции шести «И» призвана мобилизовать силы всего общества для достижения передового уровня эффективности и конкурентоспособности российской экономики.

Сейчас благополучие нацеленной на экспорт энергоносителей экономики России во многом зависит от создания нормального инновационного и инвестиционного климата, который позволит ей стать технологически развитой страной, а не сырьевым придатком Запада и бурно развивающихся экономик.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из объективных законов развития мировой экономики является Интеграция, представляющая объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств. Охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, Интеграция ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов.

В основе объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство лежит международное разделение труда, представляющее собой специализацию отдельных стран на производстве определенных видов продукции, которыми они обмениваются между собой. Оно является объективной основой международного обмена товарами, услугами и знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между всеми странами мира. именно международное разделение труда является важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного экономического взаимодействия государств в масштабах всей планеты, позволяющей мировой экономике прогрессировать в своем развитии, создавать предпосылки для более полного проявления общих (универсальных) экономических законов.

Определяя место и роль россии в мировом хозяйстве, международном разделении труда и интернационализации хозяйственной жизни, можно отметить, что они обусловлены уровнем и динамикой развития национальной экономики, степенью ее открытости и вовлеченности в МРТ, прогрессивностью и развитостью внешнеэкономических связей, умением национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом для себя направлении, наличием транснациональных корпораций.

С началом рыночных преобразований, Россия предприняла ряд попыток включиться в мировые интеграционные процессы, что должно способствовать ускорению вхождения России в мировое сообщество на правах страны с рыночными отношениями. однако существенным препятствием для интенсификации этого процесса является неустойчивое состояние российской экономики.

Успешное решение проблемы включения россии в мировые интеграционные процессы будет в конечном счете зависеть от оздоровления экономики страны на путях ее структурной перестройки и перехода к рыночным условиям хозяйствования, а также от создания действенных законодательных, организационных, материальных и технических предпосылок для этого.

кроме того, необходим подход России с глобальных позиций к участию в мировых делах, который должен стать основной частью национального интереса: полнокровное участие в работе международных многосторонних структур, таких как: Конференция ООН по торговле и развитию, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. международный валютный фонд. Всемирный банк, Европейский Немаловажное участие России во всемирных по сфере своего проявления организациях таких, как: Всемирная торговая организация, международная Финансовая Корпорация, Международное агентство по гарантии инвестициям, всемирная организация интеллектуальной собственности и региональные государственные образования (Европейский союз, Европейская ассоциация свободной торговли, организация экономического сотрудничества и развития и др.). Важными направлениями постепенной интеграции россии в мировую экономику могут быть участие в многосторонних международных экономических проектах, а также создание транснациональных корпораций.

ЛИТЕРАТУРА

1.Абдуллин, Р. Профиль России в мировой экономике в свете ее обязательств по вступлению в ВТО/Р. Абдуллин // общество и экономика. — 2012. — №5.- С. 65-77.

. Аитян, С.К. Интеграция россии в мировую экономику и глобализация фондовых рынков / C.К. Аитян, А.К. Иванов-Шиц// Вестник МГИМО университета. — 2009. — №6. — С. 154-162.

. Алешин, В.А. Международная научно-практическая конференция «россия в глобализирующейся мировой экономике» (Ростов н/д, май 2007 г.) / В.А. Алешин, А.Ю. Архипов, Е.М. Мартишин, Е.В. Фомичева // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: общественные науки.- 2007. — №1. — С. 130-133.

. Андрианов, В.Д. Национальное богатство России на службу новой экономики / В.Д. Андрианов // вопросы новой экономики. -2008.- №2.- С. 4-24.

. Архипов, А.Ю. Развитие россии в условиях глобализации мировой экономики / А.Ю. Архипов, Е.М. Мартишин, Е.В. Фомичева // Экономический вестник ростовского гос. университета.- 2008. — Т. 6. — №3. — С. 150-168.

. Байкова, И.А. Пути усиления конкурентных позиций россии в глобальной мировой экономике / И.А. Байкова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2008. -№10.- С. 371-373.

. Белозерова, С.В. Перспективы развития внешнеэкономических связей в РФ / Белозерова С.В. // Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». — 2003. — №2. — С.13-21.

. Гайдар, Е.Т. Кризисная экономика Современной россии: тенденции и перспективы / Е.Т. Гайдар // Учебник. — М.: Проспект, — 2010. — 197с.

. Гринберг, Р. место и шансы России в мировой экономике / Р. Гринберг // Предпринимательство. — 2008. — №1. — С. 6-14.

. Золотарев, В.С. Национальное богатство россии в системе макроэкономических показателей / Золотарев В.С., Невская Н.И., Комарова Т.Г. // Вестник Ростовского государственного экономического университета РИНХ. — 2010. — №32. — С. 46-54.

. Калианиди, Х.К. Роль россии в мировой экономике / Х.К. Калианиди, Г.Г. Вукович // Современные наукоемкие технологии. — 2008. — №1. — С. 80.

. Крюков, В.В. Мировой финансовый кризис и его влияние на экономику России / В.В. Крюков // вопросы экономических наук. — 2009. — №1. — С. 98-100.

. Лебедев, О.Т. Экономика отраслевых рынков / О.Т. Лебедев // Учебное пособие. Издание второе, дополненное. Изд-во Политехнического университета, — 2009. — 153с.

. Линецкий, А.Ф. Вступление россии во Всемирную Торговую Организацию как важнейший фактор её интеграции в мировую экономику/ А.Ф. Линецкий// Балтийский регион. — 2011.- №4. — С. 69-78.

. Малинина, Е.В. исследование причин современного мирового финансового кризиса и пути повышения конкурентоспособности экономики России / Е.В. Малинина // финансы и кредит. — 2009. — №23. — С. 10-13.

. Малиновский, С.И. Формирование инновационной политики России в современных условиях мировой экономики / С.И. Малиновский // Инженерный журнал с приложением. — 2010. — №1. — С. 38-42.

. Сафонов, И.А. Внешнеэкономические связи россии со странами Европы в контексте расширения ЕС / И.А. Сафонов // Экономика. — 2006. — С. 58-73

. Черемин, С.Е. Новые направления и формы интеграции россии в мировую экономику / С.Е. Черемин // Учебник. — Москва, — 2009. — 173с.

. Шестернев, А.П. особенности интеграции экономики России в мировое хозяйство / А.П. Шестернев // Микроэкономика. — 2008. — №6. — С. 10-12.

. Ахметов, Т.Р. Интеграция России в мировую экономику в условиях ее глобализации [электронный ресурс]// Т.Р. Ахметов. — Уфа, 2006. — Режим доступа: HTTP//www.disserCat.com

. ВВП России за полгода вырос на 4,5% / российский статистический ежегодник. — 2011. — Режим доступа: #»justify»>. О чём промолчал Владимир Путин. — Режим доступа: #»justify»>. Росстат. каталог статистических публикаций. — Режим доступа: #»justify»>25. Aslund A., Guriev S., Kuchins A. Russia After the Global Economic Crisis. — 287 с.

26.GreatCrisis.ru Режим доступа: #»justify»>. World Trade Organisation. — Режим доступа: HTTP://www.wto.org/english/ forums_e/students_e/students_e.htm

Учебная работа. Место и роль России в мировой экономике: анализ состояния и оценка перспектив