Учебная работа. История российско-японских отношений и культурной дипломатии

История российско-японских отношений и культурной дипломатии

Реферат

История российско-японских отношений и культурной дипломатии

1. История отношений японии и России

культурный дипломатия политика

История отношений японии и России насчитывает больше 400 лет. первые контакты между японцами и русскими произошли в начале XVII в.

более регулярные контакты между двумя странами начали устанавливаться в конце XVII в. В это время Япония была «закрытой» страной для внешних контактов, правительство которой вело изоляционную политику. россия того времени проводила экспансионистскую политику. В такой ситуации, «вынужденными носителями межкультурного общения» стали японские моряки, потерпевшие кораблекрушение в России. Первым таким моряком считается японский мореплаватель Дэнбей (Дэмбей), который потерпел крушение на Камчатке по пути из японского города Эдо в Осаку. В начале XVIII в. он оказался в центре внимания властей: в 1702 году Дэнбей встретился с Петром I; российский правитель обеспечил его и повелел обучать некоторых русских «японской грамоте». Также в россии открылась первая школа японского языка, и на государственном уровне начались поиски пути в Японию.

Как отмечает Митико Икута, период первых контактов образ стран в глазах друг друга создавался на основе «неосознанной этнографии» — неких стереотипных и туманных представлениях о другом народе. Данные представления были смешаны с рассказами самих японцев, например, Дэнбея, и описаниями путешественников. Сознательная деятельность в сфере создания имиджа страны началась позже и была связана с началом официальных отношений.

первый официальный контакт между двумя странами произошел в конце XVIII века: русская экспедиция под командованием Адама Лаксмана съездила в Японию и вернулась с договоренностью и разрешением посещать порт Нагасаки в закрытой в те времена для всех основных европейских стран. Таким образом, можно сказать, что инициатором отношений выступила Россия. Так начались двусторонние отношения государств.

Деятельность в области культурной дипломатии россии и Японии началась в разное время. Правительство японии начало реализацию культурной политики в 1862 году, когда Япония приняла участие в Лондонской Всемирной выставке, а в 1868 — в Парижской всемирной выставке. Начиная с этого времени — с конца XIX в. — правительство страны продвигало образ Японии, гибко подстраивая его под свои актуальные потребности и международную ситуацию: от «живописной Японии»: «страны поэтов, художников и красавиц-гейш» до экономически благополучной страны с богатой традиционной и современной культурой.

Россия начала культурную дипломатию в 30-х гг. XX в., когда, после окончания революции и гражданской войны, стране требовалось наладить контакты с внешним миром в качестве нового государства. Установив дипломатические отношения с рядом стран в 20-30-е гг., в том числе с Японией в 1925 г., правительство СССР инициировало создание первого органа культурной дипломатии в стране — Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС).

Можно считать, что намеренное использование культурной дипломатии для создания своего имиджа для друг друга и построения отношений началось в середине XX века, когда после Второй Мировой войны перед странами встала необходимость развивать мирные контакты. двусторонняя культурная дипломатия развивалась поэтапно, сталкиваясь с проблемами регулирования отношений, и в данный момент является одной из важных направлений деятельности между Японией и Россией.

2. понимание культурной дипломатии в Японии и России: разница терминологии и подходов

Как было отмечено, в данной работе мы используем термины «культурная дипломатия» и «внешняя культурная политика» как синонимичные, подразумевая под ними одно явление, а именно государственную деятельность на внешнем уровне, при осуществлении которой достижения создания благоприятной среды для реализации политических, экономических и других насущных целей страны путем её продвижения за границей. подобная деятельность осуществляется в каждой стране, разница существует лишь в подходах к данному политическому курсу, его интенсивности, целях и средствах, на которых делается упор. В этой главе рассматривается разность подходов к данному явлению в россии и Японии, которые обобщены в таблице 1.

