Учебная работа. Договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании

договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным королевством Великобритании

Курсовая работа

"Договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании (1992) и его реализация на современных российско-британских отношениях (2010-2014)"

Содержание

Введение

. Положение РФ и великобритании на мировой арене (2010- 2014г)

. Сравнительный анализ концепций внешней политики

. Анализ договора о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии

. Сферы взаимодействия интересов россии и Великобритании

Заключение

Список литературы

Введение

На вопрос: "Какие перспективы у российско-британских отношений?" СМИ в большинстве своем говорят об упущенных возможностях установления выгодного сотрудничества, вызванных стремительным ухудшением отношений между державами. Так, в одном из номером газеты "Коммерсант" отправной точкой смены дипломатических настроений между РФ и Соединенным королевством считают 2002 г., когда российскому олигарху Борису Березовскому и вице-премьеру чеченской республики Ичкерия И.А. Закаеву было предоставлено политическое убежище британским правительством. Апогеем ухудшения отношений между государствами принято считать 23 ноября 2006 года, когда политэмигрант А.Литвиненко, бывший сотрудник КГБ-ФСБ, был отравлен радиоактивным веществом. В его убийстве британские власти заподозрили бывшего офицера спецслужбы Андрея Лугового, ныне депутата Государственной думы, вследствие чего потребовали российское правительство выдать им подозреваемого, на что получили отказ. В результате Великобритания ужесточила визовый режим и выслала из страны четырех российских дипломатов. Чуть позже, в 2009 г. широкий резонанс вызвало т.н. "Дело Магницкого", которое повлекло за собой не только охлаждение отношений с Великобританией, но и с США, и с Евросоюзом в целом. негативные последствия Россия ощутила в 2010 г., когда депутаты Европарламента одобрили рекомендацию членам ЕС заморозить активы 60 российских чиновников, которые предположительны были причастны к смерти юриста. Тождественные меры были приняты конгрессом США.

несмотря на тот факт, что для нормализации отношений неоднократно проводились встречи как на высшем (встреча Д.А. Медведева и Гордона Брауна на саммите G8 в японии 7 июля 2008г.), так и на высоком уровне (Встреча главы МИД РФ Сергея Лаврова и главы МИД великобритании Дэвида Малибанда 1-2 ноября 2009г.; визит главы МИД Ульема Хейга в Россию 12-13 октября 2010г.), ни одна из этих встреч не принесла ни положительных, ни негативных результатов, так как каждая сторона отстаивала свою правоту и не принимала позиции оппонента. Встает вопрос, действительно ли, российско-британские отношения потеряли любую надежду на реабилитацию?

В 2010 году, когда пост премьер-министра великобритании занял представитель правого толка Дэвид Кэмерон, Миф о невозможности возрождения отношений между двумя противоборствующими сторонами начал развеваться. впервые за последние шесть лет глава британского правительства посетил Россию с официальном визитом, где встретился с президентом РФ Д.А. Медведевым. Именно после этого визита стали говорить о "глобальном потеплении" между двумя государствами. Руководитель Цетра британских исследований института Европы ран, Алексей Громыко в своем комментарии о прошедшей встрече отметил курс на стабилизацию отношений: "В данном случае этот визит не вносит что-то принципиально новое в наши отношения, он возвращает в какой-то степени их в нормальное русло." В ходе переговоров глава государства и премьер-министр посчитали ненужным акцентировать внимание на острых вопросах, таких как "дело Литвиненко", а предпочли уделить внимание экономическому сотрудничеству и решению Сирийского конфликта. По итогам встречи была подписана декларация о партнерстве на основе знаний для модернизаций между РФ и Соединенным королевством, которую Д.А. Медведев прокомментировал так: "Мы сделали важный шаг по углублению партнерства в высоких технологиях…Ее (декларации) цель заключается в том, чтобы переориентировать наши отношения на модернизационную повестку дня, чтобы они не носили сырьевого или энергетического привкуса, а чтобы они были более оптимальными и всеохватными". Именно с этой встречи начинается новая эра в российско-британских отношениях. Различные печатные издания назвали ее по-разному: "глобальное потепление", "перезагрузка", "перекалибровка", но как отметили обе стороны, нельзя считать, что с этим визитом связи между государствами нормализуются, а раздражители, о коих речь велась ранее, перестанут существовать.

Как можно заметить, вся череда конфликтов между Россией и Великобританией пришлась на период пребывания на посту премьер-министра Гордона Брауна, поэтому с большой долей уверенности можно прийти к выводу, что положения договора о принципах отношений между РФ и Соединенным королевством 1992 г. имели низкую степень реализации. В то время как новоиспеченный глава Парламента Дэвид Кэмерон с первых дней пребывания на новой должности счел необходимым санировать и реформировать отношения с Россией, так как не раз говорил о перспективности связей с этой страной. Так, на встрече с В.В. Путиным премьер-министр великобритании сказал: "у Великобритании и России много общих интересов: это и взаимная торговля с целью укрепления наших экономик, и обеспечение безопасности наших граждан на родине и за границей, и наша совместная работа по разрешению основных международных проблем в рамках ООН и, конечно, в рамках "большой восьмёрки". Наши взгляды не всегда совпадают. У нас разная история, разные точки зрения. Но, как показала сегодняшняя встреча с ветеранами — участниками Северных конвоев, когда нам удаётся преодолеть наши разногласия, мы можем создать поистине мощное партнёрство".

