Учебная работа. Информационная безопасность в мировом политическом процессе. Проблемы формирования системы международной информационной безопасности и пути их решения
Информационная безопасность в мировом политическом процессе. Проблемы формирования системы международной информационной безопасности и пути их решения
Информационная безопасность в мировом политическом процессе. Проблемы формирования системы международной информационной безопасности и пути их решения
Вяхиревой Кристины, 4 курс, ИНМП, МГУ
На всем протяжении человеческой истории практика обеспечения безопасности одних государств и народов в ущерб интересам и безопасности других порождала непрерывную цепь войн и вооруженных конфликтов. однако на фоне разрушений и кровопролития шел поиск путей мирного развития цивилизации. Еще составители библейских книг мечтали о тех временах, когда племена и народы «перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы». Рассмотрению вопросов войны и мира, возможностям государственной власти ограничить использование вооруженного насилия уделено значительное место в таких памятниках античной философии и политико-правовой мысли, как «пятом веке нашей эры (468 г.) Карфагенский собор сформулировал фундаментальное положение международного права «Pacta sunt servanda», зафиксировав там самым общее понимание примата мирного пути разрешения конфликтов. информационный безопасность мировой
Вступление мирового сообщества в эпоху глобализации «смешало» экономики, изменил подход к понятию государственного суверенитета, уничтожил границы для финансов и информации, сделал бессмысленным разрушение экономической инфраструктуры на территории государства-противника. Реакцией стала революция в военном деле. На смену разрушающим методам и средствам приходят контролирующие и, в первую очередь, информационные, получившие уже название «информационного оружия». Все эти факторы потребовали целого комплекса мероприятий принципиально нового типа, которые связываются с понятием «информационной безопасности».
Управление всеми важнейшими объектами народного хозяйства, социальной и военной сферы развитых стран основано на широком использовании информационно-коммуникационных технологий. Нарушение информационной инфраструктуры ядерных объектов, особо опасных химических производств, гидросооружений, транспорта, систем обороны приведет к техногенным и экономическим катастрофам. Вследствие глобализационных процессов риски в этой области усугубляются не обязательной принадлежностью такого рода объектов стране расположения. Каналы связи, по которым проходит управленческая и другая критическая для конкретных структур и даже государств информация могут проходить по территориям или пространствам (воздушным, космическим, радиосвязи) десятков других стран или через телекоммуникационные системы, находящиеся под юрисдикцией и управление других государств, в том числе потенциальных противников.
Информационно-технический прогресс в военном деле обеспечил условия для ускоренного совершенствования вооружения и военной техники на основе широкого внедрения новых информационных технологий и создания информационного оружия. Интеллектуализация способствовала кардинальному увеличению точности, дальности и мощности действия классических видов вооружений, резкому увеличению возможностей разведки, систем сбора и обработки информации и, как следствие, уменьшению времени принятия оперативных решений. Внедрение сетевых технологий в военном деле принципиально изменяет военную стратегию и тактику, военное Искусство. В этих условиях информационное оружие может стать тем самым искомым эффективным силовым средством, не предусматривающим разрушения объектов и уничтожения живой силы и населения противника, позволяющим решать многие конфликты без применения традиционных средств вооруженной борьбы, подчинять себе противника, его экономические и трудовые ресурсы без применения силовых методов. Страны, обладающие таким оружием и военной техникой, получают громадное военное преимущество перед противником, оснащенным традиционными типами вооружений.
Тем самым одним из наиболее опасных источников угроз интересам общества и государства в информационной сфере становятся распространение «информационного оружия» и развертывание гонки вооружений в этой области, попытки реализации концепций ведения «информационных войн». Разрушительное воздействие «информационного оружия» в информационном обществе может оказаться более мощным и эффективным, чем это представляется сегодня.
В настоящее время, по разным оценкам, свыше 120 стран имеют или разрабатывают различные виды информационного оружия. Преимущественно идет создание оружия информационно-технического воздействия, в первую очередь, направленного на несанкционированный доступ и дезорганизацию работы средств вычислительной техники. Усиленно разрабатываются средства защиты информации. Причем последним, по вполне понятным причинам, вынуждены заниматься и страны, не планирующие ведение наступательных информационных операций, но имеющие развитую информационную инфраструктуру.
Данные обстоятельства делают проблему международной информационной безопасности (МИБ) условием мирового развития, а обеспечение безопасности интересов Российской Федерации в информационной сфере важным фактором национальной безопасности.
События 11 сентября 2001 г. и последующего периода резко обострили внимание политиков и аналитиков к возможности использования в террористических целях вместо традиционного оружия массового уничтожения высокотехнологичных средств воздействия, в том числе информационного оружия и информационно-ориентированных средств.
