Учебная работа. Анализ внешнеэкономических связей России с государствами СНГ

анализ внешнеэкономических связей России с государствами СНГ

анализ внешнеэкономических связей России с государствами СНГ

Введение

пространство СНГ — один из крупнейших и перспективных мировых рынков, где проживает более 270 млн. человек и производится около 5% глобального ВВП. По хозяйственной значимости оно является третьим после Евросоюза и НАФТА региональное объединение в мире. Геоэкономическая роль СНГ сопоставима с ЕС и НАФТА. На страны Содружества приходится: мировой суши — почти 17%, всех лесонасаждений — 21%, запасов пресной воды — 11%, природного газа и угля — по 30%, нефти -10%, урана — 36%, золота, цинка и свинца — по 20%, никеля, меди, молибдена — по 10-12%. Данная концентрация природных ресурсов обеспечивает колоссальные возможности для будущего развития, и нам необходимо научиться совместно использовать их наиболее рациональным образом.

особое внимание в общественном мнении уделяется странам постсоветского пространства — прежде всего, в силу исторических и психологических причин. Гражданам РФ с их сохраняющимися имперскими амбициями сложно смириться с тем, что бывшие советские республики уже не хотят строить свои отношения с Россией, как со «старшим братом». многие из них довольно часто проводят политику, идущую вразрез с ее интересами.

большинство россиян полагают, что их страна должна добиваться укрепления своего влияния в странах постсоветского пространства. Имперское прошлое сказывается и в том, что до сих пор в россии ностальгия по Советскому Союзу сильнее, чем, например, в Белоруссии и Украине.

До сих пор страны СНГ справлялись с этой задачей явно неудовлетворительно. несмотря на регулярные заявления о тесной дружбе, наблюдались длительные периоды охлаждения отношений и значительного дистанцирования друг от друга, в том числе, политического. экономическая целостность постсоветского пространства последние годы подвергалась серьезным испытаниям, его раздирали многочисленные торговые, энергетические, транзитные и иные войны.

На фоне мирового финансового кризиса, значительно ухудшившего условия развития постсоветских государств, перед ними с новой силой встал вызов выстраивания системы стратегического взаимодействия, основанного на цивилизованном прагматизме. На решение этой крупномасштабной задачи благотворно влияет вступление трех стран — России, Белоруссии и Казахстана — в Таможенный союз и единое экономическое пространство (ЕЭП), а также позитивные политические изменения на Украине. Решающая роль в перезагрузке интеграционных процессов в СНГ должна принадлежать Российской Федерации.

рассмотрим внешнеэкономическое взаимодействие России со странами СНГ более подробно.

1. Внешнеэкономические отношения Российской Федерации со странами СНГ

россия плодотворно сотрудничает со многими странами мира, и, прежде всего со своими ближайшими соседями — странами СНГ, с которыми она тесно связана благодаря историческим, культурным, научным, экономическим и транспортным связям. разрыв связей между странами, составлявшими некогда одну страну — СССР, крайне негативно сказался на экономике этих государств и серьезно усугубил структурный кризис. По самым скромным оценкам, в России этот фактор повлиял на спад не менее 1/3 производства. Еще больший ущерб был нанесен нашим партнерам по СНГ, Экономика которых, по сравнению с Россией, менее самодостаточна. поэтому задача существования нового интеграционного механизма имеет большое значение.

Серьезным стимулом для стран СНГ к интеграции является Потребность сохранить свой рынок. Анализ структуры взаимного товарообмена дает веские основания для вывода о том, что отказ от подавляющей части его позиций, с учетом реальных возможностей переориентации на рынки «третьих» стран и импортозамещения неосуществим в ближайшей перспективе или экономически нецелесообразен. значительный потенциал интеграции предопределен мощной и комплексной сырьевой базой, включая все виды стратегического сырья, географическая близость и наличие мощной инфраструктуры — прежде всего транспорта и связи. Начавшиеся интеграционные процессы основаны на развитом научно-техническом потенциале государств СНГ. Благодаря конструктивному взаимодействию партнеров по СНГ удалось заложить систему организации сотрудничества, приспособленную к обслуживанию их экономических отношений на рыночных принципах. обязательным условием сотрудничества должно быть не нанесение ущерба интересам других стран СНГ.

