Учебная работа. Европейский Союз: цели, история становления, экономика и политика

Европейский союз: цели, история становления, экономика и политика

Министерство образования и науки РФ

Волгоградский государственный технический университет

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Европейский союз: цели, история становления, экономика и политика»

Выполнил:

студент группы

ЭУ-15ВО Бирюкова Е.М.

№ зачетной книжки:

Проверил:

Доц. Агиевич Т.Г.

Волгоград 2015

Содержание

Введение

.История создания Европейского Союза

.Характерные черты и особенности европейского Союза

.Цели и методы функционирования Евросоюза

.структура Европейского Союза

.Экономика Европейского Союза в 2014-2015 гг

.Политика Евросоюза в отношении России

Заключение

Список литературы

Введение

сегодня Европа — своеобразный центр развития разносторонних областей производства. На 2015 год Европейский союз соединил в себе 28 независимых стран со своей особенной индивидуальностью. Еще 20 лет назад каждое европейское государство определило для себя свой темп развития и до сих пор старается «держать марку», не позволяя себе сбавлять обороты. А Евросоюз всецело помогает своим «детям» развиваться и радовать своих жителей.

Европейский Союз — крупнейшая мировая торговая держава, на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На Европейский союз приходится и основная часть помощи развивающимся странам.

страны Евросоюза преобразовались в великое политическое и экономическое объединение со своей неповторимой стратегией и взглядами на происходящие в мире происшествия.

Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствия противоречий и трудностей у Союза.

значительные проблемы возникали и возникают в процессе осуществления единой аграрной политики, единых централизованных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках, сокращение доли ЕС в мировой торговле. С существенными проблемами Евросоюз сталкивается также ив связи со вступлением в него новых членов.

Цель данной работы — изучить особенности деятельности Европейского Союза.

Для достижения этой цели предполагается осуществление следующих задач:

1.Познакомиться с историей создания Европейского Союза.

.Выявить характерные черты Евросоюза.

.определить цели и методы функционирования Евросоюза.

.Рассмотреть структуру европейского Союза.

.Охарактеризовать экономику ЕС за 2014-2015 гг.

.Проанализировать политику европейского Союза в отношении России.

1.История создания европейского Союза

Идея объединения Европы получила второе дыхание после Второй мировой войны. Ее движущими силами были: 1) ясно осознанная народами Европы потребность в длительном мире, 2) необходимость развития экономических связей между западноевропейскими странами в целях восстановления разрушенного войной хозяйства, 3) формирование биполярной системы мира, где главными силами стали США и СССР, а также распад колониальной системы, в результате чего Западная Европа лишилась прежнего политического веса и многих рынков сбыта. Отправной точкой послевоенного движения за единую Европу принято считать речь британского государственного деятеля Уинстона Черчилля «трагедия Европы», произнесенную 19 сентября 1946 г. в Цюрихском университете. В ней Черчилль призвал европейцев покончить «с национальными распрями», прежде всего с франко-германским антагонизмом, и образовать на континенте «нечто вроде Соединенных Штатов Европы». [3, с.276]

В мае 1948 г. в Гааге состоялся Конгресс Европы, на котором представители 16 европейских стран, а также наблюдатели из США и Канады обсуждали разнообразные интеграционные планы — вплоть до немедленного создания федеративного государства. Реальным итогом Конгресса стало образование Совета Европы, начавшего действовать в мае 1949 г. первоначально он занимался сотрудничеством в сфере экономики, социального развития, культуры, законодательства, науки и техники. теперь деятельность Совета Европы сосредоточена на вопросах обеспечения и защиты прав человека.

апреля 1951 г. ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали в Париже договор о Европейском объединении угля и стали (ECSC — European Coal and Steel Community) сроком на 50 лет. Договор вступил в силу в июле 1952 г. Его основные цели: создание общего рынка угля и стали, Модернизация и повышение эффективности производства в угольной и металлургической промышленности, улучшение условий труда и решение проблем занятости в этих отраслях. договор был призван укрепить мир в Европе и создать предпосылки для тесного объединения народов. Поставив под международный контроль добычу угля и производство стали, участники договора решали две задачи: они способствовали модернизации национального хозяйства (основой которого тогда служила металлургия и тяжелая промышленность), а также устраняли возможность подготовки одной из стран к новой войне.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 году учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community). ЕЭС было учреждено Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём одновременных структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского союза) с 6 до 28 государств (расширения союза государств).