Ведущие западные политики и эксперты приходят к осознанию того, что информационное оружие может обеспечить "асимметричный ответ" неядерных государств в конфликтах различной интенсивности. Развитие информационного военного потенциала может компенсировать неспособность поддерживать баланс сил в области обычных вооружений, особенно при отсутствии на вооружении оружия массового уничтожения и достаточных ракетных средств.
специальные средства воздействия на информационные компоненты военных и критических гражданских структур начали целенаправленно создаваться в технологически развитых странах в 70-80-е годы и к середине 90-х уже поступили на вооружение армий передовых государств. В соответствии с принятыми военными доктринами информационное оружие предназначается для воздействия на ключевые элементы управления и связи военных, экономических и государственных структур, а также население противника и нацелено на дезорганизацию и нанесение значительного ущерба. Это придает ему характер оружия массового поражения, а при применении против объектов ядерной, химической, гидрологической и других особо опасных сфер или при использовании для перенацеливания (за счет перехвата и изменения управляющей или навигационной информации) стратегических вооружений — массового уничтожения. Наличие у противника потенциала информационных средств может свести на нет боевую мощь наступающей стороны и возможности эффективной обороны.
Информационные средства могут выступать как самостоятельно, так и в качестве обеспечивающих или поддерживающих при проведении масштабных террористических акций или терактов с применением других видов и форм воздействия. Эксперты Пентагона вынуждены были признать, что в осуществленных осенью 2001 года терактах были применены средства, относимые к информационным. Имевшие место нарушения работы ряда аэропортов и авиационных служб способствовали проведению терактов, а их прямая трансляция по каналам CNN многократно усилила психологический эффект, фактически тем самым частично решив задачи, поставленные перед собой террористами. Использование для распространения возбудителей сибирской язвы почтовых отправлений расценивается как воздействие на один из важных каналов связи, т. е. информационных каналов. Последовавшие события подтвердили эффективность воздействия на информационные инфраструктуры, поскольку, кроме прямого социально-политического и социально-психологического (что и считалось до последнего времени целью террористической деятель) ущерба, нанесло существенный экономический ущерб.
особую озабоченность вызывает распространение в глобальных информационных сетях и на электронных носителях сведений и практических рекомендаций по подрывной деятель и созданию оружия, включая оружие массового уничтожения (ОМУ).
Многие аналитические центры в мире ведут проработку возможных сценариев информационных войн, исходя в своих стратегиях именно из задачи обеспечения информационного доминирования. доминирование в информационной сфере реально означает не абстрактную возможность влиять на мировую инфосферу, а обладание вполне конкретным потенциалом, позволяющим диктовать свою волю, то есть обеспечить глобальное доминирование. Во что это конкретно воплощается, по крайней мере в региональном измерении, человечество имело возможность убедиться в ходе известных локальных войн и "миротворческих операций" конца ХХ века.
более чем представительный список ставших известными кибератак показывает, что подобные средства и методы уже освоены также и международными террористическими, и экстремистскими организациями. Имевшие место инциденты на ядерных электростанциях в разных странах мира подтверждают тезис о том, что информационные управляющие системы остаются одним из наиболее уязвимых звеньев в системе безопасности такого рода объектов. В то же время в ряде случаев криминализация деструктивных действий в информационном пространстве признается специалистами проблематичной. Процесс же формирования международного правового поля в отношении военных и преступных действий в информационном пространстве не смотря на определенные подвижки встречает заметное противодействие.
Основы ведения информационной войны в военной теории разработаны достаточно подробно, однако не следует ожидать их обязательного воплощения в жизнь в ближайшем будущем. Причина этого состоит в том, что государственные и военные институты являются довольно консервативными структурами, и прохождение даже перспективной идеи от концептуальной разработки до практического воплощения подчас занимает десятилетия. Но даже теоретическая возможность ведения подобных войн не должна оставаться за скобками при обсуждении проблем международной безопасности и национальной безопасности государств и не может игнорироваться при анализе политических процессов и подготовке к возможным конфликтам будущего. Возможные информационные угрозы требуют принятия не только практических шагов по созданию адекватных средств ведения информационной войны (как оборонительного, так и наступательного характера) и разработке методов их применения, но и политико-правовых, в том числе дипломатических усилий, способствующих укреплению стратегической стабильности на основе совершенствования международного сотрудничества в этой сфере. поэтому сегодня особую актуальность приобретает не только анализ применимости ранее выработанных правовых, в первую очередь международного гуманитарного права в новых реалиях, но и, что особенно важно, создания нового правового поля, направленного на минимизацию для человечества информационных рисков.