Таким образом, целью данного исследования является оценка степени реализации договора на современных российско-британских отношениях в период пребывания у власти премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона (2010-2014гг.). Для достижения поставленной цели потребуется решить следующие задачи:

.Изучить договор о принципах отношений между РФ и Великобританией и их внешнеполитические курсы;

2.Выявить сильные стороны, проблемы и перспективы взаимоотношений между Россией и Великобританией;

.Оценить состояние российско-британских отношений в контексте международной безопасности.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, подразделяющихся на семь параграфов, заключения, содержащего основные выводы, и списка источников и литературы.

Для того, чтобы дать государству как можно более объективную и полную характеристику, исследователи используют ряд критериев, которые в той или иной степени отражают сильные и слабые стороны страны. Особо активно этот вопрос обсуждался рядом геополитиков конца XIX- начала XX вв. Так, одним из первых ученых-геополитиков Ф. Ратцель сформулировал положение о том, что пространство — это политическая сила государства. Именно поэтому он считал, что развитие государства напрямую зависит от его пространственного расположения. помимо семи законов экспансии, в которых говорилось о таких пространственных критериях, как протяженность государства, пространственный рост и границы, Ратцель исследовал влияние пресных вод, природных ресурсов, климата, а также морского пространственного фактора на политику. позже, в начале XX в. Британский ученый Х. Маккиндер в большей степени разделял взгляды Ратцеля и утверждал, что физическая география имеет непосредственное влияние на политические процессы, а политическая мощь государства зависит от его географического положения. Еще один геополитик, американский историк А. Мэхен считал, что анализировать положение государства в мире нужно по следующим шести критериям: географическое положение страны; природные ресурсы и климат; протяженность территории; численность населения; национальный характер и государственный строй. В первой трети XX века широкое признание получили труды социолога Н. Спайкмана, последователя Мэхена. однако в отличие от своих предшественников для Спайкмана география не представляла особого интереса и в меньшей степени волновало влияние рельефа и типа почвы на национальный характер. Спайкман рассматривал геополитику более масштабно и обстоятельно. В его книге "Стратегия Америки в мировой политики" он выделяет десять критериев, определяющих геополитическое могущество государства: поверхность территории; природа границ; объем населения; наличие или отсутствие полезных ископаемых; экономическое и техническое развитие; финансовая помощь; этническая однородность; уровень социальной интеграции; политическая стабильность; национальный доход. Таким образом, дальнейшее сравнительный анализ положения России и Великобритании в мире будет ссылаться на критерии Спайкмана.

Не секрет, что по площади занимаемой территории Россия по праву является безоговорочным лидером, в то время как Великобритания занимает лишь 86 позицию в рейтинге.

Что же касается численности населения, то россия опережает Великобританию почти в 2.5 раза. По сведениям Всероссийской переписи населения 2010 г. число проживающих на территории РФ составляет приблизительно 143 миллиона человек, в то время как в Соединенном королевстве насчитывается 62.2 миллиона. таким образом, Россия занимает 9 место в общем рейтинге численности населения стран мира, уступая таким государствам как Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш и Нигерия.

Еще одной сильной стороной Российской Федерации являются природные богатства, которые хранятся в кладовой нашей страны. Россия — это богатейшая страна в мире по залежам основных стратегических полезных ископаемых: нефть, природный газ и уголь. На конец 2012 года запасы газа составили 3571 трлн куб. м, запасы нефти и газового конденсата — 2,98 млрд. т. В свою очередь великобритания также богата такими природными ресурсами, как нефть, уголь, железная руда, свинец, олово, золото и др., однако она не занимает лидирующих позиций ни по одному из них. В то же время стоит отметить, что, несмотря на колоссальный потенциал, которым владеет россия, ей приходится сталкиваться с такими серьезными препятствиями, как климат, рельеф и расстояние, которые главным образом осложняют процесс полноценной эксплуатации природных богатств. От этого, в свою очередь, напрямую страдает экономика государства. В свою очередь великобританию нельзя назвать "кладовой ресурсов", бесспорно, на территории располагаются залежи нефти, угля, железной руды, свинца, олова и др. природных ресурсов, однако своей развитостью государство обязано не им, а высоко развитым организации и управлению научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР), иными словами, стремительно развивающейся науке. На сегодняшний день правительство Великобритании уделяет повышенное внимание данной сфере, поэтому поставило перед собой задачу усовершенствовать сотрудничество между университетами и бизнесом, а также увеличить передачу интеллектуальной собственности из высших учебных заведений в промышленность. Наиболее эффективными секторами НИОКР являются фармацевтика-биотехнология и аэрокосмонавтика-оборона. Такие сферы, как электроника, гражданское строительство или обработка данных будут уступать в своей научной новизне другим странам Запада и Европы (США, Германия), так как на них изначально предоставляется меньше средств, нежели в других странах мира. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что между РФ и Великобританией реализуется полноценный обмен: Россия снабжает Соединенное Королевство сырьем и энергоресурсами, а то в свою очередь предоставляет РФ оборудование, станки, химию и потребительские товары.