1973 год — к ЕС присоединяется Великобритания, Дания и Ирландия

год — Греция становится членом Евросоюза

год стал значимым для таких стран, как Португалия и Испания

год объединения ЕС со Швецией, Австрией и Финляндией

год — присоединение Мальты и Кипра, а также тех стран, которые являлись в прошлом соцлагерями и бывшими советскими республиками: Латвия, Литва, Эстония, Польша, Венгрия, Словакия, Чехия, Словения

год — присоединились Румыния и Болгария.

год — Хорватия стала 28 членом Евросоюза.

Таблица 1.Полный список стран Евросоюза 2015:

АвстрияИталияСловакияБельгияКипрСловенияБолгарияЛатвияФинляндияВеликобританияЛитваФранцияВенгрияЛюксембургХорватияГерманияМальтаЧехияГрецияНидерландыШвецияДанияПольшаЭстонияИрландияПортугалияИспанияРумыния

Теперь зная точно, какие страны в 2015 году в Евросоюзе находятся сейчас, можно сказать, что число населения здесь равняется 500 000 000 человек. Из имеющихся 28 государств, 17 из них вошли в Еврозону, где евро считается формальной единственной валютой. Первого января 2014 года Латвия стала 18 страной, где государственной валютой стало евро.

2.Характерные черты и особенности Европейского Союза

Характерные черты и особенности европейского Союза радикально отличают его от всех других международных организаций.

·Собственная система институтов. институты ЕС самостоятельно осуществляют полномочия, которые находятся в сфере ведения интеграционных образований, и обладают правом принимать обязательные правовые акты.

·Собственная автономная правовая система. Учредительные акты, а также акты, которые принимаются институтами Евросоюза, и Конститу ЕС (полное официальное название — Договор о введении Конституции для Европы от октября 2004г.) являются источниками права ЕС. Эти акты производного права содержат большинство норм, регулирующих общественные отношения, имеющие отношение к процессу европейской интеграции.

·собственный автономный бюджет. Особенностью бюджетной системы Евросоюза является процесс ее формирования, который происходит не за счет взносов стран-членов, а за счет собственных средств. бюджет ЕС наполняется налогами и сборами от импорта сельскохозяйственной продукции, частью средств от НДС, отчислениями от ВВП стран-членов, но не более 1,2% национального ВВП. Все плательщики НДС (налога на добавленную стоимость) в государствах Евросоюза объединены в единую электронную базу данных. Многое определяют для себя члены ЕС и самостоятельно, например, ставки налогов. Так ставки НДС <#"justify">Таблица 2. страны ЕС, Шенгенского пространства и зоны действия евровалюты на 2015 год

ГосударствоЕвросоюзЕврозонаШенгенНАТО1Австрия+++2Бельгия++++3Болгария++4великобритания++5Венгрия+++6Германия++++7Голландия++++8Греция++++9Дания+++10Ирландия++11Исландия++12Испания++++13Италия++++14Кипр++15Латвия++++16Литва++++17Лихтенштейн+18Люксембург++++19Мальта+++20Норвегия++21Польша+++22Португалия++++23Румыния++24Словакия++++25Словения++++26Финляндия+++27Франция++++28Хорватия+29Чехия+++30Швейцария+31Швеция++32Эстония++++

.Цели и методы функционирования Евросоюза

За весьма краткий по историческим меркам отрезок времени (70 лет) Союз превратился из небольшой субрегиональной группировки экономического характера в подлинно европейскую интеграционную организацию универсальной компетенции, обладающую собственным аппаратом управления и осуществляющую деятельность в самых различных сферах общественной жизни.

На современном этапе развития ЕС уже базируется на иных целях и задачах, которые планирует достигать и решать. Если раньше объединение стран Европы в единый Союз носил характер сотрудничества и выражался в координации общих сил для решения ряда проблем, то теперь же это своего рода «иные задачи и цели.