Сначала нужно отметить, что период конца XX — начала XXI века является важным для японской и российской культурной дипломатии. связано это с тем, что начиная с 90-х гг., страны столкнулись с прогрессирующим процессом глобализации, который изменил качество международной среду и отношений внутри её. помимо этого, в России в данный период происходили изменения во всех сферах в связи с переменой с развалом СССР и образованием российской Федерации. Японии было важно показать себя уникальным на фоне азиатских стран, которые смогли позволить» себе собственную культурную дипломатию (Китай, Индия, Южная Корея и другие). Эти факторы привели к обновлению направлений культурных дипломатий двух стран.

Таблица 1.Сравнение политики культурной дипломатии в россии и Японии.

КритерийЯпонияРоссияНачало деятельности в области культурной дипломатии1862 год, участие в Лондонской Всемирной выставке. Активная деятельность по созданию имиджа со второй половины XX в.30-е гг. XX в.Роль культурной дипломатии в деятель государстваОдно из приоритетных направлений документально и фактически.Указание на важность деятельности в официальных документах, однако фактически эффективность культурной политики не так высока.Механизм реализацииРазработка направленности и финансирования политики осуществляется правительством, непосредственная реализация курса — общественными и некоммерческими организациями, отдельными персонами.Реализацией политики в основном занимается правительство, единая система финансирования организаций для осуществления внешней культурной политики отсутствует.Концепция культурной политикиПрограмма «Cool Japan», которой подчинены все другие сферы культурной дипломатии. Акцент на сочетании современной и классической японской культуры.Акцент делается на «классической» российской культуре («высокая», элитарная особенно, студенческие); продвижение современной поп-культуры и классической культуры, а также изучения японского языка.деятельность по поддержке соотечественников за рубежом; культурные и образовательные обмены; продвижение и укрепление русского языка за границей.Создаваемый имидж государстваИмидж многогранной мирной и развитой страны, с уникальными традициями и современной глобальной культурой — своеобразный бренд Японии. Присутствует стремление «исправить» негативное представление о Японии».имидж высококультурной страны с демократическими ценностями, равного партнера на мировой арене. Провозглашается самобытность. присутствует акцент на том, что Россия развивается, становится «равноправным партнером» и «нормальной страной», соответствующей мировым стандартам.

В настоящее время культурная политика занимает разные позиции в политике двух стран, что во многом связано с такими факторами, как существенные отличия логики развития. Как отметил профессор С. Хакамада, Японии с начала эпохи Камакура существует «самоорганизованность», что выражается в коллективизме, социально-психологическом контроле за личностью, следованию общему делу. Российскому обществу исторически присуща «стихийность»: отсутствие эффективного общественно-психологического контроля, проявление индивидуализма и эгоизма в общественной жизни . В культурной дипломатии прослеживаются похожие тенденции: японская культурная Политика представляет собой слаженный курс с единой направленностью, реализацией которого занимаются и правительство, и общественные организации, и граждане; российская культурная политика не имеет единого принципа своей реализации, и осуществляется она, по большей части, государственными органами. Рассмотрим данные тезисы более подробно.

Культурная дипломатия в Японии является одним из важнейших направлений внешней политики: как отмечается в дипломатической «Синей книге», — «для того, чтобы успешно реагировать на события, которые разворачиваются в мире, японии необходимо эффективно использовать не только экономическое и военное влияние («жесткую силу»), но и влияние привлекательной культуры и высокого уровня технологий («мягкую силу»). Культурная дипломатия Японии представляет собой единую политику с четко определенным курсом. Стержнем политики является концепция «Классной Японии» («Cool Japan») — создание образа многогранной страны, которая сочетает в себе традиционную культуру, развитые технологии и современную массовую культуру. Воплощению идей концепции «Классная Япония» и созданию национального бренда служат все основные направления культурной дипломатии японии: туризм, обучение в области японского языка, традиционная и современная культура.

Важная роль в данной концепции отдается современной поп-культуре японии. Согласно японскому социологу Хидэтоси Като, популярная культура — это «культура, которую разделяет каждый человек…социальный цемент, который заполняет пространство между высшим и низшим средним классом, между высокообразованными людьми и выпускниками школы, иногда даже, между мужчинами и женщинами». Иными словами, популярная культура охватывает все общество, она знакома каждому члену данной группы в той или иной степени; по этой причине японское правительство использует её для повышения популярности Японии в целом. таким образом, правительство формирует пласт иностранцев, которые «любят» Японию через свое увлечение японской культурой.