Россия всегда стремилась к сохранению взаимовыгодных экономических отношений с республиками бывшего СССР. Это сотрудничество позволяет решать многие проблемы на взаимовыгодной основе. Одним из постоянных партнеров нашей страны является Республика Беларусь, плодотворное сотрудничество с которой идет в самых различных сферах. Это Единая энергетическая система россии и Белоруссии, строительство белорусского участка газопровода Ямал — Западная Европа, совместная российско-белорусская программа развития автомобильной промышленности «Развитие дизельного автомобилестроения». Торговый оборот между нашими странами постоянно растет. Россия и Казахстан подписали соглашение о создании АО «УралТЭК» на базе российских энергетических предприятий Урала и Экибастузской ГРЭС-2 (Казахстан). Увеличена пропускная способность нефтепровода Атырау-Самара и повышена экспортная квота Казахстана на прокачку нефти по территории России с 6 до 9 млн. т в год.

Через территорию Белоруссии проходят важнейшие магистрали, соединяющие Россию со странами Европы, на Украине (в Севастополе) расположена база Черноморского военно-морского флота россии, со многими странами продолжают развиваться экономические, культурные и научные связи. Во многом это возможно благодаря сохранению добрососедских отношений с бывшими союзными республиками и русскому языку — языку межнационального общения. При этом доля внешнеторгового оборота России со странами СНГ значительно уступает странам дальнего зарубежья, и, прежде всего странам Европы. довольно тесные контакты между регионами стран можно рассматривать в качестве одного из инструментов долгосрочной политики россии на этом пространстве. В этой связи следует непросто расширять границы доступа на рынки товаров, услуг и капиталов, но и, с учетом курса на инновационное развитие, способствовать созданию новых ниш для взаимодействия с другими государствами. И, прежде всего это касается совместного освоения природных богатств и общей инфраструктуры стран СНГ. В связи с тем, что кризис привел к сокращению импорта из стран дальнего зарубежья, то сейчас имеют место отличные возможности для экономического развития стран. Одним из ярких примеров экономической интеграции является Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии.

Несмотря на все это, существуют и определенные трудности во взаимоотношениях России со странами СНГ. главным образом, это наличие непогашенных долговых обязательств за поставляемые Россией энергоносители. Так, например, в 1999 г. была прекращена подача электроэнергии в Грузию. Отсоединение Грузии от ЕЭС россии лишает нашу страну возможности экспорта российской электроэнергии в Турцию.

Несмотря на определенные трудности экономического и политического характера, деятельность России в рамках СНГ показала нецелесообразность разрушения старых экономических связей. Страны СНГ обладали единой энергосистемой, системой транспорта и телекоммуникаций и производственных связей, сохранившихся со времен СССР. таким образом, необходимо было искать новые формы развития. До настоящего времени деятельность СНГ являлась недостаточно эффективной, и поэтому не приносила желаемых результатов. Это связано, прежде всего, с тем, что страны СНГ до сих пор не выработали единой экономической стратегии — каждой из них приходится самостоятельно решать проблемы выхода на мировой Рынок и выбора партнеров в мировом сообществе.

Помимо торговли, развиваются производственные связи, например, совместное строительство различных объектов. Россия и Туркменистан участвуют в строительстве новых автомобильных и железных дорог на восточном берегу Каспия, в создании новой паромной переправы и прокладке трубопроводов. россия участвует в поиске, разведке и подготовке к эксплуатации газовых месторождений Туркмении.

2. основные направления и особенности экономического взаимодействия

2.1 Взаимная торговля товарами

Внешнеторговый оборот России в январе-мае 2011 года составил $316,3 млрд. (с учетом данных о торговле с Белоруссией и Казахстаном) и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 35,1%.

Сохраняется и даже растет взаимная значимость стран СНГ как рынков сбыта обработанных изделий, машинотехнической продукции. Так, доля СНГ в экспорте продукции российской обрабатывающей промышленности выросла с 30% в 2000 году до 55% в настоящее время, в том числе, в СНГ сегодня направляется 75-85% всего российского экспорта наземных транспортных средств, продукции химической и пищевой промышленности, фармацевтики. Благодаря высокой доле продукции обрабатывающей промышленности в поставках отечественных товаров в СНГ, уровень диверсификации российского экспорта в государства Содружества значительно превосходит аналогичный показатель для стран дальнего зарубежья.