Главенствующее место среди основополагающих задач, стоящих перед ЕС, занимает общая внешняя политика и политика в области безопасности.

Среди основных целей, которые ЕС намеревался достигнуть, еще каких-то десять-пятнадцать лет назад были такие, как:

. проведение сбалансированной и долгосрочной социальной и экономической политики, в частности, путем создания без внутренних границ, путем усиления экономического и социального выравнивания и создания Экономического и валютного союза, имеющего конечной целью введение единой валюты;

. утверждение европейской идентичности на международной арене, в частности, путем проведения общей внешней политики и политики в области общественной безопасности, которая могла бы привести в нужный момент к созданию системы совместной обороны;

. усиление защиты прав и интересов граждан государств-членов путем проведения гражданства Союза;

. развитие тесного сотрудничества в области судебной практики и внутренних дел;

. сохранение достижений сообщества и развитие их, чтобы определять в какой мере Политика и формы сотрудничества, устанавливаемые договором, нуждаются в пересмотре для обеспечения эффективности механизмов и институтов ЕС.

Для иллюстрации масштабов деятель Союза достаточно указать лишь некоторые из ее основных результатов:

в социально-экономической сфере: построение общего рынка, введение единой валюты евро, издание обширного законодательства применительно к различным отраслям хозяйства (транспортное, банковское, таможенное, антимонопольное, аграрное, трудовое законодательство и т.д.);

в правоохранительной и гуманитарной сферах: становление института гражданства Союза, принятие Хартии ЕС об основных правах, создание Европейского полицейского ведомства (Европол) и аналогичного учреждения для координации работы национальных прокуратур (Евроюст), формирование единых информационных систем и банков данных (Шенгенская информационная система, централизованная база данных отпечатков пальцев Евродак и др.), установление в законодательстве Союза общих признаков и стандартов уголовной ответственности в отношении ряда преступных деяний (фальшивомонетничество, терроризм, торговля людьми и др.), замена малоэффективного института экстрадиции европейским ордером на арест и т.д. [9, с.203]

.структура Европейского союза

Структуру Евросоюза представляют из себя основные институты, или органы. Традиционное для государств разделение на исполнительные, законодательные и судебные органы для ЕС не характерно. Основные четыре института Европейского Союза заложены еще в 1952 году, когда было создано Европейское Объединение угля и стали, а идея европейского Совета еще даже не просматривалась. Эти институты, а именно: Ассамблея, Совет, Комиссия и Суд — по сути своей с тех пор не изменялись. Ассамблея превратилась в наднациональный парламент, а Европейский Суд — в суперарбитра. В то же время роль Совета, состоящего из представителей правительств государств-членов, несколько снизилась, а роль Европейской Комиссии как исполнительного органа существенно не изменилась.

Основные институты Евросоюза

Европейский совет

Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей — министров иностранных дел. Членом европейского Совета является также председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского Совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.

Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом Министров Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год — либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет европейского союза. Заседания длятся два дня.

Решения совета обязательны для поддержавших их государств. Европейский Совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы. Европейский совет — формально не входит в структуру институтов Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придает принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность. [8, с.89]

Европейская комиссия

Европейская Комиссия — высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.

Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС на уровне глав государств или правительств, предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).

Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет Право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский Суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д.

Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза. Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе.

Совет ЕС

Совет европейского союза, или, неофициально, «Совет Министров», наделён функций как исполнительной, так и законодательной власти, а потому нередко рассматривается как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне европейского союза.

Был создан в 1952 г. и призван был уравновесить Европейскую Комиссию. однако компетенции этих органов чётко поделены. Если Европейская Комиссия играет в большей мере административную роль, то Совет Министров ЕС осуществляет политическое лидерство. Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. В терминологии храмовой структуры Маастрихтского договора можно сказать, что Совет наиболее компетентен в тех вопросах, которые могут быть отнесены ко второй и третьей опорам европейской интеграции (совместная внешняя политика и политика в области безопасности и сотрудничество по внутренним вопросам). В то же время Совет ЕС входит в корпус институтов законодательной власти Европейского союза. фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета, однако ряд правовых актов, а также бюджет европейского союза подлежат совместному решению Совета и европейского Парламента. [8, с.90]

В Совет входят министры иностранных дел государств-членов Европейского союза. однако получила развитие практика созыва Совета в составе иных, отраслевых министров: экономики и финансов, юстиции и внутренних дел, сельского хозяйства и т. д. Решения Совета имеют одинаковую силу вне зависимости от конкретного состава, принявшего решение. Президентство в Совете министров осуществляется государствами-членами ЕС в порядке, единогласно определяемом Советом (обычно ротация происходит по принципу большое — малое государство, основатель — новый член и т. д.). Ротация происходит раз в шесть месяцев.