О важности культурного направления для страны также свидетельствует то, какие институты занимаются его разработкой и осуществлением. В Японии основным органом, отвечающим за разработку направленности культурной дипломатии, является Министерство внешних дел Японии (MOFA) и сформированный в 2004 г. на его основе Департамент по делам публичной дипломатии (Public Diplomacy Department). непосредственно осуществлением курса культурной дипломатии занимаются публичные и частные организации: министерства и локальные управления, подразделения из других областей (например, Министерство экономики, торговли и промышленности Японии (METI)); культурные центры как внутри Японии, так и за границей (например, «Японский Фонд»).

. Культурная дипломатия россии

Рассмотрим культурную дипломатию России. Согласно официальным документам, она является «неотъемлемой составной частью политики российского государства на международной арене», поскольку «как никакой другой инструмент «мягкой силы» способна работать на укрепление международного авторитета страны» . Так же отмечается, что «в реализации внешнеполитической стратегии россии культуре принадлежит особая роль».

В культурной политике россии упор делается на образе многокультурной и многоконфессиональной страны, единой и самобытной в своем многообразии; при этом, подчеркивается сохранение и развитие в стране «богатых исторических традиции отечественной культуры», искусства (театр, балет, Опера) и спорта (художественная гимнастика). Правительство продвигает имидж культурной, образованной страны с «динамичной культурной жизнью в условиях многообразия и свободы творчества», а также демократическими порядками; используется образ «возрождения…в качестве свободного и демократического государства».

Несмотря на наличие конкретных характеристик желаемого имиджа страны, можно сказать, что единая четко выраженная направленность во внешней культурной политике в настоящее время не сформулирована. Как отмечает исследователь К. П. Авгеринос, в последнее десятилетие у России отсутствовала единая политика по коммуникации с внешним миром». Частично, это было связано с уверенностью российской власти в своих действиях и отсутствии понимания необходимости объяснения своей политики другим странам.

В осуществлении культурной политики в россии заняты государственные структуры, такие как Министерство культуры РФ, Россотрудничество, Федеральное агентство по делам СНГ; зарубежные культурные службы и культурные центры при посольствах. некоторым значением обладают неправительственные организации, а также средства массовой информации, распространяемые за рубежом (например, «Russia Today»). Как отмечает Л.Е. Козлов, по большей части культурная дипломатия в России осуществляется «по линии государственных министерств и ведомств» ввиду слабого развития гражданского общества. Скорее всего, это связано с еще одной особенностью культурной политики россии, а именно — отсутствием единой системы финансирования деятель в отрасли.

В последние десятилетие роль культурной дипломатии в россии возрастает. Доказательством тому служат детальные нормативные документы, посвященные сфере, и официальные высказывания деятелей. При этом, исследователи отмечают, что культурная дипломатия не является в целом успешной, приводя как довод то, что в 2006 году международная репутация и имидж России были крайне низки. Как отмечает корреспондент российского агентства международной информации «РИА новости», власти прилагают усилия для того, чтобы показать страну, путем проведения мероприятий, ведения зарубежных медиа; однако, многие методы культурной дипломатии пока не используются страной в полной мере.

Рассмотрим общую черту культурной политики россии и Японии. В официальных документах обеих стран присутствует такая задача, как «исправить негативное присутствует в 2008 году, а в российских документах она встречается в 2010 году. однако, начало и истоки данного заявления в двух странах отличаются.

А.Е. Жуков полагает, что исток стремления «исправить» негативное представление о Японии («Япония изменилась», «Япония не такая, как вы думаете», «многое, что писалось о Японии, не соответствует действительности») кроется в многовековом пребывании страны «на культурной и политической периферии великой китайской цивилизации». Возможно, что этой причине у Японии издавна существовал комплекс, связанный с идеей о её «неполноценности». Посыл «подправить» существующий имидж особенно проявился в культурной дипломатии японии с середины XX века, когда образ страны был «подпорчен» военными действиями во время Второй Мировой войны.