На российский рынок ориентирована львиная доля зарубежных поставок готовых промышленных изделий белорусского производства. В 2010 году на РФ приходилось 90% общего экспорта дорожной техники, 50 — тракторов, 70 — грузовых автомобилей, 78 — седельных тягачей, 71 — частей и принадлежностей для автомобилей и транспорта, 86 — двигателей внутреннего сгорания, 77 — холодильников и морозильников, 92 — металлообрабатывающих станков, 93 — трансформаторов электрических, 98 — телевизоров, 73 — обуви, 56 — шин, 78% — мебели.

важной характеристикой российского экспорта в СНГ, тесно связанной с его товарной структурой, является существенно более высокая степень диверсификации товарных поставок по сравнению с экспортом в дальнее зарубежье. Самый высокий показатель диверсификации по экспорту россии в двенадцать крупнейших контрагентов был зафиксирован для Украины (195 позиций с величиной экспорта свыше 10 млн. долл. по 4-значным кодам ТН ВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятель), за исключением закрытых групп — драгоценных камней и металлов, вооружений и др.). Далее следовали Белоруссия (191 позиция), Казахстан (188) и с большим отрывом — Германия, КНР, Турция, Финляндия, Нидерланды, Италия, США, Польша, великобритания. Причем степень диверсификации экспорта в указанные три страны СНГ устойчиво растет. А если взять только продукцию машиностроения, то степень диверсификации российских поставок в Украину, Белоруссию и Казахстан разительно отличается в их пользу от ситуации с экспортом в дальнее зарубежье.

Согласно сделанным в самое последнее время российским расчетам и прогнозным оценкам взаимной торговли стран СНГ и Таможенного союза (ТС), при инерционном развитии ситуации, т.е. без учета возможного стимулирующего эффекта последовательного углубления интеграции в рамках ТС и формируемого единого экономического пространства, значимость взаимной торговли для постсоветских государств, в первую очередь для России, в лучшем случае сохранится на прежнем уровне или будет падать. Удельный вес Нидерландов в экспорте россии (12% в 2009 г.) уже значительно больше, чем стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) (9,6%), а доля Китая в импорте РФ (13,6%) превосходит суммарный вес всех государств СНГ (13%). Удельный вес стран Содружества в экспорте россии, составивший в 2009 г. 15,5%, и в базисном, и в оптимистическом (предполагающем благоприятную мировую конъюнктуру и прогрессивные структурные сдвиги в экономике) прогнозных сценариях к началу 2020-х гг. не превысит 16-17%. По импорту ситуация хуже: доля СНГ в обоих сценариях упадет с нынешних 13% до менее 10%.

По имеющимся оценкам, стоимостные объемы экспорта россии в СНГ достигнут максимума 2008 г. в базисном варианте только к 2016 г., а в оптимистическом — к 2013-2014 гг. Физические объемы экспорта в СНГ к началу 2020-х гг. превысят уровень 2008 г. в базисном варианте лишь на 5-10%, а в оптимистическом — на 13-18%. Стоимостные объемы российского импорта из СНГ восстановятся на уровне 2008 г. не ранее 2018-2019 гг. в базисном и не ранее 2017 г. в оптимистическом варианте. Физические объемы ввоза из СНГ выйдут на предкризисные показатели только к началу 2020-х гг. в обоих сценариях. Товарная структура экспорта и импорта России из СНГ в ближайшие пятнадцать лет не претерпит существенных изменений: основной статьей российского экспорта в СНГ останутся энергоносители (41-45% в начале 2020-х гг.), импорта — машины и оборудование (29-39%).3

Дальнейший рост возможен только на пути углубления интеграционных процессов в СНГ, сопровождающихся модернизацией экономик стран-участниц. В противном случае значимость стран ТС и СНГ в целом как торговых партнеров друг для друга будет снижаться.

2.2 Взаимная торговля услугами

важной составляющей внешнеторгового обмена России со странами СНГ является торговля услугами.

российский экспорт услуг в СНГ, начиная с 2003 г., развивался быстрее импорта, в том числе за счет заметного увеличения поступлений от предоставления транспортных и строительных услуг, услуг по статье «Поездки», тесно связанной с трудовой миграцией, а также различных профессиональных и технических услуг.