Говоря об экономике стран, стоит обратить внимание на два показателя: ВВП (валовый внутренний продукт) и ВНП (валовый внутренний продукт). В этой области первенство перехватывает Великобритания, ибо по сведениям всемирного банка на 2012 г. она занимает 30 место в рейтинге с 38 670 долларами на душу населения, в то время как Россия занимает лишь 73-е место с 12 700 долларами. Однако тот факт, что обе страны попали в перечень государств с высоким уровнем дохода, свидетельствует о их развитой экономике. Что же касается ВВП, то и Великобритания, и Россия входят в 10-ку наиболее успешных государств, разделив между собой 6 и 8 места соответственно с показателями 2,471,784 и 2,014,775 миллионов долларов.

Помимо предложенных критериев оценки положения государств в мире, необходимо затронуть тему представительства россии и Великобритании в международных организациях. В первую очередь, оба государства являются постоянными членами Совета безопасности ООН, куда помимо них входят КНР, США и Франция. Главной привилегией, которой пользуются эти ядерные державы — это Право "вето", используемое ими при принятии резолюций на заседаниях ООН. помимо данной межправительственной организации, РФ и Великобритания ежегодно принимают активное участие в саммитах G8 и G20, на которых разбирается широкий круг вопросов, в который входят основные повестки дня. Так, на последнем саммите G20, который проводился в Санкт-Петербурге, обсуждались следующие проблемы: Сирийский конфликт, международная финансовая архитектура, налоговая Политика, борьба с коррупцией, энергетическая политика и устойчивость мировых рынков сырья и ряд других повесток. Также оба государства являются постоянными членами Совета Европы. С 1996 г. россия подписала свыше 50 договоров с Советом Европы, касающихся вопросов прав человека, борьбы с терроризмом, культурных проблем, правового сотрудничества и др. Несмотря на то, что периодически СЕ напоминает РФ о невыполненных обязательствах (например, о до сих пор не ликвидированной смертной казни), они активно проводят совместные программы (обучение адвокатов и правозащитников, проект "россия без пыток", изумрудная сеть "Эмиральд" и др.) чтобы оценить роль Великобритании в Совете Европы, достаточно сказать, что он был создан после выступления У. Черчилля в Цюрихском университете 19 сентября 1946, которое он закончил фразой "Давайте дадим Европе шанс возродиться!", а также тот факт, что на данный момент генеральным секретарем является британец Тэрри Дэвис, свидетельствует о высоком положении государства в СЕ. Помимо данной организации РФ и великобритания являются членами ОБСЕ. На данный момент пребывание России в ОБСЕ обуславливается стремлением устранить географический и функционально-тематический перекосы. Так, 3 июля 2004 г. в Москве было принято заявление стран СНГ, обвиняющее организацию в "практике двойных стандартов" и "нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств". Россия призвала реорганизовать ОБСЕ с целью "вернуть ее к изначальным принципам". Позже, в в 2006 г. министр иностранных дел С.Лавров заявил о возможности выхода РФ из организации, однако пока это заявление не было претворено в жизнь. Великобритания в большинстве своем выступает в качестве негласного гаранта соблюдения правил организации. Зачастую она выступает со своим мнением вкупе с США. Так, в 2007 г. оба государства выступили против вступления Казахстана в ряды ОБСЕ, объясняя это тем, что данное другим примером может послужить активное участие великобритании в проведении семинара (совместно с миссией ОБСЕ в Молдове), посвященного гарантиям, связанным с процессом приднестровского урегулирования, а также укреплению доверия и безопасности в мире.

Кроме того стоит акцентировать внимание на роли Великобритании и России в Европейском союзе и СНГ соответственно. таким образом, если в 2010 г. глава британского МИД Ульям Хейг говорил о высокой значимости ЕС для Соединенного королевства, ибо он служил хорошей площадкой для выстраивания дипломатических отношений со многими развитыми государствами, то уже в 2013г. великобритания вознамерилась провести референдум по выходу из ЕС к 2017 г. Поводом послужили действия на Евромайдане в Украине, а причиной же — стремительный рост мигрантов в страны Европы, где, по словам политических лидеров, их совершенно не ждут. Что касается россии на пространстве СНГ, то, согласно концепции внешней политики РФ 2013, оно является приоритетным направлением внешнеполитической деятель государства. Особое место для России занимает Украина, как наиболее перспективный игрок на постсоветском пространстве. РФ способствует формированию евразийского экономического пространства, урегулированию конфликтов на пространстве СНГ, развитию государств СНГ в гуманитарной сфере и т.п. Иными словами, можно сделать вывод, что Россия выступает в качестве лидера на территории СНГ в силу государственной мощи, а также исторического прошлого.