Информационная война для дипломатов и политиков является все еще новым явлением, практическая реализация присущих ей средств и методов до сих пор многими признается, в лучшем случае, в частных проявлениях, например, использование сети Интернет в качестве среды ведения пропагандистской деятельности или использование графитовых бомб против объектов энергетической инфраструктуры в Югославии. однако в основном все согласны, что уже в не столь отдаленном будущем неконтролируемый рост возможностей ведения информационной войны, распространение соответствующих средств могут привести не только к возобновлению гонки вооружений на качественно новом технологическом уровне и в принципиально новом стратегическом контексте, но и явятся стимулом для развязывания (в качестве ответа на «нетрадиционные вызовы») вооруженных конфликтов с применением традиционных средств ведения войны. И вероятность такого развития достаточно велика.
В соответствии со спецификой развития различных стран на первый план для них выдвигаются различные аспекты информационной войны. например, в США на уровне государственных позиций наблюдается устойчивая тенденция рассматривать в качестве информационной войны исключительно действия против информационных инфраструктур (в узком понимании — информационных сетей). При этом рассматриваются преимущественно террористические и криминальные действия в тех их аспектах, которые направлены против информационных систем и ресурсов. В то же время в ряде стран «третьего мира» превалирует взгляд на информационную войну как совокупность пропагандистских действий, затрагивающих культурный и мировоззренческий уровень, с использованием информационных возможностей, предоставляемых процессами глобализации и общедоступностью СМИ. Две эти точки зрения, безусловно, являются полярными и не отражают всего спектра взглядов на информационную войну даже в упомянутых странах, однако они дают наглядное представление о существенных различиях в восприятии структуры рисков, возникающих в связи с развитием информационных технологий.
несмотря на явные различия во взглядах на информационную войну и оценке спектра возникающих угроз национальной безопасности, практически все страны ясно осознают необходимость ведения международного обсуждения проблем информационной безопасности и информационной войны.
Накопленный опыт позволяет выделить несколько проблемных вопросов, решение которых представляется важным для продвижения в направлении формирования системы международной информационной безопасности.
Информационная сфера является весьма чувствительным фактором жизнедеятельности общества. Это предопределяет отношение государств к налаживанию сотрудничества в рассматриваемой области.
При этом, как показали результаты голосования в Первом комитете Генеральной Ассамблее ООН по резолюции «достижения в области информационных технологий в контексте международной безопасности» в октябре 2009 года, мы можем исходить из того, что необходимость такого сотрудничества признается всеми государствами мира.
одной из наиболее важных проблем продвижения в данном направлении является, прежде всего, достижение необходимого уровня политического доверия между правительствами государств мира. Известно, что это доверие возникает тогда, когда у основных субъектов международной политики имеются схожие взгляды на политическую ситуацию, на причины имеющихся дисгармоний и конфликтов в межгосударственных отношениях и путях снижения социально-политической опасности имеющихся разногласий.
Как мы видим, в современном мире роль диалога в разрешении конфликтов увеличивается, хотя конфликтов не становится существенно меньше. Политические лидеры разных государств мира прилагают определенные усилия для укрепления доверия, но значительную роль в решении этой задачи играет гражданское общество, которое во многом определяет допустимый для страны уровень доверия в отношениях с тем или иным государством и, соответственно — диапазон возможных действий политических лидеров в этой области.
Для формирования системы обеспечения международной информационной безопасности представляется важным определить возможную цель международного соглашения в данной области.
Представляется, что такой целью могло бы быть стать создание механизмов международного сотрудничества в области обеспечения устойчивости функционирования и безопасности использования глобальной информационной инфраструктуры и ее национальных сегментов, безопасности информационных и телекоммуникационных технологий.
здесь под устойчивостью функционирования понимается способность сохранять работоспособность в условиях воздействия определенных неблагоприятных факторов.
Под безопасностью понимается защищенность от угроз нарушения конфиденциальности и целостности информации, циркулирующей в глобальной информационной инфраструктуре и ее национальных сегментах, а также от угроз использования уязвимостей информационных и телекоммуникационных технологий для агрессивного нанесения ущерба международной и национальной безопасности государств — членов международного сообщества.
Достижение данной цели могло бы способствовать укреплению доверия к глобальной информационной инфраструктуре, информационным и телекоммуникационным технологиям как фактору устойчивого развития человечества.
