Учебная работа. Этапы развития мировой валютной системы

Этапы развития мировой валютной системы

            Введение

Современная мировая валютная система, в сравнении с прошлыми валютными
системами, является достаточно гибкой и адаптируемой под условия современной
мировой экономики и политики основных стран мира. Однако, серия локальных
экономических кризисов и, в особенности, глобальный финансово-экономический
кризис 2008 года, выявили множество несовершенств существующей мировой валютной
системы и острую потребность её кардинального реформирования.

причины, обусловившие необходимость таких решительных перемен,
складывались на протяжении довольно продолжительного периода времени и носят
глубинный системный характер.

Для того, чтобы разработать возможные пути решения проблем мировой
валютной системы, необходимо сначала проанализировать историю и закономерности
её развития. Преемственность опыта и учёт особенностей функционирования мировой
экономики в целом в данном контексте становятся особенно актуальными.

Стоит отметить, что в разгар мирового финансового кризиса 2008 года
многие экономисты и международные финансовые организации искали пути решения
данной проблемы. Способы
реформирования мировой
финансовой архитектуры были предложены МВФ и ЕЦБ («The Debate on the International
Monetary System», «The International Monetary System After the Financial
Crises» и т.д.). помимо этого, дискуссии о
реформировании валютного мироустройства вышли за рамки научных дебатов и
оказались в центре внимания президентов и премьеров ряда стран и международных
экономических форумов «Группы 20», посвященных выработке совместных
мер по выходу из мирового финансово-экономического кризиса. таким образом,
рассмотрение эволюции мировой валютной системы с целью поиска наиболее
оптимальных путей её реформирования на современном этапе является, как никогда,
актуальным. Этому вопросу посвящено множество работ отечественных и зарубежных
ученых, в частности Красавиной Л., Смыслова Д, Авдеевой Е, Кудрина А. и многих
других.

В связи с неоспоримой актуальностью выбранной темы, задачами данной
курсовой работы являются:

·  
краткая
характеристика основных этапов развития мировой валютной системы;

·  
выявление
особенностей и недостатков Ямайской валютной системы;

·  
поиск путей
реформирования мировой валютной системы.


1. Основные этапы и закономерности развития мировой валютной системы

Развитие мировой валютной системы как составной части мировой экономики
представляет собой сложный и непрерывный процесс. Следует отметить, что
потребности национальной и мировой экономики, изменения в расстановке сил в
мире а также интересы ведущих стран определяют вектор развития мировой валютной
системы в целом. Рассмотрим этапы эволюции мировой валютной системы более
подробно.

Первой формой организации валютных отношений являлся золотомонетный
стандарт, действующий в рамках Парижской валютной системы 1867-1914 гг. В данной
системе каждая валюта имела золотое содержание, в соответствии с которым
устанавливались ее золотые паритеты. Валюты свободно конвертировались в золото
и их курс устанавливался на основе равновесия спроса и предложения, но в
пределах золотых точек.

однако золотой стандарт со временем перестал соответствовать масштабам
хозяйственных связей и условиям регулируемой рыночной экономики. Кризис
валютной системы, основанной на золотом стандарте, наступил в период Первой
мировой войны, и Парижская валютная система перестала функционировать.

На смену ей пришла Генуэзская валютная система, основанная на
золотодевизном и золотослитковом стандартах, которая функционировала в
1922-1929 гг. Золото по-прежнему оставалось основой системы, однако
национальные кредитные деньги стали использоваться в качестве международных
платежно-резервных средств. Стоит отметить, что в межвоенный период статус
резервной валюты не был официально закреплен ни за одной валютой. Фунт
стерлингов и доллар США широко использовали в расчетах, тем самым оспаривая
Лидерство в этой сфере. Бумажные деньги свободно обменивались на золото по
установленным паритетам. однако, после Первой мировой войны валютно-финансовый
центр переместился из Западной Европы в США, которые за время войны
превратились из должника в крупного кредитора. Соединенные штаты Америки
развернули борьбу за гегемонию доллара, и после второй мировой войны добились
статуса резервной валюты.

Мировой кризис 30-х гг. подорвал относительную эластичность и
стабильность Генуэзской валютной системы, а новый экономический кризис 1937
года стал причиной девальвации валют ряда стран, тем самым провоцируя
ажиотажный спрос на золото.

В период второй мировой войны как в воюющих, так и в нейтральных странах
были введены валютные ограничения, курс национальных валют был заморожен и
перестал играть активную роль в экономических отношениях, в то время как
значение золота в качестве мировых денег значительно возросло. Кризис валютной
системы был очевиден, и уже в годы войны началась разработка проекта новой
мировой валютной системы.