Если говорить о степени распространения влияния великобритании в мире, то особым образом стоит отметить ее предводительство в Содружестве Наций, которое объединило под своей эгидой 53 независимых государства, в числе которых Канада, Австралийский Союз, Ньюфаундленд, Ирландия, Южно-Африканский союз, Новая Зеландия и другие. Несмотря на кажущуюся несостоятельность Союза, в силу нестабильных экономических связей между его участниками, его не стоит сбрасывать со счетов, ибо Содружество Наций представляет собой крупнейшее международное объединение. Кроме того оно остается крупнейшим торговым партнером для соединенного Королевства, т.к. в нем содержится часть его инвестиций. Также можно предположить, что ввиду экономической нестабильности в мире (экономических кризисов) Великобритания повернет свой внешнеполитический курс от европейского направления к более выгодному направлению Содружеству. Суждения по данному вопросу были выдвинуты на основе решения глав МИД великобритании и Канады о создании совместных дипмиссий (объединение посольств) в ряде стран, что в свою очередь приведет к сокращению затрат на их содержание. Также сообщается, что к данному договору могут присоединиться Австралия и новая Зеландия. Наконец, Соединенное Королевство входит в состав Северо-Атлантического Союза (НАТО), где выполняет роль главного помощника США в решении актуальных проблем. Россия же в свою очередь является участником АТЭС, ШОС и др. Сравнивая активность великобритании и России на мировой арене, можно сделать вывод о максимальной степени заинтересованности и высочайшей степени подготовки обоих государств.

Отдельно стоит сказать о том, что великобритания делает стремительные прогрессирующие шаги на пути построения сильного государства и возможности составить конкуренцию главным на данный момент мировым лидерам — США. Причем стоит отметить, что великобритания успешно справляется с данной миссией. Так, в одном из номеров газеты The Independent появилась статья с громким заголовком "Britain is now most powerful nation on earth" . Журналист Эмили Дуган говорит о том, что впервые Англии удалось обойти США, заняв первое место в ежегодном обзоре глобальной мягкой силы. (Напомним, что термин "Мягкая сила" впервые ввел в оборот профессор Гарвардского университета Дж. Най в своей книге 1990 г. "Bound to lead: The changing nature of American power".) По результатам исследования "Глобальной мягкой силы", результаты которого были опубликованы в международном журнале Monocle, Великобритания, действительно, занимает 1 позицию, опережая такие мощные государства как США, Германию, Францию, Швецию и другие 45 стран. Задаваясь вопросом "Как Соединенному королевству удалось обойти США?", специалисты отмечают, что за 2012 год великобритании удалось набрать серьезные обороты именно в области "Soft power": в первую очередь стоит отдать должное летней олимпиаде в Лондоне, которая главным образом сыграла на руку Англии, ибо ОИ привлекли к ней внимание десятки миллионов мировой общественности. кроме этого большое значение имеет британские СМИ, будь то всемирная служба ВВС или международный журнал Economist, которые читаются во всем мире и считаются одними из наиболее достоверных источников информации, а также мировые премьеры фильмов ("007:координаты "Скайфолл", "Шерлок Холмс" и др.), туризм и музыка. Анализируя сказанное, мы делаем вывод, несмотря на то, что великобритания наряду с Россией и США является ядерной державой, имея в арсенале около 200 боеголовок, для нее не является приоритетным решение проблем, отстаивание национальных интересов военным (вооруженным) методом, напротив, она стремится достигать поставленных целей мирным и безболезненным путем.

В целом, если рассматривать их положение в современном мире, оба государства находятся на одном уровне развития, хоть и диаметрально противоположны друг другу. Иными словами, для россии приоритетным направлением является торгово-экономическая сфера, для великобритании — социальная и культурная, хотя, как мы могли убедиться, экономика также находится на высоком этапе развития. Ее основу теперь составляет не Производство, а сфера услуг, причем все большее каждому свое: Россия богата полезными ископаемыми, великобритания — "mass media"…

2. Сравнительный анализ концепций внешней политики

Исследование внешнеполитических курсов россии и Великобритании будет основываться на двух документах: концепции внешней политики Российской Федерации 2013г. и речи министра иностранных дел Уильема Хейга о внешней политике великобритании в сетевом мире от 1 июля 2010г. однако сперва необходимо дать объяснение тому, что побудило британское правительство внести коррективы в уже существующий внешнеполитический курс государства.

В 2010 году сменилось правительство Великобритании, и к власти пришла коалиция консерваторов и либерал-демократов, премьер-министром же стал сравнительно молодой Дэвид Камерон, который занял место лейбориста Гордона Брауна. Как отмечают ряд политологов, проведение этих выборов, а главное исход был неожиданным как для британского населения, так и для букмекеров. А.А. Громыко, доктор политических наук и заместитель директора Института Европы ран, так описывал прошедшие выборы: "Отличительной особенностью последних всеобщих выборов было не только то, что они обрамляли рекордный по продолжительности период пребывания лейбористов у власти. Из ряда вон выходящим было и то, что консерваторы в качестве главной оппозиции не выигрывали выборы более 30 лет — с 1979 года. Отличился в хорошем смысле и лидер тори: Дэвид Камерон стал самым молодым пермьер-министром страны с 1812 г. кроме того это были первые выборы с интригой, когда шансы на победу у консерваторов и лейбористов были примерно одинаковыми". Таким образом, консерваторы посчитали нужным исправить ошибки предшествующего правительства в ведении внешней политики, о чем кстати, упоминает Хейг в своем послании Министерству иностранных дел и по делам Содружества. Он говорит, что за 10 лет пребывания лейбористов у власти были упущены возможности по развитию государства и заявлению о себе на мировой арене.