Для 2000-х гг. характерна устойчивая тенденция снижения доли стран ближнего зарубежья в общем объеме внешней торговли россии услугами. К 2009 г. удельный вес Содружества в этой сфере (14%) уменьшился более чем на 7 процентных пунктов (п.п.) по сравнению с 2000 г. Основными причинами явились концентрация выездного туризма и внешнеторговых грузопотоков на странах дальнего зарубежья, невысокая конкурентоспособность, небольшое взаимное предложение наукоемких и технически сложных услуг, необходимых России и основным торговым партнерам из СНГ для модернизации экономики.

Отраслевая структура российской торговли услугами со странами СНГ слабо диверсифицирована и за последние годы мало изменилась. В российском экспорте преобладают традиционные виды услуг — «Транспорт» и «Поездки» (4/5 всех продаж). Обращают на себя внимание небольшие суммы продаж наукоемких и интеллектуальных услуг в страны СНГ (792 млн. долл. в 2008 г. и 669 млн. долл. в 2009 г.) по сравнению с общим объемом российского экспорта этих услуг (7,4 млрд. долл. и 6,7 млрд. долл. соответственно). Сохраняется общая транспортная инфраструктура государств Содружества — транспортные коридоры, сформированные на базе единых правил и стандартов еще в период существования СССР и являющиеся основными межгосударственными транспортными артериями в настоящее время. страны СНГ заинтересованы в их беспрепятственном использовании, увеличении пропускной способности и скорости движения товаропотоков, повышении надежности и безопасности транспортных связей.

Скромная доля Содружества в экспорте наукоемких услуг из РФ (10-11%) связана, главным образом, с меньшими объемами участия российских компаний в экономическом и производственном сотрудничестве со странами ближнего зарубежья по сравнению с дальним, включая техническое содействие в модернизации и строительстве объектов, кооперацию в информационно-коммуникационной сфере.

В том числе накопленное отрицательное сальдо — более 4,6 млрд. долл. В данной статье учитываются расходы нашей страны на содержание Черноморского флота, военных баз, официальных представительств и организаций, аренду космического комплекса «Байконур» и др.

А также грузов между третьими странами. Среди основных задач: развитие транспортной инфраструктуры, в том числе общеевропейского значения (трех панъевропейских коридоров); обновление и совершенствование парка перевозочных средств, особенно торгового флота и гражданской авиации; приведение показателей функционирования транспортной системы в соответствие с мировыми требованиями по уровню сервиса, качества и стоимости перевозок; упрощение и ускорение осуществления таможенных формальностей при пересечении общих границ россии и стран СНГ; гармонизация нормативно-правовой базы отечественной транспортной деятельности с соответствующими правовыми нормами стран Содружества; осуществление необходимых мер по защите и поддержке деятель российских транспортных предприятий на внешнем рынке.

3. конкуренты России в СНГ

Россия до последнего времени проигрывала своим основным внерегиональным конкурентам на пространстве СНГ-ЕС, КНР и США. вместе с тем, успешная реализация реинтеграционного проекта в СНГ требует последовательного восстановления экономических позиций России на постсоветском пространстве и в целом повышения значимости внутрирегиональных экономических связей для каждого из государств Содружества. Инициативы России в отношении СНГ должны дополняться переконфигурацией отношений с ключевыми нерегиональными игроками (табл. 1).

Таблица 1. Главные конкуренты России в СНГ: основные черты

ЕССистемный конкурент, предлагающий привлекательную модель будущего развития для СНГ. особенно важен для СНГ, как рынок сбыта сырья и полуфабрикатов и поставщик современного оборудования.КитайСамый агрессивный конкурент в странах Центральной Азии, рассматривает их как свою сырьевую периферию. стремительно наращивает экспорт и финансово-инвестиционное присутствие в СНГ.СШАСамый политизированный конкурент, рассматривающий СНГ как зону своих жизненных интересов; имеет прочные позиции и наращивает присутствие в энергетическом секторе СНГ

несмотря на определенную дезинтегрирующую роль ЕС в развитии Содружества, представляется, что в перспективе отношение Евросоюза к интеграционным процессам в рамках СНГ может измениться в позитивную сторону. Сталкиваясь с угрозой сокращения своей доли в мировой экономике, Евросоюз будет искать партнеров в конкурентной борьбе с США и Китаем. Стратегическое партнерство с Россией и СНГ в целом может сильно пригодиться ЕС для укрепления своих глобальных позиций.