В результате долгих дискуссий в 1944 году на валютно-финансовой
конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) была оформлена третья мировая валютная
система. Бреттон-Вудская система ввела золотодевизный стандарт, основанный на
золоте и двух резервных валютах — долларе США и фунте стерлингов. однако, с
целью закрепления за долларом статуса главной резервной валюты, казначейство
США продолжало разменивать его на золото иностранным центральным банкам и
правительственным учреждениям по официальной цене 35 долл. за 1 тройскую унцию.
Также устанавливался режим фиксированных валютных паритетов и курсов: курс
валют мог отклоняться о паритета в узких пределах.

Помимо этого, впервые в истории был создан международного валютного
регулирования. Основными задачами МВФ являлись: предоставление кредита в
иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов в целях поддержки
нестабильных валют, осуществление контроля за соблюдением странами-членами
принципов мировой валютной системы и обеспечение валютного сотрудничества
стран.

после второй мировой войны экономическое превосходство США было
очевидным, в то время как экономика Западной Европы была ослаблена
разрушительными последствиями войны. Этим было обусловлено господствующее
положение доллара, который пользовался всеобщим спросом. Высокий уровень
национальных валют по отношению к доллару и массовым
девальвациям.

таким образом, Бреттон-Вудская система не обеспечила равные права всем ее
участникам и позволила США укрепиться в качестве мирового экономического лидера
и влиять на экономики других стран. Всё это привело к расшатыванию
экономической ситуации в мире, усилению доллара как резервной валюты, покрывая национальной
валютой дефицит своего платежного баланса. Со временам это привело к
значительному сокращению золотовалютных резервов, невозможности выполнять
обязательство по обмену долларов на золото и , как следствие, подрыву доверия к
доллару и кризису системы в целом.

Структурные принципы новой мировой валютной системы разрабатывались в
течение почти 10 лет с середины 1960-х гг. и были закрепленные Ямайским
соглашением в 1976 г.

Таблица 1

таким образом, рассматривая историю развития валютной системы, отчетливо
прослеживается тенденция к отмене золотого содержания денег и, таким образом,
утраты ими фактической стоимости. На современном этапе доверие к деньгам
основано лишь на обязательствах государств, их выпустивших.

. характеристика Ямайской валютной системы

Современная форма организации валютных отношений была принята на Ямайской
конференции в 1976 г.

Согласно ей, валютная система предусматривает наличие свободно плавающего
рыночного курса валют, который устанавливается соотношением спроса и
предложения на конкретную валюту

Таблица 2

Принципами современной мировой валютной системы являются:

) замена золотодевизного стандарта на стандарт СДР (SDR — Special Drawing
Rights, СПЗ- специальные права заимствования) — расчетная единица
международного валютного фонда, используемая для безналичных международных
расчетов путем записей на специальных счетах. Соглашение о создании этой новой
международной счетной валютной единицы (по проекту О. Эммингера) было подписано
странами-членами МВФ в 1967 г. первое изменение Устава МВФ, связанное с
выпуском СДР, вошло в силу 28 июля 1969 г. каждая страна получила свою долю СДР
в соответствии со своей долей в МВФ;

) официальная демонетаризация золота (отмена золотого содержания и
золотых паритетов валют, официальной цены золота, прекращение размена долларов
на золото для иностранных центральных банков );

) предоставление странам права выбора любого режима валютного курса:
свободно плавающего, ограниченного (коридор к одним валютам и свободное
плавание к другим), либо фиксированного (привязанного к одной валюте, СДР,
корзине или скользящий паритет). Стоит отметить, что плавающий валютный курс
обычно выбирают развитые страны, такие как США, Канада, Австралия, Япония,
Швейцария и др. однако даже в этом случае их центральные банки иногда проводят
валютные интервенции для поддержания курса своих валют, для достижения целей
диверсификации валютных резервов и т. п. Поэтому часто говорят о «грязном» или
«управляемом» плавании этих валют. Что касается режима смешанного плавания, он
был характерен до начала 1999 г. для валют стран, входящих в Европейскую
валютную систему. Курсы валют этих стран фиксировались по отношению к ЭКЮ, и
через этот эквивалент осуществлялась фиксация курсов по отношению друг к другу.
При этом валюты стран ЕВС являлись свободно плавающими по отношению к валютам
стран, не входящих в эту группировку;

) сохранение позиции МВФ как органа межгосударственного валютного
регулирования. Основное его назначение — наблюдение за валютной политикой
государств, оказание помощи странам, имеющим трудности с их платежным балансом.
МВФ призван способствовать международной кооперации, обеспечивая механизм
сотрудничества государств в решении международных финансовых проблем. В его
задачи также входит поддержание правил обмена валют и надзор за валютными
курсами, создание многонациональной системы платежей по валютным операциям,
борьба с национальными валютными ограничениями.