теперь, когда стала известна так называемая идея написания речи министра иностранных дел, проведем анализ двух политических курсов по следующим аспектам: а) за что выступают и что предлагают б) каковы приоритетные сферы влияния, с) к каким результатам хотят прийти в итоге.

Хейг начал свою речь с того, что в виду ряда трудностей, которые на данный момент переживает мировое сообщество, как например экономический кризис и связанная с ним финансовая нестабильность государств или обостренная ситуация на Ближнем Востоке), международные отношения осложняются и развитие становится трудно прогнозируемым. Исходя из этого оба государства выступают, в первую очередь, за установление двусторонних и многосторонних отношений с целью установления взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями и международными организациями. здесь же обе державы отмечают возросший Интерес к проведению G20 и G8 у стран-участниц, а также значимость их проведения. кроме того, для Россия и Великобритании приоритетными аспектами являются защита прав и интересов граждан, отстаивание прав человека и национальных интересов в целом, а также верховенство международного права. Для этого они предлагают создание благоприятных внешних условий для успешного и динамичного роста экономики, сохранение и укрепление суверенитета страны. Ввиду разгорания террористических актов, особое внимание уделяется вопросу об обеспечении и поддержании безопасности, что в свою очередь подводит оба государства к выводу о срочности ограничения запасов ядерного оружия.

Что касается приоритетных сфер влияния, то для великобритании это в первую очередь страны Евросоюза, с помощью которых она стремиться заявить о себе и распространить максимальное влияние в мире. Также Соединенное королевство нацелено на развитие отношений со странами Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки: ЮАР, Нигерия, Кения. помимо этого она особо отмечает Турцию и Индию, которые, на фоне стремления западных государств сохранить свои привычные позиции, благодаря своему стремительному экономическому росту, вырвались на авансцену мировой политики и экономики. Для Россия же главным партнером является СНГ, в частности Белоруссия, Казахстан и Украина, так как оно служит для россии связующим звеном между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Приоритетный характер имеет развитие отношений с Евро-Атлантическим регионом, которое способствует нормализации отношений между Россией, ЕС и США. Также, как и для великобритании, Евросоюз играет одну из важнейших ролей, ибо в его лице россия видит торгово-экономического партнера, который способствует "созданию единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана". кроме того РФ нацелена на развитие отношений как с Северной, так и с Юго-Восточной Европой. отдельно стоит сказать об отношениях России и великобритании к США. Так, Хейг в своей речи сказал, что "время, когда Лондон принимал все свои внешнеполитические решения с оглядкой на их последствия для Вашингтона прошли". таким образом, несмотря на то, что пока США остается для великобритании "the biggest single partner for achieving our [Great Britains] international goals", а также главным партнерам в Организации Северо-Атлантического Альянса, она пытается составить хорошую конкуренцию США и противодействовать ведению однополярной политики Штатов на мировой арене. россия в большей степени разделяет точку зрения великобритании, однако помимо этого, РФ старается подвести США к недискриминационному, равноправному, торгово-экономическому сотрудничество, в следствие чего будет достигнуто "двустороннее взаимодействие на основе принципов равноправия, невмешательства во внутренние дела и увеличения взаимных интересов". Наконец, наиболее важной сферой российско-американских отношений является контроль над вооружением, в которой россия ожидает от США беспрекословного следования международному праву, а также предоставления правовых гарантий о ненаправленности противоракетного комплекса против российских сил ядерного сдерживания.

Во внешнеполитических курсах обоих государств прослеживается идея о том что военная мощь, как таковая, теряет свою значимость при определении роли государств на международной арене, и на смену ей приходят экономический, правовой, научно-технический, информационный и культурный факторы. Иными словами, так называемая "тяжелая сила" сменяется новым явлением- "мягкой силой". Одним из наиболее эффективных методов использования "мягкой силы" является распространение и укрепление позиций родного языка в мире. именно этим активно занимаются как Россия, так и великобритания. Ульям Хейг так говорит об их политике языкового обмена, ставя в пример Индию: "The English language gives us the ability to share ideas with millions — perhaps billions — of people in the biggest emerging economies and — if we so choose — to build networks across the world. It is staggering that in India 250 million school and university-aged students — four times the entire population of the United Kingdom — are now learning English." российская Федерация в свою очередь проводит политику укрепления позиций русского языка в большей степени на территории СНГ, а также развивает сети российских центров науки и культуры за рубежом.

Если еще раз вернуться к названию речи британского министра, то внимание сконцентрируется на фразе "…foreign policy in a networked world". Главной идеей всего выступления было то, что на сегодняшний день действующие военно-политические блоки проявляют свою неспособность дать отпор всем современным вызовам и угрозам, поэтому на смену так называемым блоковым методам приходит "сетевая дипломатия", призванная более качественно и быстро решать глобальные проблемы. Данный тип дипломатии также можно причислять к методам "мягкой силы", которой уделяется все больше внимания за последнее время.