В первые периоды существования Европейского сообщества большинство решений Совета требовали единогласного решения. постепенно все большее применение приобретает способ принятия решений квалифицированным большинством голосов. При этом каждому государству принадлежит определенное число голосов в зависимости от его населения и экономического потенциала.

Под эгидой Совета действуют многочисленные рабочие группы по конкретным вопросам. Их задача — готовить решения Совета и контролировать Еврокомиссию в случае, если ей делегированы определенные полномочия Совета.

Начиная с Парижского договора, существует тенденция селективного делегирования полномочий от национальных государств (напрямую или через Совет Министров) к Еврокомиссии. Подписание новых «пакетных» соглашений добавляли новые компетенции Евросоюзу, что влекло за собой делегирования больших исполнительских полномочий Еврокомиссии. Однако, Еврокомиссия не свободна в осуществлении политики, в определённых сферах национальные правительства имеют инструменты контроля над её Деятельностью. Другая тенденция — усиление роли Европарламента. Следует заметить, что несмотря на проделанную Европарламентом эволюцию от сугубо консультативного органа до института получившего Право совместного решения и даже одобрения, полномочия Европарламента по-прежнему сильно ограничены. Поэтому баланс сил в системе институтов ЕС по-прежнему в пользу Совета Министров.

Европейский парламент

Европейский Парламент является собранием из 785 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

Основная роль Европарламента — утверждение бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом ее роспуска (которым, впрочем, он никогда не пользовался).

Одобрение Парламента требуется и при принятии в союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.

последние выборы в Европарламент проводились в 2004 году. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе.

Европейский Суд

Европейский суд (официальное название — Суд Европейских сообществ) проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.

Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.

В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.

Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. каждые три года обновляется половина состава судей.

Суд сыграл огромную роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда. [8, с.93]

Палата аудиторов европейского союза

Создана в 1975 году для аудиторской проверки бюджета Европейского союза и его учреждений. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена). Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей.

Палата аудиторов проверяет отчеты о доходах и расходах Европейского союза и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам Европейского союза; следит за качеством управления финансами; после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам; помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета Европейского союза. Штаб-квартира — Люксембург.

.Экономика Евросоюза в 2014-2015 гг.

В Европейском Союзе начало 2014 г. характеризовалось оживленной динамикой экономического роста — в 1-м квартале ВВП вырос на 0,4% по сравнению с предыдущим кварталом и на 1,5% по сравнению с 1-м кварталом 2013 г. — аналогичные показатели по зоне евро составили соответственно 0,3% и 1,0%. однако в дальнейшем хозяйственная конъюнктура в ЕС вновь стала ухудшаться. Уже во 2-м квартале ВВП в ЕС-28 вырос по сравнению с 1-м кварталом на 0,2% — по сравнению со 2-м кварталом 2013 г. — на 1,3%, а по зоне евро показатель сократился втрое до 0,1% — в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года — до 0,8%. В 3-м квартале 2014 г. ситуация заметно не улучшилась. Оценка в целом на 2014 г. дается Еврокомиссией на уровне 1,3% роста ВВП по ЕС в целом и 0,8% по зоне евро.

основные причины довольно неожиданного замедления экономического роста связаны с относительно вялой мировой конъюнктурой, а также резким ростом внешнеполитической напряженности вокруг Украины и ближнего Востока. Хотя в ЕС не склонны придавать большое значение развернувшейся с Россией «войне санкций», очевидно, что для ряда малых стран ЕС это оказалось довольно ощутимым ударом, да и для крупнейшей страны интеграционной группировки — Германии — ухудшение отношений с Россией не проходит бесследно. Например, одно введение российских ответных санкций против продовольственных товаров привело к тому, что экспортные поставки из Ирландии в Россию по разделу 0 международной стандартной торговой классификации упали в 5,7 раза, из Дании — вчетверо, с Кипра — в 3,6 раза. У лидеров по масштабам продовольственных поставок — Польши и Литвы — падение показателя оказалось более чем двукратным, однако даже у этих двух стран на раздел 0 приходится меньше 1/5 экспорта в Россию.

Сворачивание товарооборота с Россией и Украиной в 2015 г. оказало более существенное негативное воздействие, однако оно не будет критическим для общего развития ЕС. Хотя россия является третьим по значению торговым партнером ЕС после США и Китая, с учетом общего удельного веса россии в товарообороте ЕС вряд ли стоит ожидать эскалации «войны санкций», которая к тому же сможет «обвалить» экономику даже самых зависимых от торговых связей с Россией стран ЕС. Например, у соседней с Россией Литвы на нашу страну приходится немногим более 1/5 товарооборота, поскольку основные партнеры находятся все-таки в самом ЕС.

Падение масштабов товарооборота с Украиной, охваченной серьезным политическим и экономическим кризисом, у ЕС больше, чем в торговле с Россией. например, у ведущего торгового партнера — Германии — товарооборот с Украиной упал за 8 месяцев 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 27% — в том числе немецкий экспорт на 33%. Второе место с небольшим отставанием занимает Польша, у которой падение товарооборота с Украиной составило 17%, в том числе экспорта на 28%, тогда как импорт из Украины вырос. У Италии падение товарооборота с Украиной составило 12%, у Венгрии — 5% и т.д. вместе с тем надо помнить, что во внешней торговле стран ЕС роль Украины на самом деле невелика, например, даже у Польши удельный вес Украины составляет 1,5% внешнего товарооборота.

Наконец, необходимо учесть, что в последнее время вклад внешней торговли в динамику ВВП Европейского Союза оказывается небольшим. В результате внешнеполитические факторы по степени влияния остаются на втором плане по сравнению со спецификой внутреннего развития ЕС, а также реформах, проводимых в странах-членах и на уровне всей интеграционной группировки.

Прогноз российских экономистов по динамике ВВП в ЕС и в зоне евро более консервативный, нежели у Еврокомиссии. Во многом это связано с оценками перспектив германской экономики — на нее приходится 1/5 ВВП ЕС и свыше четверти ВВП зоны евро, которые не выглядят столь радужно. В отличие от прошлых десятилетий, после мирового кризиса германскую экономику тянет вперед преимущественно не экспорт, а внутреннее потребление — прежде всего личное потребление и Инвестиции. Этим Германия отличается от соседних Нидерландов, которые во многом по-прежнему опираются на экспортные отрасли экономики. [4,с.29]
При этом на фоне других крупных стран зоны евро положение ФРГ выглядит успешнее. Правда, для Италии 2015 г. стал первым годом роста после 2011 г., поскольку наметилось оживление внутреннего потребления — экспорт вносил свой положительный вклад в динамику итальянского ВВП все три года экономического спада. Что касается Франции, то социалистическое правительство не справилось с реализацией многих заявленных планов. Тем не менее в 2015 г. отмечается заметный рост личного потребления, который может улучшить динамику ВВП в стране.


лучше, нежели в ФРГ, в 2015 г. в зоне евро отмечается рост ВВП в Испании. Однако нельзя забывать при сравнении Испании, например, с Германией, Нидерландами или Австрией, что в этом южно-европейском государстве Безработица остается в 3-5 раз выше, чем в благополучных странах Западной Европы. В некоторых районах Испании — прежде всего Андалусии и Эстремадуре ситуация с занятостью оказалась даже хуже, чем в Греции. Вместе с тем довольно легко осуществимое в таких условиях обеспечение работой дополнительных трудовых ресурсов будет способствовать заметному увеличению объемов личного потребления, которое потянет за собой рост всего ВВП.