На основе вышеизложенных факторов можно сделать вывод о том, что Ямайская
валютная система является достаточно гибкой и способна приспосабливаться к
нестабильности платежных балансов и валютных курсов. однако она имеет ряд недостатков,
которые обсуждались с момента начала ее функционирования и отчетливо проявились
в нынешний финансовый кризис.

В данном контексте следует рассмотреть кризис 2008 года как глобальный
кризис необеспеченных денег и валютной системы в целом. Согласно статистике,
докризисный среднегодовой темп роста операций на мировом валютном рынке (30%)
обогнал темп роста мирового ВВП (6%) в 5 раз, на кредитном рынке (25%) — в 4
раза, рынке производных финансовых инструментов — в 8 с лишним раз. Это
способствовало появлению так называемых «финансовых пузырей» и усилению
спекулятивных тенденций. проблема заключается в том, что современные деньги
утратили одну из своих основных функций — перестали быть средством накопления.
В условиях сильной волатильности финансовых рынков и непредсказуемости развития
основных экономик мира, стало очень рискованным хранить средства в какой-либо
валюте. Возможность основных экономик мира (в частности США) бесконтрольно
производить эмиссию денег в неограниченном объеме с целью понижения курса
национальной валюты и таким образом, сокращения размеров бюджетного дефицита,
при этом оказывая влияние на мировую экономическую систему в целом,
свидетельствует о значительных несовершенствах современной валютной системы и
острой потребности ее реформирования.

Неудивительно, что в этих условиях значительно возросла роль золота в
мировой экономике. При общей финансовой нестабильности и неопределенности,
многие инвесторы стали вкладывать средства в золото, ведь на сегодняшний момент
этот инструмент инвестирования является наименее рисковым и гарантирует
сохранение капитала. Если проанализировать эволюцию валютной системы, и, в
частности, изменение стоимости доллара и золота, начиная с 1933 года, то
становится очевидным интересный факт: если в 1933году вы бы положили в сейф
100$ купюру и достали ее сейчас, она была бы эквивалента 6 современным
долларам, в то время как за 100-граммовый золотой слиток, сохранённый таким же
образом, сейчас бы вы получили 5000$. Разница очевидна. Этот пример еще раз
доказывает фиктивность стоимости современных денег.

Помимо этого, большинство экономистов сходятся во мнении, что глубина и
длительность современного финансово-экономического кризиса во многом
обусловлены диспропорциями в воспроизводственном процессе, банковском перекредитовании
участников рыночной экономики, преобладании спекулятивных сделок на мировом и
национальных финансовых рынках, что, в свою очередь, свидетельствует о
серьезных недостатках функционирования мировой валютной системы и острой
потребности ее реформирования.

Отдельно стоит отметить, что структурные принципы Ямайской валютной
системы, разрабатывавшиеся в течение почти 10 лет с середины 1960-х гг. и
закрепленные Ямайским соглашением в 1976 г., были сформированы в интересах
ведущих развитых стран, в первую очередь США.

В условиях глобализации экономик и современных тенденций к
многополярности мира, новой расстановке сил между экономическими и финансовыми
центрами, регионализма и появления новых валют, претендующих на роль мировых
денег, данные принципы перестали быть эффективными.

         3. Современные проблемы и перспективы развития
мировой валютной системы

Для определения основных направлений реформирования Ямайской валютной
системы важно выделить ее особенности и недостатки. Первая особенность Ямайской
валютной системы состоит в существенном изменении базового принципа мировой
валютной системы, который определяет, какие деньги служат ее основой в качестве
мировых.

С 1976 — 1978 гг. в итоге более чем вековой эволюции мировой валютной
системы от золотого к золотодевизному стандарту впервые ее основой стала
международная валютная единица — СДР, задуманная как прообраз наднациональной
мировой валюты, идея которой наиболее соответствует требованиям глобализации
экономики.