При этом, в современной японии идея о «неполноценности» гармонично сочетается с идеей об «исключительности» японской культуры, истоки которой находятся в концепции «Нихондзинрон» (日本人論) — «теории японистости». Исключительность японии в рамках данной концепции выражалась как в культуре и истории, так и в биологии, особой кухне и диете, климате японских островов и др.. В связи с этим, Японии отдавалась роль «моста между различными культурами Востока и Запада. История данной концепции отходит к концепции кокутай, которая была сформирована в качестве государственной идеологии в XIX в. на основе японской мифологии и государственных сводов.

В России сложилась несколько иная ситуация. примерно с XIX в. в стране сформировалась идеология «особого пути» — идея особенности и исключительности русской культуры, истории, общества, национального характера, которые отличаются как от западных государств, так и от восточных. Данная идеологическая система была связана с отставанием страны от западных стран в экономическом, политическом, социальном плане на протяжении долгого периода своей истории; однако, как видно, в отличие от японии, в России это отставание было интерпретировано не как «неполноценность», а как «особая черта»: «Россия иначе не может — таков менталитет» . Помимо этого, идеология «особого пути» использовалась как оправдание «отставания». скорее всего, из этой идеи вышла мысль о «правоте» решений Российской власти в межгосударственных вопросах, что на данном этапе проявляется в том, что российские власти не стремятся объяснять свои действия внешнему миру: у государства отсутствует единая Политика по коммуникации с другими странами через СМИ .

В культурной дипломатии россии необходимость «исправить» образ появилась лишь в начале XXI в. и была связана с тем, что хороший имидж страны «пострадал» от её действий в современных конфликтах. При этом, во внутренних источниках информации делается упор на том, что плохой имидж создается «журналистами извне», что коррелирует с описанными выше идеями «особого пути».

Сравнивая подходы японии и России к культурной политике, в них можно выделить общие черты и различия. Рассматривая общие характеристики, можно заключить, что, во-первых, обе стороны понимают важность культурной дипломатии при определении авторитета и позиции государств в мире. Во-вторых, в целях культурной дипломатии обеих стран присутствует цель «исправить негативное стран присутствуют идеи об уникальности национальной культуры.

Обратим внимание на различия культурной дипломатии двух стран. Первое из них заключается в её реализации. Япония обладает единой направленностью политики — концепцией «Классная Япония», которую правительство реализует с 2000 года. У Российского правительства четкий курс внешней культурной политики отсутствует, хотя с 2005 года оно работает над исправлением негативного имиджа.

Второе различие заключается в том, что правительство японии возлагает на культурную дипломатию большие ожидания, активно пользуясь ей, в то время как российские власти не используют её потенциал полностью. Эти различия могут быть обусловлены разностью исторического пути двух стран, разностью размеров их территорий, легкостью или сложностью мобилизации ресурсов.

.Цели культурной дипломатии японии и России

Согласно исследователю Симону Л. Марку, культурная дипломатия служит большому количеству целей. Он разделяет их на две группы: идеалистические и функциональные.

Идеалистические цели провозглашаются государством перед всем миром в официальных источниках информации. Рассмотрим наиболее общие идеалистические цели двух государств, а также цели, которые они имеют в рамках отношений друг с другом в таблице 2. В таблице похожие цели указаны в одной строке. В общих чертах, идеалистические цели Япония и россия схожи; при этом, две страны имеют общие цели, достижение которых, в теории, будет выгодно обеим сторонам: например, «заключение мирного договора». Однако, в реальности существуют и другие намерения государств — а именно, функциональные цели.

Таблица 2. Идеалистические цели культурной дипломатии японии и России.

ЯпонияРоссия«Углубление понимания японии и доверия к ней в других странах; создание благоприятного образа Японии».«Укрепление международного авторитета страны», «интеграция России в мировое культурное пространство».«Повышение обоюдного понимания стран друг другом», развитие международного сотрудничества.Укрепление «отношений взаимопонимания и доверия с зарубежными странами, развитии равноправного…партнерства с ними», «расширение духовных связей между людьми и народами».«Решение проблемы «северных территорий и заключение на этой основе мирного договора», «нормализация отношений с Россией».«динамичное развитие добрососедских многоплановых отношений с Японией», продолжение «диалога о путях взаимоприемлемого решения неурегулированных вопросов», а именно проблемы «северных территорий» и заключение мирного договора.