Итак, проанализировав курсы внешней политики России и Великобритании, можно сделать вывод о том, что обе страны преследуют общие цели — это желание занять лидирующие позиции в мире, обеспечить защиту и реализацию прав человека и национальных интересов государства. Кроме того, прослеживается стремление к интеграции как с развитыми, так и с развивающимися государствами, с целью скорейшего решения глобальных проблем. Однако если сравнивать приоритетные сферы влияния, то прослеживаются географический, исторический и экономический факторы, то есть РФ и Великобритания стремятся установить отношения с теми государствами, которые либо близко к ним расположены, либо имеют с ними общие исторические корни, либо же являются привлекательными в плане торгово-экономического сотрудничества.

3. анализ договора о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным королевством Великобритании и Северной Ирландии

За всю историю российско-британских отношений, начиная с 1992 года, было принято 10 соглашений, а также конвенция от 15.02.1994 г. об избежании двойного налогооблажения и предотвращении уклонения от налогооблажения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества, декларация о партнерстве на основе знаний для модернизации между РФ и Соединенным королевством Великобритании и Северной Ирландии 2011 г., совместное заявление президента РФ Д.А. Медведева и премьер-министра Соединенного королевства Д. Кэмерона о сотрудничестве в области культуры от 12.09.2011г., которое на данный момент является последним двусторонним соглашением между Россией и Великобританией и, наконец, договор 1992 года, который является объектом нашего исследования. Но для начала стоит отметить, что соглашения затронули широкий спектр вопросов. Так, большая часть документов касается урегулирования экономического сотрудничества и дипломатических российско-британских отношений, улучшения и развития уровня медицины, здравоохранения, а также образования, науки и в особенности культуры. кроме того темами нескольких соглашений стали борьба с преступностью, ликвидация химического оружия и мирное использование атомной энергии, иными словами, усиление степени безопасности. В силу того, что договор затрагивает тематики всех вышеописанных соглашений и он явился первым двусторонним документом после распада СССР, то считается целесообразным акцентировать внимание именно на нем.

Договор включает в себя 7 разделов, которые в свою очередь подразделяются на 17 статей. В первой части документа, россия и Великобритания договорились об поддержании отношения мира и дружбы, руководствуясь принципами международного права, а именно ссылаясь на такие нормативные акты, как устав ООН, положения Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парижской хартии для новой Европы и других документов ОБСЕ (Ст.1, ст.3) кроме того, стороны договорились о сотрудничестве по основным международным проблемам, в ходе чего будут проводиться регулярные консультации на высшем политическом уровне (Ст.4). Во втором разделе, посвященному международной безопасности, государства будут сотрудничать по вопросу о предотвращении распространения орудия массового поражения (Ст.6) и укреплению режима Конвенции 1972г., касающейся ликвидации биологического и токсинного оружия, а также осуществлять эффективный контроль над вооружениями. Так как экономическая интеграция является одной из наиболее приоритетных для российско-британских связей, то, согласно статьям 9-10, активно будет поощряться частное предпринимательство в следующих сферах: энергетика, сельское хозяйство, банковское дело, развитие мелкого бизнеса и аэрокосмическая индустрия. Помимо этого, великобритания дает согласие на помощь в развитии отношений между РФ и Европейским сообществом. В рамках договора вновь поднимается вопрос об усовершенствовании визового режима, который будет упрощен вследствие улучшения контактов между гражданами России и Великобритании. Отдельным разделом выступает 12 статья о поощрении парламентских обменов и сотрудничестве, который в свою очередь подразумевает осуществление визитов глав государств на территории каждой из сторон соответственно. Что касается сотрудничества в других областях, то особое внимание стороны уделяют лингвистическому обмену, то есть содействию более широкому изучению русского языка в Великобритании и английского языка в России. (Ст.13). Как уже говорилось раннее, данный договор является предтечей для последующих соглашений, поэтому, очевидно, что многие аспекты тех документов берут свое начало именно в межгосударственном договоре 1992 г. Так, стороны обязуются поощрять сотрудничество в научно-технической, экологической, энергетической, транспортной и здравоохранительной сферах. повышенное внимание уделяется обеспечению международной безопасности по средством борьбы с преступностью, включая как нелегальный оборот наркотиков, противоправные международные операции с культурными ценностями, так и терроризм, а также ликвидации ядерной глобальной опасности (Ст.14).

В разделе "Заключительные положения" декларируется о ненаправленности договора на интересы других государств, о его бессрочности (за исключением момента, "когда одна из Сторон направит другой Стороне письменное уведомление о своем намерении прекратить действие Договора"). наконец, в соответствие с 17 статьей договор был подписан в Лондоне 9 ноября 1992 президентов российской Федерации Б.Н. Ельциным и премьер-министром Соединенного королевства Дж. Мейджером.