СДР — специальные права заимствования в МВФ (Special Drawing Rights,
впервые выпущены в 1970 г.) -были предназначены служить основой валютных
паритетов вместо золота и выполнять функции международного соизмерения цен,
платежного и резервного средства. Условная стоимость СДР исчисляется на базе
средневзвешенной стоимости валют, входящих в их валютную корзину. несмотря на
постепенное уменьшение состава этой корзины с 16 с 1974 г. до 4 с 2001 г.,
наибольшая доля принадлежит доллару США (ныне 44%). фактически в форме СДР
частично сохранился долларовый стандарт, что отражает позиции доллара как одной
из ведущих мировых валют. Однако меняющиеся каждые пять лет доли валют в
корзине СДР свидетельствуют, что постепенно главным конкурентом и альтернативой
доллару в качестве мировой валюты становится евро (34% валютной корзины СДР).
Этот процесс происходит на основе рыночной конкуренции валют без оформления
юридического статуса евро как резервной валюты. В уставе МВФ это понятие
заменено (с 1978 г.) категорией свободно используемых валют, входящих в состав валютной
корзины СДР. В их числе (кроме доллара и евро) фунт стерлингов (11% корзины
СДР), который сохранил некоторые позиции мировой валюты, а также иена (11%
корзины СДР). Усиление экономического и валютного потенциала Японии и
превращение Токио в один из мировых финансовых центров способствовали
интернационализации использования иены, особенно в Азиатско-Тихоокеанском
регионе. Однако длительный экономический спад и дефляция в Японии с середины
1990-х гг. снизили международные позиции иены. таким образом, фактически на
основе рыночной конкуренции формируется многовалютный стандарт как
перспективное направление реформирования базового стандарта Ямайской валютной
системы.

Вторая особенность Ямайской валютной системы состоит в отказе от золота в
качестве мировых денег.

В измененном уставе МВФ (1978 г.) была оформлена официальная
демонетизация золота — утрата им денежных функций. Это проявилось в отмене
золотого содержания и золотых паритетов валют, официальной цены золота,
прекращении размена долларов на золото для иностранных центральных банков.

безусловно, демонетизация золота обусловлена объективными причинами:
золотые деньги перестали соответствовать потребностям товарного производства в
связи с преодолением экономической обособленности товаропроизводителей и
тенденцией к интернационализации хозяйственных связей. Национальные кредитные
деньги постепенно вытеснили золотые вначале из внутреннего денежного обращения,
а затем с определенным временным лагом из международных экономических
отношений.

Определенную роль в ускорении демонетизации золота сыграло регулирование
операций с золотом и антизолотая Политика США. После Второй мировой войны
Политика США была направлена на дискредитацию золота как основы мировой
валютной системы в целях укрепления позиций доллара в качестве мировых денег.
Теоретической основой долларовой стратегии и дипломатии под лозунгом «доллар
лучше золота» служила теория «ключевых валют» Дж. Вильямса (1945 г.).

однако валютная политика США в отношении золота менялась в зависимости от
конкретной обстановки. Накопив огромные золотые резервы в итоге Второй мировой
войны (20,3 тыс. т, или 75% мировых официальных золотых запасов), США взяли на
себя обязательство конвертировать доллар в золото для центральных банков других
стран по официальной цене (35 дол. за тройскую унцию) для укрепления
международных позиций своей валюты. Однако в разгар кризиса Бреттонвудской
системы в августе 1971 г. США прекратили обмен долларов на золото, поскольку их
золотые резервы снизились до 8,1 тыс. т, позиции доллара ослабли, и ожидалась
его девальвация, которая вскоре была дважды проведена (в декабре 1971 г. и
феврале 1973 г.).

Противоречие между юридической демонетизацией золота в рамках Ямайской
валютной системы и его реальным использованием как международного резервного
средства и чрезвычайного международного платежного средства (при экономических
и политических потрясениях) дает основание для дискуссий о будущей позиции
золота в новой мировой валютной системе.

Третья особенность Ямайской валютной системы связана с отказом от
Бреттонвудского режима фиксированных валютных курсов и предоставлением
странам-членам МВФ права выбора любого режима валютного курса. устав Фонда
предусматривает введение стабильных, но регулируемых валютных паритетов. Однако
обязательства стран по регулированию валютных курсов расплывчаты и
декларативны. Это дает возможность ведущим странам, в первую очередь США,
манипулировать курсом национальной валюты путем его снижения или повышения для
поддержки конкурентоспособности своей экономики и экспорта за счет других
стран.

Четвертая особенность Ямайской валютной системы состоит в сохранении МВФ
как основного института межгосударственного валютного регулирования.
Одновременно была поставлена задача повысить роль Фонда в обеспечении
валютно-экономической стабильности в мире и разработать (совместно с Всемирным
банком) систему раннего предупреждения о наступлении кризисных потрясений в
экономике. Рассмотренные особенности Ямайской валютной системы свидетельствуют
о сохранении определенной преемственности с Бреттонвудской системой и ее
внутренних противоречиях. Например, за стандартом СДР скрывается по существу
долларовый стандарт и тенденция к введению наднациональной валюты в электронной
форме. Золото официально демонетизировано, но продолжает использоваться как
международные резервные активы и чрезвычайное международное средство платежа.
По замыслу реформаторов Бреттонвудской системы, Ямайская валютная система
должна быть более гибкой, эластичнее приспосабливаться к новым явлениям,
корректировать нестабильность платежных балансов, валютных курсов и эффективнее
регулировать международную валютную Ликвидность с учетом ее компонентов —
официальных золотых и валютных резервов стран, их резервной позиции в МВФ,
счета СДР в центральном банке. В условиях фундаментальных изменений в
глобализирующейся мировой экономике и современного мирового
финансово-экономического кризиса структурные принципы Ямайской валютной системы
пришли в противоречие с новыми требованиями к ней.

вышеперечисленные факторы определяют поиск направлений мировой валютной
реформы

Осуществлять реформирование мировой валютной системы необходимо с учетом
ее особенностей и современных тенденций развития мировой экономики, при этом
учитывая интересы стран.

Рассмотрим подробнее основные направление реформирования, предлагаемые
экономистами на современном этапе.

Во-первых, следует отметить четкую тенденцию отхода от моновалютного
стандарта. Перспективность введения многовалютного стандарта как базового
элемента новой мировой валютной системы обусловлена усилением тенденции
перехода от моноцентризма (американоцентризма), сложившегося после Второй
мировой войны, к многоцентризму в мире. Необходимость диверсификации риска
ликвидности путем введения новых резервных валют становится все более
актуальной. Многие экономисты сходятся во мнении, что на основе основных
мировых валют необходимо создать так называемую наднациональную валюту (по
принципу СДР, но более жизнеспособную). Как пример успешного создания такой
валюты приводится евро, хотя и на региональном уровне. При этом следует
учитывать, что главный критерий качества мировых денег определяется не
закреплением в уставе МВФ статуса резервных валют за избранными национальными
валютами, а их способностью эффективно выполнять три функции мировых денег —
интернациональной меры стоимости (в качестве валюты контрактов), международного
платежного и резервного средства — их конкурентоспособностью и признанием на
мировом финансовом рынке.

бесспорно, что доллар и евро в новой валютной системе сохранят свои
позиции как ведущие мировые валюты, однако степень их использования в качестве
мировых денег зависит от экономического и валютного потенциала США и Евросоюза
(Экономического и валютного союза) и соотношения сил этих мировых финансовых
центров с учетом последствий современного мирового финансово-экономического
кризиса.

Также существует вероятность включения в многовалютный стандарт фунта
стерлингов и японской иены, которые традиционно используются как мировые
валюты, хотя и в незначительной степени.

В этом контексте также следует отметить формирование условия для
интернационализации использования региональных и национальных валют, в связи с
развитием полицентризма и регионализма мировой экономике. В мире функционируют
более 100 региональных торгово-экономических объединений, в которых
используются региональные валюты или разрабатываются проекты их введения, в том
числе в форме международных валютных единиц, история которых насчитывает
примерно 80 лет, начиная с мирового экономического кризиса 1929 — 1933 годов.

В настоящее время в качестве примера региональных валют можно привести
разработку «универсального доллара современных государств» (США, Канада,
Мексика), использования арабского динара в качестве коллективной региональной
валюты арабских государств, введение в Азиатско-Тихоокеанском регионе АКЮ
(Китай, Япония, Южная Корея), использование российского рубля в качестве
региональной валюты и т.д.

Пока не ясно — получится ли создать все региональные союзы со своими
резервными валютами, появятся ли другие варианты союзов. Но процесс
трансформации современной бивалютной системы в поливалютную приобретает
необратимый характер.

Другим важным направлением реформирования валютной системы является
установление четко регламентируемых правил контроля за колебаниями валютных
курсов. Как отмечалось ранее, на современном этапе международными договорами
зафиксированы лишь некоторые аспекты регулирования котировок курсов валют, что
приводит к манипулированию курсом национальной валюты с целью увеличения
конкурентоспособности экономики на международном уровне. Кризис 2008 года
наглядно показал какие негативные последствия возникают при такого рода
манипуляциях (занижение курса юаня существенно укрепило экономику Китая,
занижение курса доллара путем неконтролируемой эмиссии денег способствовало
номинальному снижению суммы госдолга и т.д.).

Отдельно стоит отметить пересмотр роли МВФ в регулировании международных
валютно-кредитных отношений. Ранее уже упоминалось, что с заявленными в уставе
фонда задачами…. Помимо этого, для деятельности фонда характерна некоторая
несбалансированность, ведь сфера влияния фонда ограничивается развивающимися
странами, которые у него заимствуют средства на условиях выполнения требований
стабилизационных программ, в то время как развитые страны (в частности США) в средствах
фонда не нуждаются, и проводят несогласованную с МВФ политику. Опыт показал,
что программы развития экономик, предлагаемые фондом, оказались неэффективными.
Как правило, они направлены на либерализацию экономик развивающихся стран,
введение рыночных принципов, упразднение торговых и валютных барьеров,
уменьшение роли государственного регулирования. Стоит ли говорить, что
большинство стран оказывается просто неготовыми к подобного рода кардинальным
мерам, ведь любое нововведение (особенно экономического характера) должно быть
детально проанализировано и подготовлено. В результате непродуманных мер
стимулирования экономики, многие страны-должники МВФ оказывались в крайне
невыгодном положении, а полученные от фонда средства использовались неэффективно
и лишь увеличивали размер госдолга.

В связи с этим в сентябре 2005 года была принята среднесрочная стратегия
деятельности МВФ, предусматривающая ряд мер, в частности: разработку стандартов
и кодексов, повышение эффективности надзора по глобальным вопросам, оценку
состояния и мониторинга финансового сектора, курса валют стран с развивающимся
рынком, углубление анализа макроэкономических рисков. кроме этого,
предполагалась и реорганизация структуры фонда путем перераспределения квот и
голосов в пользу стран, которые наименее представлены в МВФ. Также в программу
был внесен план по привлечению долгосрочных источников доходов с целью
изменения структуры бюджета МВФ.

Однако, несмотря на предпринятые меры, МВФ оказался не в состоянии
заблаговременно предупредить о наступлении мирового финансово-экономического
кризиса.

Антикризисная деятельность МВФ также была незначительной, частично в силу
нехватки финансовых ресурсов. Поэтому в антикризисной программе, принятой на
Саммите G-20 в Лондоне, большое внимание уделено мерам по повышению его роли. В
их числе: утроение капитала МВФ (до 750 млрд. дол. за счет стран-членов) и
предоставление Фонду средств в рамках нового соглашения о займах с «Группой 10»
в сумме 100 млрд. дол.; дополнительный выпуск СДР и их размещение среди
акционеров Фонда (250 млрд. дол., в том числе 100 млрд. дол. среди стран с
развивающимися рынками и развивающихся стран); преобразование Форума финансовой
стабильности в Совет финансовой стабильности с расширением его полномочий и
состава, в который впервые была включена и Россия и т. д.

Намеченные изменения могут способствовать повышению роли МВФ как
института межгосударственного валютного регулирования при условии его
фундаментальной реформы в целях обеспечения валютной стабильности мировой
экономики.

И, наконец, одним из противоречивых аспектов реформирования валютной
системы является определение роли золота в мировой экономике, принципы его
использования в международных расчетах и в качестве чрезвычайного платежного
средства.

таким образом, на сегодняшний день существует несколько подходов к
реформированию мировой валютной системы, с учетом её особенностей и
недостатков. Целью является наиболее полное соответствие интересам всех стран и
устойчивость мировой экономики в целом, недопущение монополизма и злоупотреблений
со стороны ведущих стран.

Заключение

На основе вышеизложенного анализа можно прийти к выводу, мировая валютная
система имеет долгую историю и прошла несколько этапов развития. Каждый из
периодов существования валютной системы имел свои особенности, отвечающие
требованиям той или иной эпохи, однако можно отметить и общую тенденцию
развития: постепенная демонетизация золота и укрепление американского доллара в
качестве основной резервной валюты, что способствовало закреплению США на мировой
экономической арене. вместе с тем, нельзя не отметить, что, в связи с
демонетизацией, на современном этапе деньги утратили свое свойство средства
накопления и сохранения богатства, поскольку бумажные банкноты являются ничем
иным, как долговыми расписками государства, и держатся на доверии к
правительству той или иной страны. Соответственно, при появлении проблем в
экономике государства, его валюта быстро обесценивается, деньги теряют свою
покупательную способность. Необеспеченность мировых валют является одной из
главных проблем мировой системы на современном этапе.

помимо вышеуказанной, существуют и другие проблемы в мировой валютной
системе, в частности, неэффективность функционирования МВФ как органа
регулирования валютных отношений, необходимость регламентирования и
согласования валютной политики государств с целью недопущения манипулирования
валютным курсом, определение роли золота и т.д.

вопрос разработки концепции реформирования мировой валютной системы с
целью устранения назревших проблем стоит крайне остро. История показывает, что
реформирование представляет собой достаточно сложный и длительный процесс,
основанный на преемственности опыта и учета интересов всех стран. Однако,
современные условия развития глобальной экономики являются противоречивыми и
неопределенными. Нарастающая конкуренция и отстаивания крупнейшими странами
своих экономических интересов значительно усложняют процесс принятия
взаимовыгодных решений и достижение компромисса. вместе с тем, на данный момент
глобализация достигла огромных масштабов, все страны связаны между собой, и,
так или иначе, влияют на экономики друг друга. Поэтому необходимость
организации эффективной валютной системы и сбалансированного экономического
пространства является общим приоритетом для мирового сообщества. Для поиска
конструктивного решения по реформированию мировой валютной системы необходимы
взаимные уступки и максимально эффективные валютные отношения.

На сегодняшний день существует несколько подходов к реформированию
мировой валютной системы, с учетом её особенностей и недостатков. К основным
направлениям реформирования можно отнести создание так называемой
«наднациональной» мировой резервной валюты, основанной на национальных валютах
ведущих стран мира, регламентирование политики валютных курсов с целью
недопущения злоупотреблений, усиление роли МВФ в регулировании валютных
отношений, определение роли золота и т.д.

Глобальный международный финансовый и экономический кризис рельефно
выявил крайнюю актуальность поиска новой модели экономики, основанной на
рыночной инициативе, но с существенным государственным соучастием. В данном
контексте реформирование международной валютной системы кажется как никогда
актуальным, ведь именно от ее успешного функционирования зависит экономическое
будущее всего мирового сообщества.

мировой
валютный система реформирование

Список литературы

1.      Авдеева
Е.Г., доллар и глобальный экономический кризис США, Канада — Экономика,
политика, культура, Москва, 29.09.2010г. с. 119-126

.        Вожжов
А.П., Белоусов А.С. Побудительные мотивы к созданию новых резервных валют,
Финансы и кредит, Москва, 28.08.2011г, с.24-32

.        Красавина
Л.М. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения, Москва, 2008г.

.        Красавина
Л.М. Концептуальные подходы к реформированию мировой валютной системы, Деньги и
кредит, №5, 2010г

.        Красавина
Л. Н. Научная школа международных валютно-кредитных и финансовых отношений //
деньги и кредит. 2009. N 1.

.        Кудрин
А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию, вопросы экономики, №1,
2009, с.9-26

.        Кузьмин
Д. Национальна конкурентоспособность, глобальное равновесие и мировая валютная
система, Мировая экономика и международные отношения, 31.05.2011г., с.17-23.

.        Меньшикова
А.М. Группа двадцати и Экономика посткризисного мира, Бизнес и банки, Москва,
13.09.2011, с.6-8.

9.      Михайлов А.
Незамеченная революция денег, Банки.ру. 15.08.2011г.
<#"602302.files/image003.gif">

приложение 2. Изменение курса доллара по отношению к основным валютам


Приложение 3. Состав мировых резервных фондов (в процентном соотношении)


Приложение 4

Структура международных резервов отдельных стран по состоянию на 1 июля
2011 года

Страна*

Международные резервы по
состоянию на дату отчета, млн. долларов США

Золото, в тоннах

Доля золота в общем объеме
международных резервов, в %

01.07.2011

Справочно:01.07.2010

01.07.2011

Справочно01.07.2010

01.07.2011

Справочно: 01.07.2010

Австрия

24 804

19 331

279,9

279,9

54,7

57,8

Бельгия

28 848

25 623

227,4

217,7

38,2

35,4

Германия

230 879

197 108

3 400,9

3 406,8

71,4

68,9

Греция

6 839

5 702

111,7

111,7

79,1

78,2

Ирландия

2 165

2 052

5,9

5,9

13,5

11,7

Испания

33 922

29 883

281,5

281,5

40,2

37,6

Италия

166 768

144 288

2 451,9

2 451,9

71,2

68,0

Кипр

1 202

1 166

14,0

14,0

56,1

47,5

Люксембург

1 027

772

2,2

2,2

10,6

11,6

Мальта

538

356

0,3

0,3

1,8

1,1

Нидерланды

50 408

41 974

612,4

612,4

58,9

58,2

Португалия

21 794

18 316

382,6

382,6

85,1

83,3

Словакия

2 378

1 832

31,7

31,7

64,6

62,1

Словения

1 081

1 028

3,1

3,1

14,3

12,3

Финляндия

10 740

9 958

49,1

49,1

22,1

19,6

Франция

178 354

142 834

2 435,4

2 435,4

66,2

68,1

Эстония

226

3 523

0,0

0,3

5,5

0,3

Европейский центральный
Республика***

305 098

274 709

14,3

14,3

0,2

0,2

Новая Зеландия

21 871

16 656

0,0

0,0

0,0

0,0

Норвегия

52 421

45 359

0,0

0,0

0,0

0,0

Сингапур***

248 250

201 217

127,5

127,5

2,5

2,5

Соединенное королевство

114 180

96 968

310,4

310,4

13,2

12,8

Соединенные Штаты
Америки***

525 468

437 142

8 133,6

8 133,6

74,9

73,9

Тайвань (Китай)***

420 838

374 448

423,6

423,6

4,9

4,5

Чешская Республика

43 230

37 695

12,4

12,8

1,4

1,3

Швейцария

290 314

255 522

1 040,1

1 040,1

17,3

16,3

Швеция

50 965

52 925

125,7

125,7

12,0

9,5

Япония

1 137 809

1 050 240

765,1

765,1

2,9

Итого по группе развитых
стран, кроме стран ЭВС

3 767 273

3 339 017

11 106,4

11 106,7

14,3

13,2

Итого по группе развитых
стран, включая страны ЭВС и ЕЦБ (I+II)

4 607 406

4 057 375

21 898,4

21 894,7

23,0

21,5

Армения

1 780

1 780

0,0

0,0

0,0

0,0

Беларусь

4 151

5 525

31,5

20,2

36,6

14,7

Болгария

17 834

14 915

39,8

39,8

10,8

10,7

Венгрия

53 480

43 162

3,1

3,1

0,3

0,3

Латвия

7 861

6 857

7,8

7,8

4,8

4,5

Литва

7 092

5 651

5,9

5,9

4,0

4,1

Молдова, Республика

1 901

1 422

0,0

0,0

0,0

0,0

Польша

109 146

85 459

103,0

103,0

4,6

4,8

Российская Федерация

524 527

461 201

836,7

709,8

7,7

6,1

Румыния

54 738

42 948

103,6

103,6

9,2

9,6

Турция

99 379

75 661

116,0

116,0

5,7

6,1

Украина

37 584

29 523

27,7

27,4

3,6

3,7

Хорватия

16 427

12 570

0,0

0,0

0,0

0,0

Итого по группе стран

935 902

786 675

1 275,0

1 136,5

6,6

5,8

Индия***

318 004

283 195

556,8

556,8

8,5

7,8

Индонезия

119 655

76 321

73,1

73,1

3,0

3,8

Иордания

12 248

11 633

12,4

12,4

5,1

4,4

Казахстан

34 615

26 603

70,3

67,5

9,9

10,1

Киргизстан

1 909

1 565

2,5

2,5

6,6

6,6

Китай***

3 260 983

2 496 163

1 054,1

1 054,1

1,6

1,7

Малайзия

134 326

94 773

36,4

36,4

1,3

1,5

Таиланд

184 894

146 759

126,6

84,3

3,3

2,3

Филиппины

68 996

48 704

158,0

172,0

11,0

14,1

Итого по группе стран

4 135 631

3 185 716

2 090,2

2 059,1

2,4

2,6

Аргентина

51 695

49 240

54,7

54,7

5,1

4,4

Бразилия

335 775

253 114

33,6

33,6

0,5

0,5

Колумбия

30 812

25 141

6,8

6,8

1,1

1,0

Мексика

133 894

105 560

105,8

7,8

3,8

0,3

Перу

46 804

34 995

34,5

34,5

3,6

4,0

Сальвадор***

3 312

2 829

6,8

6,8

10,0

9,6

Уругвай

9 768

7 509

0,3

0,3

0,1

0,1

Чили

34 884

25 175

0,3

0,3

0,0

0,0

Итого по группе стран

646 944

503 564

242,9

144,9

1,8

1,1

Марокко

23 200

19 390

21,8

21,8

4,6

4,5

Тунис***

8 132

9 104

6,8

6,8

4,1

3,0

Южная Африка

50 041

42 203

125,0

125,0

12,1

11,8

Итого по группе стран

81 373

70 698

153,7

153,7

9,2

8,7

Итого по группе развив.
стран  (III+IV+V+VI)

5 799 849

4 546 653

3 761,7

3 494,2

3,1

3,1

Всего по выбранным странам

10 407 255

8 604 028

25 660,2

25 388,9

11,9

11,8

Учебная работа. Этапы развития мировой валютной системы