Функциональные цели являются насущными задачами государства в области экономики, политики, геополитики и так далее. Решение функциональных задач, как правило, должно принести государству пользу. Согласно работе Н.М. Боголюбовой, основными функциональными целями внешней культурной политики или, иначе говоря, культурной дипломатии любой страны, можно считать следующее:

.Создание позитивного образа страны за рубежом;

.Создание, на основе созданного образа, условий для осуществления политических и экономических задач на международной арене. Исследователь Е.М. Астахов добавляет к данным целям еще одну задачу: укрепление геополитического влияния государства, осуществляющего культурную дипломатию.

Как отмечает исследователь Л.Е. Козлов, культурная дипломатия схожа с маркетингом и рекламой, поскольку она несет в себе скрытые цели, и при удачном исполнении способна их достигнуть.

Перечисленные нами функциональные цели культурной дипломатии присущи каждой стране, осуществляющей её. таким образом, можно сказать, что эти цели, являясь базовыми, верны и для культурной дипломатии как японии, так и России, что доказывает информация из официальных источников.

.Текущие цели внешней политики Японии и России по отношению друг к другу

После анализа идеалистических и базовых функциональных целей двух государств, необходимо рассмотреть задачи их внешней политики по отношению друг к другу. Назовем их «глубинными» целями, поскольку они являются двигательной силой культурной дипломатии, определяют её методы и средства реализации.

Современные отношения Японии и россии несколько осложнены по нескольких причинам. Во-первых, наличием нерешенной проблемы с островами. Во-вторых, — косвенно — Украинским кризисом, который считается незаконной оккупацией территории по мнению правительства Соединенных Штатов Америки (США) и ряда европейских стран. Рассмотрим это далее.

Российско-японские отношения регулируются большим количеством деклараций и соглашений. На их основе, а также на основе других официальных документов, была составлена таблица целей и задач внешней политики Японии и России в двусторонних отношениях (см. таблицу 3).

Таблица 3. Цели и задачи двусторонней внешней политики Японии и России.

ЯпонияРоссияПолитические цели Подписание мирного договора и решение вопроса о «северных территориях» путем передачи 4-х островов Японии.Подписание мирного договора, возможно, на условии передачи Японии части островов, что в настоящее время уже не так вероятно.Экономические целиРазвитие экономических связей, расширение и сохранение уровня торговли, сохранение и развитие сферы бизнеса.- топливно-энергетическая сфера: сохранение состояния приобретения полезных ископаемых; — продажа высокотехнологичных товаров в Россию; — подключение японии к экономическому сотрудничеству, прежде всего — развитию дальнего Востока.- развитие топливно-энергетической сферы, которая считается ведущей в российской экономике: импорт полезных ископаемых, таких как газ и нефть и др., кооперация в области управления и финансирования данной сферы; — экономическое развитие дальнего Востока и Сибири, в частности, в сфере энергетики и сбыта сырья; — экономическое партнерство со странами Азиатско-тихоокеанского региона; — сохранение инвестиций со стороны японского бизнеса.Военные цели и цели, связанные с областью безопасностиРазвитие отношений, повышение стабильности Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) .Считая Россию сильным союзником в лице «северного соседа» , ищет поддержки в ситуации нестабильности региона (усиления военно-экономического потенциала Китая и нестабильностью Корейского полуострова).

Многие факторы указывают на то, что и Япония, и россия заинтересованы в урегулировании отношений. Проводится большое количество форумов, например, форум «Точки соприкосновения: бизнес, инвестиции, культура» в Токио в 2013 году и в Москве в 2014 году, встреч на разных уровнях.