. Сферы взаимодействия интересов россии и Великобритании

Анализируя отношения между РФ и Великобританией можно выделить следующие аспекты, на которых основывается сотрудничество между ними: международная безопасность, мировая экономика (торговля), культурный обмен, дипломатические связи. Таким образом, их можно выделить в последующие сферы взаимодействия: политическую, экономическую и культурную.

Под "дипломатическими связями" в первую очередь понимаются подписания международным договоров, проведение встреч на высшем и высоких уровнях, а также посещение глав государств с официальным визитом в другие страны. Именно поэтому стоит акцентировать свое внимание на роли России и Соединенного Королевства в таких организациях, как G8 и G20.

какие темы стояли на повестке дня

как их принимали РФ и UK

какова степень вовлеченности каждой страны в процесс переговоров

казусы (G20 РФ: "великобритания — это маленький остров, который никому не нужен…"

В июне 2010 года в Канаде прошли саммиты G8 и G20. Итогом G8 стала Мускокская декларация, которая обозначила курс на реализацию целей развития тысячелетия (ЦРТ). На повестке дня стоял ряд проблем: во-первых, борьба с детской и материнской смертностью, во-вторых, оказание помощи в развитии Африки, в-третьих, противодействие изменению климата, в-четвертых, приверженность к свободным и открытым рынкам в качестве средства устойчивого выхода из глобального экономического кризиса. особая роль была отведена вопросу об угрозах, связанных с ядерным распространением, терроризмом, международной организованной преступностью 6 а также политическими и этническими конфликтами.

Так, на саммите обсуждалась проблема ядерной программы Ирана и ближневосточные конфликты. В связи с тем, что страны-участницы были обеспокоены намерением Ирана расширять свою политику по выработке урана, они пришли к консенсусу о необходимом соблюдении санкций резолюции Совета Безопасности ООН №1929, в которой постановлялось о том, что Иран не будет начинать строительство установок по обогащению урана, а также не будет участвовать в коммерческой деятель в данной сфере, в свою очередь все государства обязуются предотвращать прямую или косвенную поставку, продажу или передачу Ирану. Касательно отношения России и великобритании по данному вопросу, то в целом они настроены положительно и разделяют совместно принятое решение, однако министр иностранных дел С. Лавров высказал мнение о том, что подобные саммиты не подходят для обсуждения таких решений (санкций против иранской ядерной программы), аргументируя это следующим образом: "Что касается форматов, общепризнанных механизмов по Ирану, то это управляющий совет МАГАТЭ, Совет безопасности ООН, который уже принял несколько резолюций в поддержку МАГАТЭ, а также группа "пять плюс один". Для нас было бы неэтично предвосхищать дискуссии по Ирану, которые только предстоят".

Министры иностранных дел стран G8 также отметили особое значение стабильности в Афганистане для поддержания международной безопасности. Вследствие чего по Мускокской декларации государства обязались способствовать реализации мер в Афганистане по улучшению ситуации в области прав человека, достижению ощутимого прогресса в укреплении государственной системы правосудия, а также потенциала Афганских сил национальнйо безопасности с тем, чтобы они взяли на себя ответственность за обеспечение безопасности в течение пяти лет. Касательно Афганского конфликта РФ и Соедиенное королевство оказывает поддержку Правительству в борьбе с боевиками, проводят схожие меры по обеспечению безопасности и минимизации человеческих жертв. Так, Сергей Лавров заявил о том, что "россия будет помогать формированию силовых структур Афганистана, в том числе путем увеличения числа офицеров афганской полиции, подготовка которых осуществляется в россии, вносить вклад в восстановление экономики страны", в то же время премьер-министр Дэвид Кэмерон в одном из интервью сказал: "Britain should have a long-term relationship with Afghanistan, including helping to train their troops and their civil society, long after the vast bulk of troops have gone home." Также одной из поставленных задач Великобритании являлся вывод войск из Афганистана к 2015, об этом также официально заявил Д. Кэмерон.

наконец, затрагивалась тема Палестино-Израильского конфликта. В Декларации сказано о наступлении потепления в отношениях между Палестиной и Израилем, ввиду чего государства G8 намерены продолжить поддерживать палестинские институты, развивать палестинскую экономику, а также регулировать политику на Западном берегу Иордана и в Секторе Газа.

Саммит G20 в свою очередь был посвящен работе по преодолению последствий финансового кризиса и реформированию мировой финансовой системы. В ходе работы клуба вновь обсуждался иранский вопрос. Были попытки введения глобальных налогов, однако Россия данную идею не поддержала, и было решено, что каждая страна самостоятельно будет определять Налоги. Кроме того и Великобритания, и РФ продолжили работу по борьбе с наркотрафиком в глобальном масштабе, причем именно Россия предложила рассматривать этот процесс не на локальном (региональном) уровне, а более масштабно. В свою очередь Соединенное Королевство выступило одним из инициаторов идей о фискальной консолидации, сокращении бюджетного дефицита в два раза к 2013году и стабильности уровня государственного долга к 2016 г.