При формировании Таможенного союза россии, Белоруссии и Казахстана, единого экономического пространства стран-участниц и в более широком контексте СНГ, а также при определении формата долгосрочного взаимодействия с Евросоюзом важно иметь в виду необходимость совместимости этих процессов с точки зрения нормативно-правовой базы.

россия могла бы выступить с инициативой создания постоянного формата взаимодействия СНГ-ЕС, чтобы перевести интеграционные процессы на общеевропейском пространстве из конфронтационной плоскости в плоскость поиска путей взаимовыгодного сотрудничества.

Китай выступает сегодня основным и самым агрессивным конкурентом России в торгово-экономическом сотрудничестве с азиатскими участниками СНГ, прежде всего, с Туркменией и Казахстаном. Он последовательно превращает бывшие советские республики

Заключение

В конце хотелось бы отметить, что 18 марта в Москве прошел международный экономический Форум государств — участников СНГ «20 лет вместе: опыт сотрудничества и перспективы». Мероприятие было организовано Исполнительным комитетом СНГ и Деловым центром экономического развития СНГ при поддержке Минэкономразвития, Минпромторга, Россотрудничества и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ.

Председатель Исполнительного комитета — Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев обратился к собравшимся, озвучив результаты исследований инвестиционного потенциала СНГ, Международной организацией кредиторов (WOC). Так, совокупный ВВП стран СНГ увеличился в шесть раз за последние 10 лет. За тот же период, к примеру, инвестиционный капитал торгово-экономического азиатского блока АПТА (Азиатско-Тихоокеанское Соглашение) вырос в 4 раза, а российский вице-премьер сообщил, что с 1 июля в полном объёме начинает функционировать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, а в будущем году открывается единое экономическое пространство трёх стран в форме Евразийского экономического союза — ЕврАзЭС. В связи с этим, по мнению Игоря Шувалова, наступает этап совершенствования позитивных действий взаимоотношений внутри СНГ на основе базисных принципов, заложенных при создании ЕрвАзЭС. В частности, возрастает значение готовящегося сейчас Договора о зоне свободной торговли.

Следует сказать, что на таком же форуме в 2010 году, российская сторона уже акцентировала внимание на необходимости формирования общего экономического пространства на территории СНГ. «Мы понимаем, как тяжело создается нормативно-правовая база СНГ — проявляются определенные оговорки, отдельные стороны не желают связывать себя какими-либо обязательствами, — сказал первый заместитель председателя Правительства россии. — Нам нужно договориться: что является базовым для формирования общего экономического пространства».

Представитель председательствующего в СНГ в 2011 году Таджикистана, министр экономического развития и торговли Фаррух Хамралиев, отметил высокий интеграционный потенциал стран СНГ в выпуске продовольственных продуктов и в сфере возобновляемых источников энергии. Для реализации этих возможностей, по его мнению, необходимо урегулировать вопросы, связанные с транспортировкой товаров, перемещением их через границы.

внешнеэкономический торговля товар конкурент

Список литературы

1.Варфаловский А.В. Внешнеэкономическая стратегия российской Федерации к странам СНГ // Проблемы местного самоуправления, 2011, №44.

2.Кулик С.А., Спартак А.Н., Юргенс И.Ю. Экономические интересы и задачи России в СНГ: Институт современного развития, 2010. — 120 с.

.Локтева Ж.В. Особенности развития внешнеторговых отношений россии со странами СНГ (электронный ресурс: #»justify»>.Периодическое издание: журнал «Новости российского экспорта» №3-4 — 2011.

.электронный ресурс: #»justify»>.Электронный ресурс: #»justify»>.электронный ресурс: #»justify»>.Электронный ресурс: #»justify»>9.Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное Право России: учеб. — М.: Юристь, 2003;

10.Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное Право: учеб. пособие. — VI.: ТК Велби, Проспект, 2003;

.Беляшов В.А. Таможенные процедуры: учеб. — практическое пособие. — М.: Приор-издат, 2004;

.Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Таможенное Право: учеб. для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К°, 2004

Учебная работа. Анализ внешнеэкономических связей России с государствами СНГ