В экономическом плане главным образом две страны заинтересованы в сохранении и поддержании кооперации в сфере энергетики: с российской стороны интерес заключается в экспорте российской нефти, газа и других ресурсов в Японию, а также заимствовании японского опыта организации и финансирования энергетической сферы; с японской стороны интерес заключается в закупке ресурсов и поддержании энергетической сферы на существующем уровне. кроме того, Япония заинтересована в продаже высокотехнологических товаров в Россию. Также важна сфера бизнеса. В настоящее время экономические связи между двумя странами не реализуются в полной мере: доля Японии в российской внешней торговле в начале 2016 г. составляет всего 3,8%, в доля России в японской торговле — лишь 1,8%.

В военной сфере отношения между Японией и Россией затрагивают безопасность всего региона АТР. Для японии вопрос безопасности актуален по причине нарастания военной и экономической мощи Китая, а также нестабильной ситуации на Корейском полуострове, связанной с ядерным производством. Япония, претендуя на «особую роль» в регионе, стремиться не допустить тесных связей Китая и России и заручиться поддержкой последней, а также обеспечить стабильность региона. Для японии вопрос безопасности, а именно национальной и региональной, является важным моментом из-за географического положения государства. Для России безопасность АТР также важна: стабильность позволит стране развивать политические, экономические и военные связей со странами региона, и в частности, с Японией.

В политической сфере правительства заинтересованы в подписании мирного договора и решении вопроса об островах Южных Курил, однако, этот вопрос до сих пор остается нерешенным. несмотря на то, что правительства обеих стран стремятся поддерживать хорошие отношения, Японское правительство вынуждено вести политику солидарности с Европейским Союзом (ЕС) и США в вопросах «северных территорий» и Украинского кризиса, на что есть ряд причин:

во-первых, наличие альянса Японии и США, что связано с договорами о коммуникации в области безопасности, экономики и других сфер. Как отмечают японские политики, Япония находится «под давлением США», поэтому решение проблем с другими странами не может происходить в отрыве от «общих» (японско-американских) целей;

во-вторых, у японии есть необходимость оставаться страной с либерально-демократическими ценностями, которые приняты мировым сообществом, в том числе, в вопросе Украинского кризиса;

в-третьих, в случае подтверждения Японией своего согласия с принятием Крыма Россией, есть опасность того, что Китайское правительство воспользуется им в свою пользу и провозгласит острова Сэнкаку (Дяоюйдао) своей территорией.

несмотря на то, что правительство Японии придерживается политики, которая идет вразрез с политикой россии (например, поддерживает санкции, введенные США и Европейских стран против России в связи с несогласием с ситуацией с Крымом), тем не менее оно избегает излишней критики действий россии, пытаясь сохранять более-менее нейтральный тон. таким образом, правительство Японии придает важность возможностям развития двусторонних отношений.

Обратимся к проблеме «северных территорий» и мирного договора. Несмотря на стремление стран урегулировать свои отношения, компромисс по островам вряд ли будет достигнут в ближайшее время. Во-первых, ни Россия, ни Япония не готовы уступать территории, поскольку это не только вопрос экономической выгоды, но и политическая дилемма. Это отражается в речах политических деятелей двух стран и их действиях. Так, Российская сторона считает четыре острова Южных Курил своей территорией, что доказывает через их посещение различными деятелями, например, премьер-министра Д.А. Медведева в сентябре 2015 года.

В качестве решения от российской стороны поступало предложение передать японии часть территории на условии подписания мирного договора — так называемый, «компромисс 1956 года», названный так по заявлению в Совместной декларации 1956 года. Это не было принято Японией, которая требует передачи всей территории островов. В 2012 г. В.В. Путин предложил японской стороне вести диалог по принципу «ничьей» — хикивакэ, что предполагает сохранение существующего статуса-кво и продолжение переговоров. Японское правительство поддерживает идею «ничьей» в целом, однако, по его мнению, условия этого принципа должны быть иными. В связи с неизменностью данной ситуации, в мае 2015 года российская сторона в лице президента В.В. Путина заявила о сохранении своей позиции в теме Курильских островов, но также и о готовности к диалогу, особенно, в сфере экономического сотрудничества в регионе.

Существует мнение, что вопрос оспариваемых территорий является принципиальным политическим вопросом каждой стороны: политики ни одной из них не способны признать острова владением оппонентов, не повредив своей политической репутации.

Учебная работа. История российско-японских отношений и культурной дипломатии