Что касается Греции, то успехи этой страны по выходу в 2014 г. на положительную траекторию связаны не только с первыми позитивными результатами спровоцированных кризисом реформ, но и бумом туристического сектора. Однако этот сектор редко обеспечивает долгосрочную устойчивую динамику ВВП, к тому же сейчас Греция выигрывает преимущественно вследствие переориентации турпотоков с политически нестабильных стран Ближнего Востока. Правда, необходимо учитывать, что европейские и греческие статистики постоянно пересчитывают показатели по Греции с целью уточнения — соответственно раскрываемое завышение показателей прошлых лет ведет к «ускорению» роста теперь.

Положение в крупных и средних странах ЕС за пределами зоны евро остается стабильным. В Великобритании и Польше, рост экономики хотя и замедляется, однако остается в диапазоне, близком к 3% в год. Безработица довольно быстро сокращается, уже оказавшись существенно ниже среднего по зоне евро, где она стабильно превышает 11%.

Более активным в 2015 г. стало и регулирование экономических процессов на наднациональном уровне ЕС. Во многом этому способствовала смена состава Еврокомиссии — с ноября 2014 г. она возглавляется известным люксембургским политиком Ж.-К. Юнкером, кандидатура которого явно не устраивала Великобританию, но была поддержана Германией и другими странами-членами ЕС, склонными к углублению интеграции в рамках ЕС. Символично, что кандидатуру Ж.-К. Юнкера лоббировала крупнейшая фракция нового состава Европарламента — Европейская народная партия, при том что согласно базовым документам ЕС этот институт не концентрирует всю законодательную Следует также помнить, что с 2014 г. в ЕС реализуется новый многолетний финансовый план, под принятие которого были реформированы многие направления наднациональной экономической и социальной политики ЕС. В частности, в рамках региональной политики стали выделяться не две, а три категории территорий с разным уровнем и характером финансирования. правда, заметную роль данная политика играет лишь для нескольких самых проблемных стран ЕС и их регионов — хотя по финансированию на нее приходится такой же ключевой сегмент в общем бюджете ЕС, как и у общей сельскохозяйственной политики.

безусловно, ЕС продолжит усилия по укреплению бюджетной дисциплины и снижению долговой нагрузки в странах-членах, особенно в зоне евро. Так, в 2013 г. средний показатель бюджетного дефицита в зоне евро составлял 3,0%, но этот Маастрихтский критерий выполняли лишь 10 стран из 17, а также вступившая в зону евро с 2014 г. Латвия. В 2014 г. в среднем по зоне евро бюджетный дефицит равнялся уже 2,7% и Маастрихтский 3%-ный критерий нарушали 6 стран — Франция, Испания, Португалия, Ирландия, Словения и Кипр, тогда как Греция смогла резко снизить отрицательное сальдо. В 2015 г. в совместном прогнозе ведущих германских экономических институтов ожидается, что общий по зоне евро показатель снизится до 2,5%, а список нарушителей покинут Португалия и Словения.

За пределами зоны евро ситуация сильно отличается от одной страны к другой. Если Польша с 2014 г. укладывается в 3%-ный порог бюджетного дефицита, а в Швеции ситуация давно находится на благоприятном уровне, то Великобритания по-прежнему характеризуется куда большим отрицательным сальдо -на уровне 4-5%.

Вместе с тем общая долговая нагрузка по-прежнему в зоне евро не уменьшается, оставаясь на уровне 94-95% ВВП. Наибольшее соотношение госдолга и ВВП остается в Греции -свыше 175%, далее следует Италия — 132%, Португалия — 128%, Ирландия — 111%, Кипр — 108% и Бельгия — 106%. В Германии показатель неуклонно сокращается, но по-прежнему превышает 74%. Во Франции и Испании, госдолг, напротив, растет. В Испании уже в 2015 г. его соотношение с ВВП превысит 100%. Правда, в ряде стран ЕС сокращение этого показателя на несколько процентных пунктов станет возможным с изменением методики подсчета ВВП с осени 2014 г.

Дело в том, что Евростат принял решение включить в расчет ВВП не только неформальные и нелегальные виды деятель — так называемый теневой сектор экономики, но и криминальные, если хотя бы в каких-то странах-членах они легализованы — в частности, торговлю легкими наркотиками и проституцию. За пределами зоны евро в нескольких странах — причем не только постсоциалистических, где еще не успели накопить задолженность, ситуация вполне благоприятная. Так, в Польше госдолг составляет лишь порядка 50% ВВП страны, а в Швеции — около 40% ВВП. В то же время в Великобритании величина госдолга приближается к 90% ВВП страны, хотя рост показателя в последнее время резко замедлился.