Во время первой личной встречи Дэвида Кэмерона и Д.А. Медведева, премьер-министр великобритании отметил что налаживание отношений с Россией возможно, однако для этого необходимо решить ряд проблем. Так, Кэмерон первым делом поднял вопрос об убийстве А. Литвиненко и сказал, что полноценное установление отношений между двумя государствами будет возможно только тогда, когда будет найден и осужден убийца. кроме того глава британского парламента дал понять, что у России и Великобритании есть много общих тем в экономической сфере, и кроме того совпадают подходы к саммитам G8 и G20.

Результаты 2011-го года были изложены в Довильской декларации. Согласно ней страны «группы восьми» совместно с «группой двадцати» согласились оказывать помощь и поддержку японии, ввиду случившейся на ее территории аварии АЭС «Фукусима-1». Это решение в свою очередь говорит о том, что страны осознают всю важность поддержания ядерной безопасности. Также страны договорились о развитии информационного общества путем стимулирования использования интернета в качестве инструмента продвижения прав человека и демократии во всем мире. кроме того, ввиду прошедшего экономического кризиса, G8 особое внимание уделила восстановлению мировой экономике, в частности поддержки мировой торговли, с помощью ВТО. Тем не менее наибольшую обеспокоенность вызвала так называемая разразившаяся «Арабская весна», а точнее Сирийский конфликт. Государства потребовали прекращения применения силы против гражданских лиц со стороны ливийского режима, а также отставку М. Каддафи, по причине неспособности реализовать свои обязанности по защите населения Ливии.

Вновь речь заходила о Израиле-Палестинском конфликте, однако опять отмечался прогресс палестинских властей, а единственным путем урегулирования конфликта страны видели в проведении переговоров. Продолжая тематику безопасности в мире, страны упоминали Иран, который до сих пор не готов идти на контакт, то есть все еще не предоставил официальную информацию о том, что его ядерная программа по обогащению урана реализуется исключительно в мирных целях. Наряду с Ираном аналогичное провокационное программы и программы по разработке баллистических ракет, вследствие чего страны-участницы обязались применить к КНДР жесткие санкции, прописанные в резолюциях Совета Безопасности 1718 и 1874.

помимо проявления интереса к государству на мировой арене, правительства стран также имеют способность интересоваться внутренним положением дел в том или ином государстве. Так, СМИ Великобритании живо обсуждали всплеск оппозиционных движений в россии с 2010 по 2013 гг, высказывали свое мнение на тему прошедших выборов Президента РФ и выборов в Госдуму.

отношение к лидерам оппозиции

Широкий резонанс вызвало подписание президентом РФ В.В. Путиным закона о запрете гей-пропаганды среди детей.

А скандальное выступление группы Pussy Riot поставило под сомнение демократичный строй РФ.

В экономическом сфере наблюдается российско-британский консенсус. Несмотря на то, что пока россия занимает лишь 15 место в списке главных получателей экспорта Великобритании, между ними наметился стабильный рост двусторонней торговли. Экспорт Великобритании в РФ увеличился до 39%, что составило 4,9 млрд. исходя из этого становится понятным, почему великобритания была заинтересована во вступлении России в ВТО, причем не раз открыто заявляя об этом.

однако наиболее успешной сферой в российско-британских отношениях считается культурный обмен. Самым значимым культурным событием за четыре года является "программа культурной интеграции", созданная в 2012г. Она подразумевает под собой учреждение 2014г — годом российско-британской культуры. В открытом доступе представлена программа проведения совместных мероприятий, которые поочередно проходят на территории обоих государств.

Заключение

В процессе исследования была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что некоторые положения договора остались существовать де-юре, а де-факто не осуществляются. Объектом данной работы является договор о принципах отношений между российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии от 1992г. Предметом послужили российско-британские отношения (2010 — 2014 гг.)

Актуальность данной работы напрямую связана со значимостью российско-британских отношений для мировой политике. На протяжении многих веков оба государства предопределяли направления международных отношений и, стоит сказать, что не перестают это делать и по сей день. Являясь мировыми ядерными державами, членами постоянного комитета Совета Безопасности ООН, участниками саммитов G8 и G20, а также ряда других влиятельных международных организаций, Россия и Великобритания занимает особые места в вопросах обеспечения мировой стабильности и безопасности. Именно поэтому очень важно оценивать степень легитимности в построении отношений между данными государствами, а также следить за процессом их выстраивания.

Список литературы

1.Винслав Ю. Утверждая научные принципы убавления интегрированными корпорациями // Российский экономический журнал. — 2011. — №10.

2.Крылатых Э., Строкова О. Региональные торговые соглашения в рамках ВТО и аграрный рынок СНГ // Мировая экономика и международные отношения. — 2014. — № 3.

.Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. — М.: Юристъ-Гардарика, 2011.

.Харламова В.Н. международная экономическая интеграция. Учебное пособие. — М.: Анкил, 2012.

.Черковец О. возможности и перспективы экономического сближения России и Белоруссии (точка зрения российского экономиста) // Российский экономический журнал. — 2009. — №7

.Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. — М., 2011.

.Шурубович А., Ушакова Н. Присутствие российского капитала на постсоветском экономическом пространстве. проблемы постсоветских стран. — М.: ИМЭПИ РАН, 2012.

Учебная работа. Договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании