Учебная работа. Иностранные инвестиции и их место в экономике ОАЭ

иностранные инвестиции и их место в экономике ОАЭ

Содержание

Введение

Глава 1. особенности привлечения иностранных инвестиций

.1 Иностранные инвестиции и их место в экономике

.2 Основные аспекты привлечения иностранных инвестиций

.3 Государственное регулирование иностранных инвестиций

Глава 2. Особенности экономики ОАЭ

.1 особенности исламской финансовой системы и ее место в ОАЭ

.2 место ОАЭ в Совете Сотрудничества Арабских Государств Персидского Залива (ССАГПЗ)

.3 инвестиционный климат ОАЭ

Глава 3. Место и роль иностранных инвестиций в экономике ОАЭ

.1 Динамика иностранных инвестиций в экономику ОАЭ

.2 Вклад иностранных инвестиций в экономическое развитие страны

.3 Перспективы привлечения иностранных инвестиций

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Объединенные Арабские Эмираты с момента образования достигли колоссальных результатов. На сегодняшний день это одна из самых быстроразвивающихся экономик в мире. несколько десятилетий назад Объединенные Арабские Эмираты считался одним из самых бедных и слабо развитых регионов среди стран Персидского Залива с населением около 180 000 человек, который не представлял никакого интереса для зарубежного капитала. В настоящий момент этот регион демонстрирует высокий уровень ВВП на душу населения, стремительно развивающеюся экономику c растущей численностью, насчитывающую на сегодняшний день около девяти миллионов человек.

С середины 1980-х годов правительство Объединенных Арабских Эмиратов озадачилось вопросом диверсификации экономики, поскольку запасы нефти, на которых строится Экономика данной страны, в долгосрочной перспективе не являются достаточным гарантом стабильного роста. Таким образом, наиболее перспективным путем поддержания развития Эмиратов является привлечение иностранных инвестиций. Для того, чтобы стимулировать приток прямых иностранных инвестиции в регион, правительство оптимизировало законодательство и сконцентрировалось на создании благоприятного инвестиционного климата. В качестве первого шага, в 1986 году была создана первая свободная экономическая зона — Джабель Али, с возможностью ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности с полным правом собственности. Создание свободных экономических зон является важной особенностью притока прямых иностранных инвестиций и укреплению позиций ОАЭ на мировом рынке.

Итак, объектом данного исследования являются Экономика Объединенных Арабских Эмиратов, предмет — роль иностранных инвестиций.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить вклад иностранных инвестиций в экономическое развитие ОАЭ. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

·Исследовать теоретические аспекты иностранных инвестиций;

·рассмотреть экономику ОАЭ в составе стран ССАГПЗ;

·Выявить основные особенности исламской финансовой системы;

·Провести анализ динамики иностранных инвестиций в ОАЭ;

·Рассмотреть инвестиционный климат ОАЭ;

·Проанализировать вклад иностранных инвестиций на экономическое развитие и дальнейшие перспективы.

В рамках работы сформулирована следующая гипотеза: иностранные инвестиции являются одним из ключевых факторов, определяющих экономического развития ОАЭ и способствующих структурному преобразованию экономики.

Актуальность данного исследования обусловлена растущей ролью Объединенных Арабских Эмиратов не только среди стран Персидского залива, но и в международных масштабах в силу проведения наиболее эффективной политики по диверсификации экономики и снижению зависимости от нефтегазового сектора, которая позволяет Эмиратам занимать твердую нишу. Таким образом, ОАЭ представляет собой Интерес заимствования опыта для других стран.

Методология данной работы включает в себя системный и сравнительный анализ, исторический метод, изучение научных и публицистических текстов, изучение нормативно-правовых документов, анализ результатов деятельности организаций и государственных структур, а также статистический анализ при оценке показателей.

В качестве теоретической базы данного исследования используются труды британского экономиста Джона Даннинга, исследования, проведенные профессорами в области экономики, Поллом Стритеном и Санджаем Лаллом, среди отечественных авторов можно выделить — Гуськова Н.Д. и Костюнина Г.М.

Глава 1. особенности привлечения иностранных инвестиций

.1 Иностранные инвестиции и их место в экономике

Основой для развития национальной экономики являются иностранные инвестиции. Вкладывая свои средства в различные виды деятельности, принимающие инвестиции стороны аккумулируют и преобразовывают свой основной капитал, проводят политику диверсификации экономики, повышают качество производимой продукции, а также реализовывают самые важные проекты и программы.

На сегодняшний день иностранные инвестиции принято разделять на следующие виды: (а) прямые иностранные инвестиции (ПИИ); (б) портфельные иностранные Инвестиции; (в) прочие инвестиции. Главным отличительным критерием в законодательной системе многих стран, разделяющих портфельные и прямые инвестициями — это доля в уставном капитале предприятия, которая приобретается иностранными инвесторами.

Ключевым отличием прямых инвестиций от портфельных выступает вовлеченность инвестора в деятельность компании. В случае с портфельными инвестициями — это покупка ценных бумаг (акций, облигаций) с целью получение дохода в зависимости от числа акций, без участия в деятельности предприятия. Портфельные инвестиции являются краткосрочными капиталовложениями. В то время, как ПИИ — это покупка доли представителем одной страны (прямой инвестор) в компании-представителе другой страны (компании с прямыми инвестициями) с возможностью участия в деятельности компании (долгосрочный интерес). Согласно принятыми нормами ОЭСР и МВФ, прямой инвестор, во владении которого находятся не менее 10% акций, имеет возможность влиять на управленческую деятельность компании. К ПИИ также относятся, помимо первичной приобретенной иностранной собственности, дальнейшие сделки между инвестором и компанией с привлечением средств инвестора. последний вид иностранных инвестиций в данной классификации — прочие инвестиции, которые включают в себя торговые кредиты, банковский займы, операции с иностранной валютой, займы от международных организаций и краткосрочные депозиты.

Известны различные способы осуществления прямых иностранных инвестиций, из которых можно выделить следующие: (а) создание новой компании, с полной собственностью иностранного инвестора; (б) приобретение уже существующие компаний в стране иностранным инвестором; (в) создание совместных предприятий с долей участия иностранных инвесторов. Компании с иностранным капиталом обычно регистрируются как иностранные подразделения (англ. foreign affiliates) головных компаний. Подразделения делятся на филиалы (англ. branch), находящиеся в собственности головной компании; дочерние предприятия (англ. subsidiary) регистрируются в стране-реципиенте как самостоятельная организация со своим капиталом, но контроль осуществляется материнской компанией, так как она владеет большей, если не всей, частью акций; и также ассоциированные компании (англ. associated company) или смешанные (англ. mixed company).

Принято, что ПИИ имеют существенные преимущества перед другими видами инвестиций, к которым можно отнести: прирост производственного капитала; внедрение инновационных технологий; обмен опытом ведения бизнеса. ПИИ не увеличивают внешний долг государства, в отличие от кредитов. более того, такой вид инвестиций ускоряет процесс интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему. следовательно, в центре экономической политики многих стран — выработка эффективной стратегии по привлечению прямых иностранных инвестиций в национальную экономику.

Существует признанное деление прямых иностранных инвестиций на горизонтальные и вертикальные. Первые существуют, когда ТНК производят и предоставляют одинаковые товары и услуги в различных странах с целью избежания издержек и использования определенных преимуществ своих товаров и услуг. Вторая форма ПИИ — вертикальные, которые используются в условиях географического разделения производства компании на отдельные этапы. Данное деление производится с целью использования разных факторных условий стран для минимизации затрат. Другими словами, основной мотив для вертикальных прямых иностранных инвестиций — использование достоинств размещения, с целью увеличение эффективности и поиска ресурсов, тогда как горизонтальные ПИИ отличаются поиском рынков.

Иностранные инвестиции занимают важное место в экономике, как развивающихся, так и развитых стран. Особую значимость иностранные инвестиции играют в развивающихся странах, ввиду отсутствия капитала для производства товаров и услуг, а также ввиду низко развитого банковского сектора, который не может удовлетворить Спрос заемщиков. Следовательно, в таких странах есть острая нехватка капитала, который необходим для эффективного функционирования бизнеса. Иностранные Инвестиции обладают существенными достоинствами из-за которых страны вступают в борьбу за их привлечение: (а) формирование ресурсов для экономического воспроизводства, т.е. происходит процесс замещения негодных факторов производства; (б) обеспечение роста дохода в экономике (эффект мультипликатора); (в) структурное преобразование производства; (г) обеспечение инновационного типа развития экономики (англ. knowledge based economy).

Теоретическая дискуссия касательно воздействия прямых иностранных инвестиций на экономику принимающей страны уделяет особое внимание следующему вопросу: как влияет расширение иностранных предприятий до мирового масштаба на развитие местных субъектов экономической деятель. Сторонники глобализации утверждают, что ПИИ создают внешние эффекты для производительности принимающей страны. Одна из идей состоит в том, что ТНК обладают более совершенными технологиями производства и управления, которые перенимают местные фирмы. Источником внешних эффектов выступает прямая и обратная связь между международными компаниями и компаниями принимающей страны, которая может возникнуть в результате деятельности транснациональных корпораций по обеспечению материала местным покупателям при меньших затратах или через их увеличивающийся Спрос на материалы, производимые местными поставщиками. несмотря на то, что внешние эффекты являются ключевым фактором, поддерживающим позитивное воздействие глобализации, на практике довольно сложно установить эмпирически их существование и масштабы. Критика со стороны антиглобалистов проявляется в той точке зрения, согласно которой транснациональные Корпорации в основном представляют собой олигополистические компании, размещающиеся в защищенных рынках с высокими барьерами входа и увеличивающими рыночную концентрацию. Они собирают арендную плату, выводя Капитал за счет предпочтительного доступа к местным рынкам капитала, и вытесняют отечественных производителей из бизнеса.

Несмотря на то, что мнения по поводу влияния иностранных инвестиций на национальную экономику расходятся, тем не менее в общем и целом они сопровождаются положительным воздействием на экономику принимающей стороны. Каждый регион имеет свои экономические, политические и географический особенности, которые имеют вес при принятии решений иностранными инвесторами о рациональности инвестиций. Таким образом, исходя из своих особенностей, государство должно выстроить отчетливую политику по привлечению иностранных инвестиций.

.2 Основные аспекты привлечения иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции играют важную роль в становлении экономики любого государства. В настоящий момент привлечение иностранных инвестиций является одним из наиболее ключевых факторов, который определяет рост экономики страны и уровень ее конкурентоспособности в мире. Кроме того, приток прямых иностранных инвестиций в страну способствует интеграции и структурному изменению экономик государств-участников. Многие страны активно занимаются поиском путей и способов привлечения зарубежного капитала, поскольку это сопровождается преимуществ для принимающей страны: ускорение экономического развития, создание новых рабочих мест, обмен опытом, рост конкурентоспособности местных компаний, привлечение передовых технологий, улучшение экспортных показателей. однако, важность ПИИ не уменьшает роль инвестиций в Производство от национальной экономики. В то время, как частные внутренние инвестиции могут рассматриваться в качестве постоянного и надежного канала для увеличения производительности, Инвестиции в государственный сектор принято считать ключевыми в области инфраструктуры и научных исследований.

Британский экономист Джон Даннинг выделил основные причины, побуждающие компании инвестировать свой Капитал в экономику других стран. По мнению экономиста, основным стимулом для компаний в подобных инвестициях является ряд преимуществ: прямой доступ к рынкам, природным ресурсам и сырью, дешевой рабочей силе. Все это направлено на снижение издержек, с которыми сталкиваются компании в процессе их функционирования на международной арене. Наравне с сокращением издержек, компании получают возможность по преодолению тарифных и нетарифных барьеров. более того, в свой работе Даннинг выделил основные мотивы ПИИ: (a) Для инвесторов, которые ставят своим приоритетом прямой доступ к ресурсам: сокращение издержек, связанных с доступом к ресурсам, рабочей силе и технологическим возможностям страны; (б) Для инвесторов, которые ставят своим приоритетом выход на мировой рынок: заинтересованность в сбыте своих товаров или услуг за счет рынка принимающей стороны; (в) Компании, стремящиеся повысить эффективность, преследуют цель по снижению издержек за счет экономии от масштаба; и (г) компании, нацеленные на поиск стратегических активов, пытаются приобрести капитал зарубежных компаний для повышения уровня мировой конкурентоспособности.

Привлекательность региона зависит от ряда детерминантов (таблица 1.1). важно отметить, что для каждого типа прямых иностранных инвестиций существует своя оценка значимости данных детерминантов и, в зависимости от вида, следует применять отдельную стратегию для привлечения иностранных инвестиций в страну. Тем не менее, как показывают исследования, общими факторами, оказывающих влияние на принятие решения об инвестировании в тот или иной регион, являются экономическая и политическая стабильность принимающей стороны, прозрачность процедур приватизации, возможность ведения бизнеса с полным участием, последовательность и либеральность законов и норм, прямой доступ к рабочей силе и технологическим возможностям страны.

Особое внимание следует уделить роли налоговых стимулов на приток прямых иностранных инвестиций. Иностранные вкладчики в первую очередь анализируют налоговую нагрузку в различных странах, что вызывает повышение конкуренции среди стран в привлечении ПИИ, вынуждая их пересмотреть свою налоговую политику. Как демонстрируют исследования, проведенные Организацией Экономического Сотрудничества и развития (ОЭСР), увеличение ставки налога на ПИИ на 1 процентный пункт ведет к снижению потока на 3,7 %. Результаты исследования показывают снижение потока ПИИ от 0 до 5%. Разница в показателях объясняется различием между отраслями и странами, а также периодами проведения исследований. Недавние исследования обнаружили, что ПИИ, реагируя на увеличение мобильности капитала и отмену нетарифных барьеров для прямых иностранных инвестиций, становятся более чувствительны к налогообложению. Данные исследования позволяют оценить влияние реформы налога на Прибыль корпорации на приток прямых иностранных инвестиций в страну.

Налогообложение играет важную роль на принятие решения компаний об инвестировании, но, как показывают данные ОЭСР, низкая налоговая нагрузка не восполняет остальные немаловажные факторы, влияющие на инвестиционные климат региона. Страны с высоким уровнем развития частного секторы, инфраструктуры, доступностью к квалифицированной рабочей силе, с благоприятным климатом для иностранных инвестиций предпочтительнее стран, в которых отсутствуют перечисленные преимущество, несмотря на их низкую налоговую нагрузку.

Таблица 1.1 факторы, определяющие приток ПИИ в страну

Источник: Sanjaya Lall, Attracting Foreign Investment: New Trends, Sources and Policies, Economic Paper 31 (Commonwealth Secretariat, 1997).

Политика, проводимая страной-реципиентом может способствовать как притоку ПИИ, так и его оттоку. Согласно исследованиям, проведенным в 1977 году профессорами в области экономики, Поллом Стритеном и Санджаем Лаллом, отрицательный эффект от зарубежных инвестиций ТНК связан в основном с не с происхождением инвестиций, а с реформами в сфере экономики принимающей страны. Это исследование продемонстрировало, что наибольший эффект от прямых иностранных инвестиций прослеживается в странах, ориентированных на экспорт, чем в странах, ставящих своим приоритетом импортозамещение. К тому же, открытость экономики страны-реципиента является еще одним ключевым фактором благоприятствующим для привлечения капитала ТНК.

Важно отметить, что страны должны правильно оценить свои возможности и, в зависимости от своих особенностей, принять решение по поводу целесообразности проведения той или иной политики по привлечению ПИИ.

.3 Государственное регулирование иностранных инвестиций

иностранный капитал, поступаемый в страну, сопровождаются множеством преимуществ для принимающей стороны. На первый взгляд, у правительства нет серьезных причин ограничивать поток инвестиций. Тем не менее, каждое государство озабочено выработкой мер по управлению приток и оттоком иностранного капитала, в том числе путем регулирования объема поступаемых средств и их последующего распределения.

В ходе создания национальной политики по контролю притока иностранных инвестиций, государство должно учитывать возможное отрицательное воздействие на экономику. Согласно исследованиям зарубежных аналитиков, стоит выделить следующие допустимые исходы: во-первых, вероятность "старение" инвестиций, поскольку инвестиции в производство осуществляются разово, в то время, как вывоз прибыли — стабильно. Это, в свою очередь, ведет к выравниванию объема между когда-то вложенным средствами и вывезенными после реализации. Тем не менее, благоприятный инвестиционный климат страны-реципиента может способствовать стимулированию реинвестирования прибыли. Во-вторых, отсутствие контроля над иностранными инвестициями может привести к непропорциональному развитию экономику, так как иностранные инвесторы вкладывают свой капитал в первую очередь в отрасли и проекты, которые обеспечат максимальную отдачу в кратчайшие сроки. В-третьих, психологическое воздействие иностранных инвестиций на частный сектор и отдельных граждан, которое обусловлено влиянием иностранных компаний на стратегическое развитие национальной экономики.

Политика страны-реципиента по регулированию потока иностранных инвестиций включает в себя: (а) политика, направленная на регулирование иностранных инвестиций с целью получения максимальной отдачи; б) Политика, направленная на стимулирование притока иностранных инвестиций. Принято, что государства проводят эти два направления параллельно. однако, каждая страна, основываясь на своих особенностях, фокусируется на одном из направлений, что позволяет добиться максимальной эффективности проводимой политики.

несмотря на это, существует определенная закономерность, которая положила свое начало в конце 80-х годов. Согласно данной закономерности, чем выше уровень развития экономики страны, тем либеральнее ее подход к регулированию иностранных инвестиций. В развивающихся странах более усиленный контроль над потоком инвестиций, так как правительство стремится поддержать национальные компанию с целью повышения их конкурентоспособности на внутренних рынках. Для слабо развитых государств характерна активное проведение политики стимулирования иностранных инвестиций.

На сегодняшний день существуют различные меры, с помощью которых возможно осуществить управление иностранными инвестициями. Одной из самых известных мер по регулированию инвестиций были созданы Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), которая разделила их на пять групп: (а) меры торговой политики, которые включают в себя таможенно-тарифные барьеры, отраслевые ограничения импорта, заключение региональных экономических соглашений о создании зон свободной торговли, общих рынков; (б) меры стимулирования ПИИ включают в себя налоговые льготы, льготы в таможенно-тарифной области, субсидирование инвестиций; (в) ограничительные меры для иностранных инвестиций: ограничение объема производства, ограничение на перевод капитала и прибыли заграницу, процентные ограничения иностранной собственности в уставном капитале; (г) меры в отношении предприятий, которые осуществляют ограничительную деловую практику включают себя меры в отношении раздела рынков, организации тендеров, регулированию цен; (д) меры по стимулированию и ограничению, которые применяются странами — экспортерами капитала: ограничение экспорта иностранных филиалов на территорию страны базирования головной компании ТНК, налоговые льготы в отношении перевода прибыли от ПИИ в страну базирования.

Кроме того, для регулирования инвестиционного потока применяют различные инвестиционные режимы: (а) режим наибольшего благоприятствования; (б) национальный режим; (в) справедливый и равноправный режим; (г) режим транспарентности. Режим наибольшего благоприятствования является основой всех инвестиционных договора, так как он предполагает защиту инвесторов от любых форм дискриминации в стране — реципиенте, создавая равную конкурентоспособную среду между инвесторами. Одним из самых значимых для страны режимов является национальный режим, так как он регулирует отношение принимающей Инвестиции стороны к деятельности иностранных инвесторов. Но также один из самых трудно достигаемых, поскольку затрагивает сложные экономические и политические вопросы. Суть национального режима заключается в обеспечении равных конкурентных возможностей как для национальных, так и для иностранных инвесторов. Обычно национальный режим относится к этапу реализации инвестиций, в тоже время бывают, который относят этот стандартный режим к этапу допуска инвестиций. Справедливый и равноправный режим в последние годы стремительно набирает обороты в качестве инвестиционного соглашения между. Основная идея этой концепции заключается в том, что, благодаря критерию данного режима, есть возможность оценить взаимные отношения между правительством страны-реципиента и с иностранным инвестором. Справедливый и равноправный режим служит знаком со стороны правительства в сторону зарубежных инвесторов, означающим желание страны принимать иностранные инвестиции на условиях, которые отвечают интересам зарубежного инвестора. Данный термин имеет два толкования: отношение к сторонам, обладающим привелегиями, должно быть равным и справедливым; отношение к сторонам, обладающими привилегиями, должно осуществляться с учетом международного минимального стандарта для инвесторов. Последний режим — это принцип транспарентности, который распространился относительно недавно. Согласно данному принципу, инвесторы должны быть заранее уведомлены о всех изменениях, связанных с инвестиционной Деятельностью в стране-реципиенте, а также о будущих планах, относительно инвестиционной политики.

Глава 2. Особенности экономики ОАЭ

.1 особенности исламской финансовой системы и ее место в ОАЭ

Около двадцати пяти процентов населения в мире являются приверженцами Ислама. Исламское законода — Шариат, основано на священной книге мусульман — Коране, и учении пророка Мухаммада (мир ему и благословление). Коран является руководством для его последователей и в жизни, и в ведении бизнеса. Основополагающий принцип бизнеса в соответствии с Исламом — разделение благосостояния и собственности между ближними. Принципы Шариата применимы к бухгалтерскому учету и финансам, которые, в свою очередь, влияют на деятельность исламской финансовой системы. Согласно Корану, Всевышний создал 7 уровней ада и худшим из них является 7, который известен как "хутама", в который попадут те, кто наращивал личное благосостояния без заботы о других.

Коран не выступает против приобретения богатств. Он признает высокую ценность благосостояния как милости Бога. Тем не менее, чрезмерное обогащение рассматривается с точки зрения риска злоупотребления финансовым благосостоянием и, как следствие, большей ответственности. Коран поощряет инвестиции в торговлю и бизнес, которые являются принципом банковской системы. Инвестиции в торговлю и бизнес отмечены исторически, так как Абдулла, отец Мухаммада (мир им и благословление) был торговцем каравана, который проходил через Мекку. кроме того, сам Мухаммад (мир ему и благословление) еще в юности был назначен управлюящим делами своего деда, Абд аль-Мутталиб ибн Хаши, в силу своей честности и добросовестности.

Особое внимание стоит сосредоточить на процентной ставке, которая играет важную роль в ведении бизнеса, согласно Исламу. Ростовщичество (взыскание процента по долгу) запрещено в Коране. Религия запрещает любую греховную деятельность, и взимание процента противоречит Исламскому учению. деньги не должны использоваться для того, чтобы произвести деньги. В исламской концепции торговли деньги не могут быть рассмотрены в качестве товара.

Несмотря на то, что Ислам запрещает выплату и получение процента по депозитам и кредитам, это вовлекает банки к участию в прибылях. Исламские банки не только не платят и не взимают проценты со своих клиентов, но и разделяют риски. Уникальной особенностью исламских банков является то, что налог (закят) накладывается на отложенные средства, и выделяется для бедных или на благотворительность. Каждого мусульманина ожидает определение закята на основе их активов и состояния. Это традиционный подход к банковскому делу, который начался в седьмом веке и остается актуальным по сей день. Исламская банковская система находится в центре всех операций не только традиционно исламских государств, но и также набирает популярность среди западных стран.

Исламские банки создали много продуктов, основанных на разделении рисков и прибыли. Эти продукты отвечают Исламской доктрине и обеспечивают приемлемую Прибыль инвесторам. На сегодняшний день известны следующие наиболее распространенные формы:

.Мурабаха — определенный вид продажи (сделки), согласно которому банк покупает товары, по заявке клиента, а потом перепродает их с определенной, оговоренной наценкой.

2.Мудараба — вид партнерства, согласно которому или другому партнеру с целью их инвестирования.

.Иджара (аренда) — передача узуфрукта активов или собственности в обмен на арендную плату.

.Такафул (страховка) — система страхования, основанная на взаимном сотрудничестве и направленная на предотвращение непредсказуемых рисков. Участники вносят свой вклад и объединяют ресурсы для того, чтобы произвести компенсацию потерпевшей стороне при наступлении страхового случая.

.Мукарада — облигации, выпускаемые банками, для финансирования определенных проектов. У инвесторов равный процент прибыли с отсуствием права голоса.

.Салам — сделка, согласно которой продавец соглашается предоставить какой-то товар покупателю в будущем в обмен на непосредственный взнос.

В настоящее время большинство традиционных банков (в том числе Citibank, ANZ, Dresder, Deutsche Morgan Grenfell, и ABN Amro) начинают функционировать согласно законам Шариата. Активно занимаются созданием офисов, занимающихся предоставлением услуг Исламского банкинга, а также разработкой продуктов, которые отвечают потребностям исламских инвесторов.

несмотря на то, что исламское банковское дело стало популярным в 1970-е во время нефтяного бума, первый первый исламский банк был зарегистрирован в Египте еще в середине 1960-х годов. Правоверные мусульмане выступали против того, чтобы выплачивать процент. Богатых нефтью арабских государств, которые следуют Исламу, также не устраивало отсутствие альтернатив инвестициям в традиционные коммерческие банки. Таким образом, были созданы исламские банки, где прибыль и убытки разделяются между участниками и упразднена процентная ставка. важное значение для подобных банков играет долгосрочное финансирование. Решение по поводу финансирования проекта принималось на основе религиозной философии, где успех займа был напрямую связан с успехом проекта.

Страны Совета Сотрудничества Арабских государств Персидского Залива (ССАПГЗ) являются центром Исламского мира. На территории Королевства Саудовской Аравии находятся самые святые места мусульман. очевидно, что страны персидского залива являются и центром быстро распространяющейся Исламской финансовой системы, которая охватывают банковские услуги для физических лиц, инвестиционную банковскую деятельность, страхование, управление фондами, а также выпуск и торговлю ценными бумаги, известными как "сукук", в соответсвии с законами Шариата.

несмотря на то, что популярность исламских банков стремительно растет, продолжая активно распространяться по всему миру, им тяжело вступать в конкуренцию с традиционными банками. Одним из существенных недостатков исламских банков выступает то, что они преимущественно небольших размеров (рисунок 2.1). Для того, чтобы конкурировать с традиционными банками, исламские должны изучить возможность альтернативных каналов взаимодействия с клиентами, например, онлайн и телефонный банкинг с целью получению доли на рынке. Важно сфокусироваться на данных каналах для стимулирвоания продаж, нежели использовать их в качестве метода обслуживания. Во-вторых, следует применять различные модели, в зависимости от потребностей целевого сегмента, начиная от терминалов и заканчивая целыми филиалами.

рисунок 2.1. Среднее число активов (млрд. долларов США)

Источник: Country central bank websites; A.T. Kearney analysis

страны-участники ССАГПЗ рассматриваются в качестве финансовых центров, Бахрейн, в частности, претендует на место главного центра для Исламской банковской системы, хотя вопрос о стабильности данной страны остается открытым. финансовые институты стран ССАГПЗ имеют глобальные перспективы. крупных представителей исламского банкинга, с суммарными активами 49 миллиардов долларов. Данный банк имеет свыше 470 отделений, включающие более 100 отделов для женщин. Al Rajhi продолжает открывать свои филиалы по всему миру, только в Малайзии у банка уже 19 филиалов или, например, Kuwait Finance House — крупнейший них 88 филиалов.

Банковский сектор во многих странах претерпел значительное развитие

и сегодня представляет собой сформировавшуюся отрасль с устоявшимися способами управления. Однако, это не относится к банковскому сектору ОАЭ, который начал свое функционирование относительно недавно. Тем не менее, банковский сектор в стране является хорошо капитализированным и прибыльным. Финансовый сектор в ОАЭ обладает в целом прочной правовой базой и судебной системой. Центральный изначально именовался как Валютный Совет ОАЭ (англ. UAE Currency Board). В декабре 1980 года данный банк был преобразован в Центральный более широкие полномочия в вопросах формирования денежной системы и контроля над банками в государстве. Стремительный рост экономики Объединенных Арабских Эмиратов также нашел отражение в развитии деятель Центрального банка по таким направлениям как, иностранные активы, займы, капитал и акции, но не ограничиваясь ими. В 2013 году Центральный̆ иностранным банкам и финансовым учреждениям, доведя общее число представительств иностранных банков в ОАЭ до 47 (таблица 2.1). ключевым фактором, определяющим рост и развитие иностранных банков в ОАЭ является необходимость обслуживать огромное число эмигрантов, которые формируют основную Прибыль. В связи с этим, ОАЭ активно стимулирует банки для создания своих филиалов, создание свободных экономических зон, таких как международный финансовый центр Дубая (DIFC) — послужил серьезным мотивом для этого.

Таблица 2.1. Банки в ОАЭ

Источник: Central Bank of the UAE Data 2012

таким образом, исламская банковская система опирается на законы Шариата, следовательно, основной принцип работы исламских банков — не взимать и не налагать долговой процент, поскольку религия запрещает ростовщичество. Исламские банки — неотъемлемая часть стран Залива, в частности, ОАЭ. Кроме того, исламская банковская система активно набирает популярность не только в традиционно исламских странах, но и за их пределами.

.2 место ОАЭ в Совете Сотрудничества Арабских Государств Персидского Залива (ССАГПЗ)

исламский инвестиция иностранный капитал

Совет Сотрудничества Арабских Государств Персидского Залива (ССАГПЗ) был создан в мае 1981 года. Совет Сотрудничества включает в себя шесть государств-членов: Объединенные Арабские Эмираты, королевство Бахрейн, Королевство Саудовская Аравия, Оман, Кувейт и Катар. вопрос о присоединении Марокко и Иордании еще открыт. Четыре страны ССАГПЗ также входят в состав стран-экспортеров нефти (ОПЕК): Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и ОАЭ. Целью создания ССАГПЗ было содействие координации, интеграции и взаимосвязи между странами-членами данного совета. А также поддержание существующих политических систем стран-участников. Основание для создания Совета Сотрудничества было политически мотивированно в том числе окончанием ирано-иракской войны в 1980 году. Данный совет стал первым объединением, призванным обеспечить безопасность региона. Несмотря на это, больших успехов совет добился не в сфере безопасности, а в области экономики.

Экономика стран ССАГПЗ демонстрирует схожие во многих областях показатели, но также имеют существенные различия. Основой большинства экономик стран Совета Сотрудничества является нефтегазовая промышленность (таблица 2.2) и составляет от 25% до 85% статьи экспорта. кроме этого, все страны залива имеют Потребность в поставке машин и специального оборудования, в том числе и промышленного. например, эта статья занимает 37% в импорте ОАЭ, что составляет около 82 миллиардов долларов. Макроэкономическая ситуация стран Совета Сотрудничества Арабских государств Персидского Залива напрямую зависит от цен на природные ресурсы, которые находятся в центре их экономики. Это стало причиной, побудившей правителей стран-участников Совета, проводить активную политику диверсификации экономики.

Таблица 2.2. Структура внешней торговли.

Источник: Составлено автором на основе: данных OEC URL: #»justify»>В марте 1982 вступило в силу соглашение целью которого являлось формирование зоны свободной торговли, предоставляющая странам, входящим в состав Совета ряд преимуществ в различных сферах: торговля, движение капитала, коммуникации и т.д. Реализация соглашения проходила в три этапа: (1) создание зоны свободной торговли, (2) создание таможенного союза и (3) общий Рынок. Создание общего рынка планировалось на конец 1980-х годов, но для того, чтобы рынок начал оперировать понадобилось почти три десятилетия, лишь в 2008 году проект прошел свой последний этап.

Благодаря единому экономическому соглашению, были отменены тарифные барьеры между участниками Совета и предприниматели внутри ССАГПЗ могли свободно основывать компании на выгодных условиях. Данный документ претерпел большое число изменений и доработок и в 2001 году был утвержден как "Экономическое соглашение между арабскими странами ССАГПЗ", которое заменило Единое экономическое соглашение 1981 г. Еще одним стратегических решением Совета стало введение единой валюты внутри организации к 2010 году, но этот план так и не был поддержан всеми странами-участниками и с 2013 года была введена единая валюта под названием "халиджи" на территории Саудовской Аравия, Катара, Бахрейна и Кувейта.

особое место в составе ССАГПЗ занимает Объединенные Арабские Эмираты. несмотря на колебания цен на нефть за прошедшие два десятилетия и мировой кризис 2008 года, Эмираты продемонстрировали существенное развитие экономических показателей с момента основания страны — 1971 год. Страна имеет огромные запасы нефти, около 98 миллиардов баррелей, что составляет 5,9% от мировых запасов и планирует увеличить добычу нефти на 17% до 3.5 миллионов баррелей в день. Текущих запасов региона достаточно для реализации плана по увеличению производства. В 2012 году показатели экономики ОАЭ значительно улучшились и стали, в свою очередь, более стабильными в различных ненефтяных секторах экономики таких, как туризм, внешняя торговля, финансовые услуги и телекоммуникации. Это положительно отражается на общем росте ВВП страны и составил 3,6 % в 2014 году и составил 401,7 млрд. долларов (рисунок 2.1), прирост ВВП на душу населения в 2014 году составил 3,08% и достиг 44 200 долларов. Валовый Внутренний Продукт ОАЭ является вторым по величине среди стран-участников ССАГПЗ. Самый крупный ВВП среди стран Совета у Саудовской Аравии — 746,2 млрд. долларов. Показатели остальных стран Сотрудничества: Катар — 211,8 млрд. долларов, Кувейт — 175,8 млрд. долларов (данные за 2013 год), Оман — 81,8 млрд. долларов и Бахрейн — 33,9 млрд. долларов.

рисунок 2.2. ВВП стран-участников ССАГПЗ

Источник: всемирный Банк URL: #»justify»>Ненефтяные секторы экономики способствуют приросту ВВП приблизительно на 3.4% (в 2012). ВВП увеличился с 667.3 миллиардов дирхамов в 2011 до 690.3 миллиардов дирхамов в 2012 и составил 67.3% от ВВП. Объединенные Арабские Эмираты приняли стратегию под названием "UAE 2021 vision". Целю данной стратегии в сфере экономики состоит в том, чтобы построить высокую конкурентоспособную инновационную экономику, которая будет поделена на 12 ключевых показателей эффективности, в центре первого показателя будет реальный рост ВВП ненефтяного сектора, т.е. индикаторы, которые измеряют реальный ежегодный рост всех секторов, связанных с нефть. Результатом должно стать достижение 5%-го роста ВВП к 2021.

В современном мире стратегия диверсификации рассматривается в качестве существенного инструмента для экономики и нейтрализации рисков. Процесс диверсификации экономики к ненефтегазовому сектору представляет собой сложную задачу и для ее решения необходимо объединение и расширение свободы действий между правительством, отраслями промышленности и иностранные инвесторами. В нефтезависмых странах стратегия диверсификации экономики включает себя в основном развитие ненефтяных секторов экономики и снижение финансовой зависимости от нефти путем создания современной конкурентной ненефтяной экономики, которая сможет поддерживать относительно высокий уровень доходов.

страны ССАГПЗ разносторонне развивают свою экономику в различных секторах, но больший акцент уделяется сфере туризма. лучше всего эта сфера развита в ОАЭ, в частности в Дубае. Статистические данные указывают, что в 2012 туризм составлял 14% ВВП ОАЭ и 31% одного только Дубая. На 2013 год доходы Эмиратов от международного туризма составляли 11,6 млрд. долларов США. В то время как, у Саудовской Аравии и Катара этот показатель был равен примерно 8,5 млрд. долларов (рисунок 2.3). Согласно рейтингу, проведенному всемирным банков в 2014 году, ОАЭ является лидером в сфере туризма и путешествий среди стран Персидского залива и занимают 28 место в мире. Страны Персидского залива также предприняли крупномасштабные программы экономической диверсификации в 1990-х и 2000-х годах., которые пока так и не привели к желаемым результатам по переориентации рынка от нефтегазового сектора.

рисунок 2.3. Доходы от международного туризма (в тек. долл. США)

Источник: всемирный Банк URL: #»justify»>С одной стороны, запасы сырья способствует стремительному экономическому развитию и повышению уровня жизни. С другой стороны, нефтяная отрасль сопровождается рисками и неопределенностью для экономики. следовательно, выработка эффективной политики по диверсификации экономики является одной из основных направлений развития стран Сотрудничества и Объединенных Арабских Эмиратов, в частности.

.3 инвестиционный климат ОАЭ

Первый шаг, сделанный к созданию глобальной, либеральной, и конкурентоспособной деловой среды, был предпринят 1995, когда ОАЭ вошли во Всемирную торговую организацию (ВТО). Соглашения ВТО имели прямое воздействие на внутренние услуги в сферах страхования, банковского дела, транспорта, туризма, инвестиций и строительства — все, что потребуется для улучшения производительности и глобальной конкурентоспособности. ВТО способствовало расширению льгот ОАЭ и освобождению от инвестиционной дискриминации страны. Затронутые отрасли включают в себя финансовые услуги и телекоммуникации. Приблизительно 30 — 40% изготовителей предмета одежды уехали из ОАЭ в результате снижения импортных квот ВТО, которые были введены в 2005 году.

Правительство ОАЭ активно занимается повышением привлекательности региона для зарубежного капитала и на сегодняшний день создало около 40 свободных экономических зон (СЭЗ), с целью укрепления позиций ОАЭ в мире и улучшению инвестиционного климата страны. СЭЗ предоставляют различные преимущества для иностранных инвесторов: возможность ведения бизнеса со 100 процентным участием, упрощенная система налогообложения, широкий выбор видов деятель, резидентские визы и вид на жительство для учредителей и сотрудников компании. Больше половины зон находятся в Дубае (23), в Абу-Даби (5), Рас-Аль-Хайма (4), Фуджейра (3), Шарджа (2), Аджман (1) и Умм-аль-Кувейн (1). За пределами свободных зон, иностранная собственность ограничена 49 процентами. Согласно данным, собранным Doing Business, для того, чтобы начать свой бизнес в ОАЭ потребуется пройти 6 процедур: зарезервировать за собой название компании в Департаменте Экономического Развития (DED); получить нотариально заверенный учредительный договор; подать документы в DED и получить торговую лицензию и членство в Палате Торговли и промышленности Дубая (DCCI); оставить заявку на получение учредительной карты в Министерстве труда; зарегистрировать местных рабочих в компании, в Министерстве труда; зарегистрировать местных рабочих в Агентстве социального Обеспечения. Для того, чтобы пройти перечисленные процедуры потребуется 8 дней. Открытие бизнеса будет стоить 6,2% от дохода на душу населения и требует минимальный уставной капитал 0,00% (от дохода на душу населения) (рисунок 2.4). Из приведенных данных следует, что процесс создания бизнеса в ОАЭ является наиболее привлекательным среди стран Персидского залива.

Рисунок 2.4. процесс создания бизнеса в Объединённых Арабских Эмиратах.

Источник: Составлено автором на основе данных Doing Business database.

Экономика Объединенных Арабских Эмиратов продемонстрировала быстрый рост экономики за счет своих нефтегазовых запасов. Тем не менее, Шейх Рашид бен Саид Аль-Мактум (правитель Дубая с 1958 — 1970 год) заметил, что природные запасы региона — это подарок, который имеет свой срок годности, поэтому правительство активно занимается диверсификацией экономики от нефтегазового сектора. В конце 1970-х, Шейх Рашид поручил строительство Порта Джебеля Али (крупнейшая искусственная гавань в мире) для того, чтобы сделать Дубай удобным и жизнеспособным пунктом крупномасштабного транзита между западом и странами с формирующейся экономикой (Индия и Китай). В 1985 Шейх Рашид основал международный аэропорт Дубая, Emirates Airline, в качестве опорного пункта всех операций. Emirates Airline — безусловно крупнейшая авиакомпания на Ближнем Востоке (по всем критериям) и является пятой по величине авиакомпанией в мире. Создание авиакомпании мирового класса понизило транспортные затраты, способствуя притоку туристов и деловых путешествий.

В целях поддержания благоприятного инвестиционного климата Объединенных Арабских Эмиратов, в 2004 был создан Международный финансовый центр Дубая (DIFC). финансовые секторы, функционирующие в центре включают в себя: банковские услуги, рынки капитала, управление активами и исламские финансы. Некоторые из крупнейших в мире инвестиционных компаний и брокерских фирм (JR Morgan и Credit Suisse) расположили свои филиалы в зоне свободной торговли DIFC, что, в свою очередь, укрепила доверие к силе экономики ОАЭ. В сентябре 2005 года начала оперировать международная финансовая биржа Дубая (DIFX). Свод правил отвечают международным стандартам с нормами раскрытия информации и отчетности, схожие с западными рынками.

Объединенные Арабские Эмираты являются одним из самых благоприятных регионов из стран Персидского залива. Согласно данным (см. приложение 1), ОАЭ среди стран Совета Содружества Арабских государств Персидского Залива (ССАГПЗ) являются лидирующими по 6 из 7 показателей исследования, а по некоторым критериям являются лучшими в мире. Процесс создание бизнеса в ОАЭ стал немного затратнее, по сравнению с 2015 годом, поэтому Объединенные Арабские Эмираты потеряли свои позиции и занимают на сегодняшний день 60 место, самые выгодные условия для открытия своего предприятия предлагает Новая Зеландия.

ОАЭ упростили процесс получения разрешения на строительство: сократили количества процедур с 9.0 до 8.0. Тем самым улучшили свои позиции в рейтинге и переместились с 3 на 2 место и идут сразу после Сингапура. Следующим представителем из стран персидского залива является Бахрейн, который занимает 9 место по данному пункту. По индикатору подключения к системе электроснабжения Эмираты находятся на 4 месте, следующим представителем из стран Залива является Саудовская Аравия, которая занимает 25 место, лидирующей страной по этому показателю является Республика Корея. Законодателсьвто ОАЭ предусматривает упрощенную процедуру регистрации собственности, которая максимальна адаптирована и благоустроена для иностранных инвесторов и не требует продолжительного времени регистрации: необходимо пройти только 2 процедуры, которые займут полтора дня. По данному показателю страна находится на 10 месте и сохраняет эту позицию второй год. В Бахрейне и Катаре эти условия не сильно отличается друг от друга, страны занимают 25 и 28 места соответственно. По индикатору получения кредитов ОАЭ занимает 97 место и опустились на 7 позиций по сравнению с 2015 годом. Это нельзя связать с ухудшением их показателей в индексе юридических прав или кредитной информации, скорее всего это связано с улучшением таких же показателей у других стран. Саудовская Аравия демонстрирует наилучшие показатели по этому пункту среди стран ССАГПЗ и занимает 79 место в рейтинге. Заметно укрепились позиции ОАЭ по защите интересов инвесторов, страна поднялась по этому показателю на 15 пунктов в 2016 по сравнению с 2015 годом и занимают 49 место. Из стран Персидского залива после ОАЭ по этому индикатору идет Кувейт на 66 месте. Одни из наилучших показателей с точки зрения системы налогообложения сразу у трех стран ССАГПЗ, ОАЭ и Катар разделяют 1 позицию по этому пункту, Саудовская Аравия на 3 месте.

Объединенные Арабские Эмираты отвечают многим факторам, определяющим привлекательность региона для притока прямых иностранных инвестиций. Они в равной степени могу удовлетворить потребности инвесторов, которые ищут сырье и прямой доступ к ресурсам. хорошо развитый частный сектор: упрощенный процесс открытия бизнеса, регистрации собственности, является еще одной особенностью, определяющий приток ПИИ в страну.

Глава 3. место и роль иностранных инвестиций в экономике ОАЭ

.1 Динамика иностранных инвестиций в экономику ОАЭ

Объединенные Арабские Эмираты достаточно давно начали проводить политику по привлечению иностранных инвестиций. С точки зрения финансовых перспектив, отсутствие валютных ограничений, в сочетании с возможностью репатриации капитала и прибыли, а так же с остальными положительными моментами инвестиционного климата Эмиратов, которые уже были описаны в данной работе, характеризует ОАЭ как прочную площадку для иностранных инвесторов.

Развитие свободных экономических зон, предоставляющие множество участков на которых иностранные инвесторы могут вести свой бизнес со 100 процентным участием в управлении, вносит существенный вклад, способствующий притоку иностранных инвестиций в регион. каждая СЭЗ сосредоточена на определенных типах инвестиций, и, следовательно, фокусируется на предоставлении определенных услуг, что повышает их эффективность. Доступная квалифицированная рабочая сила, современные коммуникации, сеть воздушно-морских перевозок, превосходная инфраструктура и географическое положение ОАЭ являются составляющими компонентами стабильного и надежного инвестиционного климата, который способствует существенному притоку прямых иностранных инвестиций.

Прямые иностранные инвестиции — хорошее подспорье для ОАЭ по снижению зависимости от природных ресурсов и диверсификации экономики в долгосрочной перспективе. Целью правительства Эмиратов значится создание устойчивой экономики, основанной на научных знаниях и инновациях (англ. knowledge-based economy). Соответственно, ПИИ рассматриваются в качестве основы для структурных преобразований экономики.

Для экономики Объединенных Арабских Эмиратов характерен высокий потенциал для привлечения ПИИ. Согласно рейтингу, представленному Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 2009 году, Эмираты являются 5 из 142 экономик по индексу потенциала для привлечения прямых иностранных инвестиций. При соответсвующих условиях, ПИИ сопровождаются рядом преимуществ, например, рост и формирование капитала, обмен технологиями, которые включают в себя продукт, Производство, распространение технологий, а также обмен опытом в области управления и маркетинга, которые играют важную роль в преобразовании ОАЭ в экономику, основанную на знаниях.

Политика, направленная на привлечение иностранных инвестиций принесла свои результаты. несмотря на то, что приток ПИИ в экономику Объединенных Арабских Эмиратов сократился по сравнению с 2013 годом на 422 млн. долларов и составил 10,1 млрд. долларов в 2014 году (рисунок 2.5), данный показатель является наилучшим среди стран Залива. В Саудовскую Аравию за тот же период поступило 8,01 млрд. долларов, в тоже время, иностранные инвестиции в Катар составили 1,04 млрд. долларов. Снижение потока ПИИ в Эмираты нашло свое отражение на темпе роста, который в 2014 году оказался отрицательным и равным -4,03%. В период с 2003 года по 2014 приток прямых иностранных инвестиций показывал положительную динамику, за исключением периода мирового финансового кризиса, который серьезно сказался на экономических показателях страны и привел к падению притока инвестиций на 9,72 млрд. долларов с 13,7 млрд. долларов в 2008 до 4 млрд. долларов в 2009. Максимальное значение инвестиций в экономику ОАЭ было зафиксировано в 2007 году на отметке 14,2 млрд. долларов. Однако еще в 2002 году приток инвестиций в страну не насчитывал и одного миллиарда. На сегодняшний день, ОАЭ занимает 27 место из 196 по уровню иностранных инвестиций в экономике.

рисунок 3.1. Приток Прямых Иностранных Инвестиций (платежный баланс в тек. долл. США)

Источник: всемирный Банк URL: #»justify»>Для полноты картины также необходимо проследить отток прямых иностранных инвестиций из Эмиратов. состояние данного показателя на 2014 год было равно 0,769% от валового внутреннего продукта страны, что на 0,007 % больше, чем в предыдущем (рисунок 2.4.). Если брать период с 2003 по 2014 год отток прямых иностранных инвестиций в ОАЭ в целом уменьшился на 0,28%. максимальный рост оттока капитала из Эмиратов был замечен в 2006 году — 2,83 % от ВВП страны, а максимальное падение было зафиксировано в 2009 году на уровне 3,94 %. своего пика отток данный показатель достиг в 2007 году на отметке 5,65%. минимальное значение оттока было достигнуто в 2011 году на отметке 0,625%. Стоит отметить, что Саудовская Аравия, которая несущественно отстает по привлечению иностранных инвестиций от Объединенных Арабских Эмиратов, фактически имеет такие же результаты по оттоку капитала из страны, на 2014 год этот показатель был равен 0,723 процента ВВП, что на 0,046 меньше, чем у ОАЭ. наибольший рост оттока ПИИ из Саудовской Аравии был зафиксирован в 2008 году на отметке 0,705% от ВВП, а максимальное падение в 2011 году на отметке -0,229%.

рисунок 3.2. Отток Прямых Иностранных Инвестиций (% от ВВП)

Составлено автором на основе данных всемирного банка URL: #»justify»>Данная тенденция свидетельствует о том, что Политика по привлечению иностранных инвестиций в страну развивается в правильном направлении. Правительство Объединенных Арабских Эмиратов смогли сократить долю поступлений от продажи нефти и газа в структуре Валового Внутреннего Продукта страны. Эмираты занимают 26 место по величине экспорта. Согласно индексу экономической сложности (ECI), ОАЭ является одной из самых сложных экономик. На 2014 Объединенные Арабские Эмираты экспортировали $186 миллиардов и заняли 26-место по по величине экспорта в мире. В течение пяти лет экспорт Объединенных Арабских Эмиратов увеличился на 16.8% от 85.5 миллиардов долларов США в 2009 до 186 миллиардам долларов в 2014. Самой крупной статьей экспорта Эмиратов по-прежнему остается сырая нефть, которая составляет 46,1% от общего экспорта ВВП, очищенная нефть составляет 11,7%. На импорт в том же году пришлось 213 миллиардов долларов, что делает ее 24 экономикой по величине импорта в мире. За последние пять лет импорт ОАЭ вырос на 11,4% в годовом исчислении, с 124 миллиардов долларов в 2009 году до 213 миллиардов долларов США в 2014 году. В статье импорта важное место отводится ювелирным изделиям, на которые приходится 7,4% от общего объема импорта. Вещательное оборудование — следующая по значимости статья, на которую приходится 6,07%.

таким образом, Объединенные Арабские Эмираты демонстрируют положительную динамику притока прямых иностранных инвестиций в страну с сравинтельно низким оттоком капитала. увеличение объема инвестиций свидетельствует о повышенной привлекательности данного региона для иностранного капитала.

.2 Вклад иностранных инвестиций в экономическое развитие страны

Иностранные инвестиции считаются важным и необходимым компонентом для устойчивого развития Объединенных Арабских Эмиратов. Прямые иностранные Инвестиции (ПИИ), как правило, предпочтительнее других форм финансирования, поскольку не способствуют созданию долга и в то же время их отдача зависит полностью от выполнения проекта, финансируемого иностранным инвестором. Для того, чтобы в полной мере использовать преимущества от ПИИ и способствовать вкладу в устойчивое экономическое развитие, необходимо, чтобы основные элементы экономического роста взаимодействовали с направлениями и приоритетами внешней и внутренней политики в области иностранных инвестиций.

Для Объединенных Арабских Эмиратов ключевым индикатором внешнеэкономической деятельности являются цены на нефть. Мировой финансовый кризис и падение стоимости активов привели к снижению экономических показателей страны (Рисунок 3.3). В 2009 году снижение темпов прироста ВВП достигло рекордной отметки и составило — 5,2%. Тем не менее, правительство Объединенных Арабских Эмиратов предприняло шаги по минимизации воздействия кризиса на национальную экономику путем увеличения государственных расходов и в период с 2010 по 2012 Экономика ОАЭ продемонстрировала устойчивый рост и стабильность.

рисунок 3.3. Темп прироста ВВП ОАЭ (% в год)

Источник: National Bureau of statistics, UAE — 2014.

Эмираты придают огромное значение роли иностранных инвестиций в экономическом развитии региона, в частности, прямым иностранным инвестициям. ПИИ в страну сопровождаются именно теми преимуществами, которые необходимы для ОАЭ. Вместе с тем, происходит структурное преобразование экономики и обеспечение ее инновационного типа развития, которое является целью Объединенных Арабских Эмиратов согласно их плану "vision 2021". Вследствие этого, правительство ОАЭ активно занимается реформированием законодательства и созданием благоприятной среды для иностранного капитала. Важно отметить, что частному сектору, как иностранному, так и национальному уделяется особое внимание, поскольку он рассматривается в качестве двигателя всей экономики.

За последние несколько лет Эмираты продемонстрировали ускоренный экономический рост, ввиду чего страна рассматривается как один из самых динамично развивающихся стран ССАГПЗ. Согласно всемирному инвестиционному отчету, проведенному Конференцией ООН по торговле и развитию (UNCTAD), ОАЭ находятся на втором месте по величине притока ПИИ в страну в Западной Азии после Турции. Основными инвесторами являются Великобритания, Индия, Франция и Япония. В силу того, что Экономика и политика ОАЭ сохраняет свою стабильность, не подвергаясь прямому воздействию арабской весны, страна смогла привлечь 13 млрд. долларов США в 2015 году, что на 25% больше, чем в 2014. Основная часть прямых иностранных инвестиций сосредоточена в секторах углеводородов, получения воды (проекты по опреснению воды), производству электроэнергии. Также, в феврале 2015 года в Шардже прошел Всемирный форум, посвященный прямым иностранным инвестициям. Цель данного форума — улучшение взаимодействия между государственным сектором и промышленностью касательно прямых иностранных инвестиций в мировом масштабе. Сильные стороны ОАЭ включают в себя прямой доступ к нефтяным ресурсам, низкие энергетические затраты, нацеленность на диверсификацию экономики и на покупательную способность.

Таблица 3.1. Прямые иностранные инвестиции

Основываясь на данных, предоставленным UNCTAD, количество инвестиций в создание новых объектов в 2010 и 2011 году составили 323 и 369, соответственно. В период с 2012 по 2013 год количество инвестиций в данные проекты незначительно снизилось (таблица 3.1). Тем не менее, колебания связанные с притоком прямых иностранных инвестиций незначительные, в то время, как объемы в период с 2012 по 2014 годы демонстрируют положительную тенденцию.

Значительная часть ПИИ сосредоточена в секторах недвижимости, финансов и автомобильной промышленности (Рисунок 3.4) — почти ¾ всех иностранных инвестиций. В то же время, сектор недвижимости является одним из самых нестабильных, так, например в 2008-2009 годах доля инвестиций в данный сектор сократилась на 11% с 28 до 17. Тем не менее, сегодня данный сектор остается стабильным и составляет 28% инвестиций. заметно снизились инвестиции в строительство, которые составляют на состояние 2014 года всего лишь 5%.

Рисунок 3.4. Инвестиции по секторам (основные)

Источник: National Bureau of statistics, UAE — 2014.

иностранные инвестиции в экономике ОАЭ играют существенную роль, в первую очередь, в инновационном преобразовании экономики, которая обозначена основной целью правительства Эмиратов. кроме того, Объединенные Арабские Эмираты значительно снизили долю статьи нефти в экспорте, что так же является основным направлением политики. И, как следствие, можно заключить, что Политика по диверсификации экономики движется в правильном направлении. И, по словам заместителя министра экономики ОАЭ, доходы от нефтегазового сектора должны составлять не более 20-25% от ВВП.

Таким образом, ОАЭ посредством разработки и внедрения эффективной политики по привлечению прямых иностранных инвестиций, демонстрирует хорошие экономические показатели, зарекомендовав себя в качестве лидера по притоку ПИИ среди стран Залива. Ориентация на инновационное развитие и снижение зависимости от нефти, способствует устойчивому развитию данной страны.

.3 Перспективы привлечения иностранных инвестиций

Правительство Объединенных Арабских Эмиратов осознает важность иностранных инвестиций в экономическом развитии региона. В этой связи необходимо выделить будущие перспективы привлечения иностранных инвестиций в страну. На Ежегодном инвестиционном форуме (AIM), который проводится в Эмиратах, предлагаются наиболее перспективные пути развития инвестиционного сотрудничества и решения проблем, сопровождающихся с ними. Министр экономики Объединенных Арабских Эмиратов Султан бин Саид Аль Мансури заявил, что основной акцент ОАЭ в 2016 году будет направлен на поддержку малых и средних предприятий для того, чтобы увеличить вклад иностранных инвестиций в структуре ВВП с текущего уровня до 70 %. Именно поэтому правительство ОАЭ приняло ряд законов, которые облегчат процесс выдачи торговых лицензий, учредили множество фондов, а также запустили ряд инициатив для поддержки малого и среднего бизнеса. В свою очередь, Ежегодный инвестиционный форум (AIM), по словам Дауда Аль Шезави, генерального директора AIM, будет являться платформой для объединения молодых предпринимателей и обмена знаниями и, более того, оценить прибыльность и возможность осуществить свои проекты.

Согласно проекту, разработанным правительством ОАЭ "vision 2021", который нацелен на то, чтобы преобразовать экономику в центре которой является нефтегазовая промышленность в экономику, которая будет основана на знаниях (англ. knowledge based economy). Результатом данного плана должна стать устойчивая диверсифицированная экономика, которая будет в приоритете для многих людей в качестве экономического, туристического и коммерческого центра путем поощрения инноваций, научных исследований и разработок, укреплению нормативно-правовой базы для ключевых секторов и концентрироваться на развитии секторов с высокой добавленной стоимостью. Более того, целью национальной программы является сделать Эмираты одной из лучших страной в мире в области предпринимательства, поскольку это играет ключевую роль в раскрытии потенциала граждан и позволяет стать им движущей силой экономического развития через малые и средние предприятия в частном секторе. В добавок, программа стремится привить культуру предпринимательства в школах и университетах для того, чтобы растущее поколение было наделено важными предпринимательскими качествами, к которым относят лидерские качества, способность к творческому мышлению, готовность брать на себя ответственность и ставить перед собой амбициозные цели. Это позволит Объединенным Арабским Эмиратам стать одной из лучших экономик в мире по легкости ведения бизнеса, инновациям, предпринимательству и в сфере разработки и исследований.

кроме того, правительство обусловило в качестве своей цели не только достижение лидирующих позиций в глобальных отчетах, но и обеспечение достойных условий жизни для всех граждан своей страны. Следовательно, улучшение показателей ВВП на душу населения, который в настоящее время уже достаточно высок, по данным всемирного банка на состояние 2014 года составляло 44 200 долларов в текущих ценах — также один из приоритетов ОАЭ наряду с обеспечением высокого уровня национального участия в составе рабочей силы в частном секторе.

целесообразно выделить шесть основным направлений, в которых Объединенные Арабские Эмираты хотят достичь определенных результатов: инновационная конкурентоспособная Экономика, устойчивая среда и инфраструктура, надежная и справедливая судебная система, укрепление и сохранение национальной идентичности, здравоохранение международного класса, первоклассная система образования. В процессе создании инновационной конкурентоспособной экономики, правительство ОАЭ поставило ряд определенных целей и задач, которых они хотят достичь: увеличить реальной рост ВВП не нефтяного сектора на 5%, войти в 10 лучших стран по показателю ВНД на душу населения, увеличить чистый притока ПИИ на 5%, войти в 10 лучших стран по индексу глобальной конкурентоспособности, стать лучшей страной по индексу легкости ведения бизнеса, увеличить вдвоем текущее число граждан в составе рабочей силы и увеличить вклад малых и средних предприятий в ВВП до 70% и также войти в рейтинг 20 стран по показателю инноваций. В векторе улучшения среды и инфраструктуры правительство выделяет следующие задачи: индекс качество контроля — 90%, доля переработанных отходов от общего объема отходов — 75%, доля вклада чистой энергии — 24%, индекс дефицита воды — отношение 4.0, индекс эффективности логистики — 1 место, время, необходимое для получения кредита/дома от правительства для граждан ОАЭ — 2 года с момента подачи документов. Цели в процессе создания надежной и справедливой судебной системы: войти в 10 лучших стран по эффективности судебной системы, надежность полиции — 1 место, чувство безопасности — 100%. Для сохранения и укрепления национальной идентичности правительство хочет войти в пять лучших стран по индексу счастья, по индикатору национальной идентичности — 100%, индекс развития человеческого потенциала — войти в 10 стран с наилучшим показателем. Задачи в сфере здравоохранения включают в себя следующие: сократить текущий показатель по числу смертей от сердечно-сосудистых заболеваний на 25%, достичь уровня средней продолжительности жизни — 73 года, распространенность курения — сократить на 15%, индекс качества здравоохранения — войти в 20 стран по данному показателю, процент аккредитованных медицинских учреждений — 100%. Для достижения первоклассного уровня образовательной системы, ОАЭ поставили перед собой следующие установки: войти в 20 лучших стран по показателю среднего балла PISA, войти в 15 стран по показателю среднего балла TIMSS, процент учебных заведений с высококлассными преподавателями — 100%. Соответственно, в сильном и надежном союзе, образованные и изобретательные жители Эмиратов будут уверенно строить устойчивую и конкурентоспособную экономику.

таким образом, правительство Объединенных Арабских Эмиратов предпринимает серьезные шаги по улучшению инвестиционного климата страны и привлечению иностранных инвестици. Исходя из данных, представленных в "vision 2021" можно прогнозировать возрастание интереса к Эмиратам и, как следствие, рост инвестиций в регион.

Заключение

В результате исследования были достигнуты следующие задачи: выявлены основные факторы, определяющие приток иностранных инвестиций в страну, рассмотрены положительное и негативное воздействие иностранный инвестиций на принимающую страну. Так же были выявлены меры государственного регулирования притоком иностранных инвестиций в страну.

Экономика ОАЭ занимает важное место в составе стран ССАГПЗ. Результатом политики, проводимой государством, по диверсификации экономики является снижение зависимости от нефтегазовой промышленности. Это, в свою очередь, представляет большой Интерес для стран-участников для перенятия опыта и снижению зависимости от природных ресурсов. Экономики одной стороны, нефтяные запасы Объединенных Арабских Эмиратов способствуют быстрому экономическому росту и повышению уровня жизни в регионе. С другой стороны, нефтяная отрасль сопровождается рисками и неопределенностью для экономики страны. Следовательно, разработка эффективных механизмов привлечения иностранных инвестици — является основным направлением страны в долгосрочной перспективе. Объединенные Арабские Эмираты отвечают многим факторам, определяющим привлекательность региона для притока прямых иностранных инвестиций. Эмираты в равной степени могу удовлетворить основные потребности иностранных инвесторов. Хорошо развитый частный сектор: упрощенный процесс открытия бизнеса, регистрации собственности, является еще одной особенностью, определяющий приток инвестиций в страну.

В ходе работы было выявлено, что исламская банковская система — является неотъемлемой частью финансового сектора ОАЭ. Основной принцип исламской финансовой системы — не взимать и не налагать долговой процент, поскольку религия запрещает приращение капитала. Наличие исламской финансовой системы повышает интерес страны для инвесторов из арабского мира. кроме того, благоприятный климат, который удалось создать правительству Эмиратов способствует росту привлекательности Эмиратов на мировой арене, что привело к существенному росту притока прямых иностранных инвестиций за последние годы.

Таким образом, иностранные инвестиции оказывают существенное влияние на экономику, снижая зависимость страны от нефтегазового сектора. Кроме того, ПИИ способствуют реализации многих планов, обозначенных государством в проекте "vision 2021", который направлен на улучшение экономических показателей страны во всех секторах экономики.

Список использованной литературы

Официальные правительственные документы, законы, исследования международных организаций, материалы международных конференций

1.OECD (2008) Tax Effects on Foreign Direct Investment. Policy Brief.

2.Schwab K., Sala-i-Martin X. World Economic Forum.(2014) //The global competitiveness report 2013-2014 (Full data edition). — 2015.

.Statistics U. Foreign direct investment //Geneva: United Nations Conference on Trade and Development. — 2014.

.Vision U. A. E. 2021.

Учебники и монографии

5.Гуськова Н.Д. и др. инвестиционный менеджмент. — "Издательство Проспект", 2013.

6.Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Инвестиции. Источники и методы финансирования, Омега-Л //Москва. — 2009.

.Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. иностранные Инвестиции: учебное пособие. — Scientific magazine" Kontsep, 2015.

.Киреев А.П. международная экономика. Ч. 1: Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. — Международные отношения, 1998.

.Костюнина Г.М. иностранные инвестиции:(вопросы теории и практики зарубежных стран): учебное пособие: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению" Экономика" //Экономика". Москва. — 2014.

.Костюнина Г.М. Международное движение капитала //М.: Экономистъ. — 2004.

.Костюнина Г.М., Ливенцев Н.Н. Международная практика регулирования иностранных инвестиций //М.: Анкил. — 2001.

.Линдерт П.Х.. Экономика мирохозяйственных связей. М., 1995.

.Усмани М.Т. Введение в исламские финансы:[шариат. стандарт № 6]/Муфтий Мухаммад Таки Усмани; пер. с англ //М.: Исламская кн. — 2013.

.Ahmad E., Hamdani A. The role of foreign direct investment in economic growth //Pakistan economic and social review. — 2003.

.Cho J. W. Foreign direct investment: determinants, trends in flows and promotion policies //Investment promotion and enterprise development Bulletin for Asia and the Pacific. — 2003. — Т. 1.

.Cragg K., Speight M. Islamfrom within: Anthology of a religion //Belmont, CA: Wadsworth. — 1980.

17.Donboli J. H., Kashefi F. Doing business in the middle east: A primer for US companies //Cornell Int’l LJ. — 2005. — Т. 38.

.Dunning, J. H. (1993). Multinational enterprises and the global economy. Wokingham.: Addison-Wesley.

19.Esposito J. L. Islam: The straight Path. — New York : Oxford University Press, 1998. — Т. 4.

.Garbois C. et al. The Future of Islamic Banking //Dubai: AT Kearney Inc. — 2012.

.Kumar R. Strategies of Banks and Other Financial Institutions: Theories and Cases. — Elsevier, 2014.

.Lall, S., and P. Streeten. 1977. Foreign investment, transnationals, and developing countries. London; New York: Macmillan.

.Marar A. D. Cooperation Council for the Arab States of the Gulf, The //Law & Bus. Rev. Am. — 2004. — Т. 10.

.OECD Benchmark Definition of Foreign Direct Investment. Third Edition. Paris, OECD, 1996.

.Ulrichsen K. C., Held D. The Transformation of the Gulf: Politics, Economics and the Global Order. — 2010.

.Wiley J. Oil and Energy Trends//UAE tries to adopt to new economic and political realities. — 2015. — 40.

Статьи из периодических изданий

27.Костюнина Г.М., Ломакин Н.Н. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ССАГПЗ.//российский Внешнеэкономический Вестник — 2014. — T.2014. — №.6.

.Ahmed A. Z. E. The role of diversification strategies in the economic development for oil-depended countries:-The case of UAE //International Journal of Business and Economic Development (IJBED). — 2015. — Т. 3. — №. 1.

.Ahmed A. Z. E. The role of diversification strategies in the economic development for oil-depended countries:-The case of UAE //International Journal of Business and Economic Development (IJBED). — 2015. — Т. 3. — №. 1.

.Awamleh R., Evans J., Mahate A. A test of transformational and transactional leadership styles on employees’ satisfaction and performance in the UAE banking sector //Journal of comparative international management. — 2005. — Т. 8. — №. 1.

31.Grant J., Golawala F. S., McKechnie D. S. The United Arab Emirates: the twenty‐first century beckons //Thunderbird International Business Review. — 2007. — Т. 49. — №. 4.

32.Hvidt M. The Dubai model: An outline of key development-process elements in Dubai //International Journal of Middle East Studies. — 2009. — Т. 41. — №. 03.

33.Karim R. A. A., Ali A. E. T. Determinants of the financial strategy of Islamic banks //Journal of Business Finance & Accounting. — 1989. — Т. 16. — №. 2.

.Kazi A. U., Halabi A. K. The influence of Quran and Islamic financial transactions and banking //Arab Law Quarterly. — 2006. — Т. 20. — №. 3.

.Khalili S. Unlocking Islamic finance //Infrastructure Finance. — 1997. — Т. 6. — №. 3.

.Low L., Salazar L. C. The Gulf Cooperation Council: a rising power and lessons for ASEAN. — Institute of Southeast Asian Studies, 2011. — №. 12.

37.Mathews T., Armstrong C. Public Finance and Tax Equity in the Arabian Gulf Monarchies //Journal of Global Initiatives: Policy, Pedagogy, Perspective. — 2016. — Т. 10. — №. 1.

.Mayer A. E. Economics and the Koran //Wharton Magazine. — 1982. — Т. 6. — №. 2.

.Mina W. United Arab Emirates FDI Outlook //The World Economy. — 2014. — Т. 37. — №. 12.

.Petroleum B. Statistical review of world energy 2015 //BP, London. — 2015.

.Qadir, J. (2005, June 1). UAE garments industry badly hit by WTO rules. Khaleej Times. Retrieved May 26, 2007.

.Timewell S. A Market in the Making //The Banker. — 1998. — Т. 148. — №. 864.

43.Tvaronavičiene M., Ginevičius R. Analysis of foreign direct investments and its impact on restructuring of Lithuanian economy //Journal of Business Economics and Management. — 2003. — Т. 4. — №. 3.

Интернет ресурсы

44.www.aimcongress.com — Annual Investment Meeting

45.www.atlas.media.mit.edu — OEC

.www.oecd.org — Organization for Economic Co-operation and Development

.www.ria.ru — Риа новости

.www.unctad.org
-UNCTAD

.www.worldbank.org — The World Bank

.www.worldforumforfdi.com — The World Forum for FDI

приложение 1

Основные показатели деловой среды ОАЭ

Составлено автором на основе данных: Doing Business — 2016.

приложение 2

Статьи экспорт ОАЭ

Составлено автором на основе: данных OEC URL: #»justify»>Статьи импорта ОАЭ

Составлено автором на основе: данных OEC URL: #»justify»>Статьи экспорта королевства Бахрейн

Составлено автором на основе: данных OEC URL: #»justify»>Статьи импорта королевства Бахрейн

Составлено автором на основе: данных OEC URL: #»justify»>Статья экспорта королевства Саудовская Аравия

Составлено автором на основе: данных OEC URL: #»justify»>Статья импорта королевства Саудовская Аравия

Составлено автором на основе: данных OEC URL: #»justify»>Статья экспорта Омана

Составлено автором на основе: данных OEC URL: #»justify»>Статья импорта Омана

Составлено автором на основе: данных OEC URL: #»justify»>Статья экспорта Кувейта

Составлено автором на основе: данных OEC URL: #»justify»>Статья импорта Кувейта

Составлено автором на основе: данных OEC URL: #»justify»>Статьи экспорта Катара

Составлено автором на основе: данных OEC URL: #»justify»>Статьи импорта Катара

Составлено автором на основе: данных OEC URL: http://atlas.media.mit.edu/en/ (дата обращения: 27.04.2015).

Учебная работа. Иностранные инвестиции и их место в экономике ОАЭ