Можно предложить следующие основные направления сотрудничества в области формирования системы обеспечения международной информационной безопасности:
поддержания устойчивости и безопасности функционирования глобальной информационной инфраструктуры и ее национальных сегментов, которое в определенной степени базируется на интернационализации управления использованием и развитием глобальной сети Интернет;
выявление опасных нарушений устойчивости и безопасности глобальной информационной инфраструктуры и ее национальных сегментов, информационных и телекоммуникационных технологий, связанное с налаживанием международного мониторинга данных процессов и юридическое закрепление выявляемых нарушений;
проведение расследований по фактам опасных нарушений устойчивости функционирования и безопасности использования глобальной информационной инфраструктуры и ее национальных сегментов, безопасности информационных и телекоммуникационных технологий, связанное с выявлением уполномоченными международными органами лиц, действия которых привели к соответствующим нарушениям устойчивости и безопасности;
разработка и принятие требований по устойчивости и безопасности глобальной информационной инфраструктуры и ее национальных сегментов, безопасности информационных и телекоммуникационных технологий, оценка выполнения данных требований;
выработка и реализация предложений по повышению устойчивости и безопасности глобальной информационной инфраструктуры и ее национальных сегментов, безопасности информационных и телекоммуникационных технологий.
Первым шагом в данном направлении могла бы явиться проработка международным экспертным сообществом таких вопросов как:
терминология, используемая в области обеспечения международной информационной безопасности;
выработка общих подходов к определению объектов обеспечения международной информационной безопасности;
проработка возможных механизмов международного сотрудничества в обеспечении безопасности данных объектов;
В процессе этой работы можно будет определиться с тем, на какой уровень сотрудничества в данной области могут быть готовы пойти государства — члены международного сообщества и применительно к данному уровню осуществить более детальную проработку научных, организационных, правовых, дипломатических и иных аспектов данной проблемы.
Основной целью политико-правового регулирования отношений в выделенных направлениях сотрудничества могло бы стать формирование международных механизмов предотвращения или минимизации негативных последствий агрессивного использования информационных и телекоммуникационных технологий для разрешения межгосударственных противоречий.
К числу принципов этого регулирования можно было бы отнести:
сохранение ведущей роли ООН;
уточнение функций и полномочий специализированных международных и негосударственных организаций в выполнении задач обеспечения международной информационной безопасности;
сотрудничество государств, бизнеса, негосударственных организаций и граждан.
К числу основных механизмов реализации сотрудничества по выделенным направлениям на данном этапе можно было бы отнести следующие:
проведение совместных исследований учеными и специалистами разных стран по грантам международного сообщества, заинтересованных государств или международных организаций;
продвижение результатов совместных исследований с помощью публикационной деятельности в направлении государственных органов, занимающихся подготовкой предложений лицам, принимающим решения;
проведение международных конференцией по тематике формирования международной информационной безопасности для расширения обмена мнениями по поводу получаемых результатов исследований.
Как представляется, международно-правовые формы закрепления механизмов сотрудничества в области обеспечения международной информационной безопасности в существенной степени зависят от достигнутого уровня доверия между участниками соответствующего сотрудничества.
На первом этапе данные механизмы могут быть закреплены, например, в меморандуме о взаимопонимании или в заявлении о готовности двигаться в выбранных направлениях сотрудничества, о согласии с целями и принципами формирования системы международной информационной безопасности или по иным аспектам проблемы.
Представляется важным обсудить и возможные механизмы взаимодействия региональных систем обеспечения международной информационной безопасности. Как уже отмечалось, основной проблемой обеспечения международной информационной безопасности является доверие между государствами. В силу различных исторических причин уровень этого доверия в отношении различных государств может существенно отличаться. Формально этот уровень доверия выражается в образовании межгосударственных организаций, связанных между собой общими целями, взглядами на современные проблемы и подходы к их решению. Проблемы обеспечения международной информационной безопасности применительно к таким группам государств рассматриваются в рамках НАТО, ШОС, ОДКБ и других региональных организаций.
Представляется возможным в целях укрепления доверия между данными организациями проведение тех или иных совместных мероприятий, например, конференций или обмен информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Перечень терминов, требующих закрепления в международных правовых актах по обеспечению международной информационной безопасности, определяется, прежде всего, содержанием данных актов. Так, в Соглашении между правительствами государств-членов ШОС закреплено 13 терминов.
Представляется, что к числу терминов, с обсуждения которых целесообразно начать данную работу, следует отнести следующие: «информационную безопасность», «кибербезопасность», «компьютерную безопасность», «сетевую безопасность», «коммуникационную безопасность», «электронную безопасность».
Все они в той или иной степени являются базовыми для обсуждения рассматриваемой тематики.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что важным шагом в направлении выполнения рассматриваемой задачи может явиться начало обсуждения поставленных проблемных вопросов.
Именно данной теме посвящен наш круглый стол. Надеюсь, мы все реалисты и не питаем иллюзий, что в ходе нашего заседания будут найдены ответы на все вопросы. Конечно этого не будет. Но мы имеем прекрасную возможность обменяться мнениями по этим вопросам. Давайте попытаемся ее использовать для укрепления нашего взаимопонимания.
Спасибо за внимание!