.Политика Евросоюза в отношении россии

европейский союз экономический политика

С начала 2014 года, отношения ЕС-Россия были значительно подорваны кризисом в Украине, что привело к негативным последствиям во многих сферах сотрудничества.

Целью любых решений относительно двусторонних отношений с Россией является повышение способности продвигать интересы ЕС, начиная с установления мира в регионах нашего соседства.

В ЕС констатируют, что интересы России в части сотрудничества, кроме отмены санкций, преимущественно заключаются в таких вопросах: возобновление официального диалога ЕС-россия; уменьшение негативного эффекта, который видится от ассоциации ЕС-США; признание Евразийского экономического союза; снабжение технологий и Инвестиции; исключение Газпрома из положений третьего энергетического пакета; получение безвизового режима для краткосрочных путешествий; развитие сотрудничества в сфере транспорта на фоне ввода сбора для перелетов над территорией Сибири и введения требований относительно регистрации персональных данных пассажиров.

В свою очередь, интересы ЕС отмечаются в обеспечении имплементации Россией минских договоренностей с соблюдением международного права и европейского порядка безопасности на принципах ОБСЕ; завершении военной и другой активности в сфере безопасности из дестабилизации на границах стран-членов ЕС; прекращении давления со стороны России на страны «Восточного партнерства», посягательства на их суверенный выбор; в более конструктивной роли России в решении тлеющих конфликтов; улучшении основополагающих свобод, прав человека, активности гражданского общества; интенсификации сотрудничества в сфере внешней политики с целью решения региональных и международных кризисов; сдерживании Россией обязательств в рамках ВТО и прекращении необоснованных торговых ограничительных мероприятий; сдерживании Россией энергетического законодательства ЕС; развитию сотрудничества в транспортной отрасли; укреплении контактов между людьми в сфере туризма, образования и исследований.

отдельно ЕС выделяет сферу политического диалога и внешнеполитического сотрудничества с Россией в вопросах, где Москва еще сохранила свои геополитические рычаги влияния.

По мнению европейских экспертов, РФ еще может способствовать в решении глобальных и региональных конфликтов относительно Сирии, Ирака, ИГИЛ (ISIL, Daesh), Ливии, Ближневосточного мирного процесса, Ирана, КНДР.

Руководящие институции ЕС стремятся возобновить диалог с Россией на разных уровнях. Европейскому Союзу необходимо сотрудничать с новой Россией, поскольку действующий режим уже исчерпал лимит терпения и доверия у цивилизованного мира.

Заключение

Европейский союз — экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на европейскую интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993г.) на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла 2014 году около 23% (16,6 трлн $) по номинальному значению и около 19% (16,1 трлн $) — по паритету покупательной способности.

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах Союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Девятнадцать стран Союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединённых Наций, ВТО, большой семёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

ЕС — международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим.

Список литературы

1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. — М.: Юристъ, 2008. — 366с.

2.Буглай В.Б., Ливенцов И.Н. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика, 2005.- 280 с.

.Европейская интеграция: учебник/ под ред.О.В.Буториной. — М.: Издательский дом «Деловая литература», 2011. — 720 с.

4.Кокеев А.М. Германия и реформы ЕС // мировая экономика и международные отношения. — 2014. — №11. — с.27-34.

.Кондратьева Н.С. Единый Рынок ЕС: теория и практика // Мировая Экономика и международные отношения. — 2014. — №3. — с.74-87.

.Макроэкономика: учебник для бакалавров / под ред. А.С.Булатова. — М.: Юрайт, 2014. — 405с.

.Право Европейского Союза: учебник для вузов / под ред. С.Ю.Кашкина. — М.: Юрайт, 2014. — 172 с.

.Фигурнова, Н.П. международная экономика: учеб. пособие / Н.П. Фигурнова. М.: Омега-Л, 2009. — 304 с.

Учебная работа. Европейский Союз: цели, история становления, экономика и политика