Учебная работа. Анализ основных тенденций социально-экономического развития Норвегии

анализ основных тенденций социально-экономического развития Норвегии

Федеральное агентство по образованию

ЗАО Белгородский Инженерно — Экономический Институт

Кафедра заочного отделения

Контрольная работа

По дисциплине «мировая экономика»

На тему: «Анализ основных тенденций социально-экономического развития Норвегии»

Выполнил: ст. гр. ЭУз-21б.

Ф.И.О.: Черемисин Д. С.

руководитель: Шаповалов А. А.

Белгород 2012г.

1. Экономико-географическое положение страны

Норвегия — конституционная монархия в Северной Европе с населением 4,9 миллиона чел.

Глава Государства: Его Величество король Харальд V

Глава Правительства: Премьер-министр Йенс Столтенберг

Площадь: 385 199 км²

Население (2011): 4 953 000чел.

Плотность населения на 1 кm²: 12,8

Столица: Осло

язык: Норвежский (букмол и нюнорск) (В некоторых районах официальным также считается саамский язык)

Государственная религия: Церковь Норвегии (евангелически-лютеранская)

Валовой национальный продукт (ВНП), 2011 г.: 3 017 млрд. норв. крон ( 391,8 млрд. евро)

ВНП на душу населения: 510 тыс. норв. крон (66 000 евро)

денежная единица: Норвежская крона (NOK) 1 крона = 100 эре

День Конституции: 17 мая

Прирост населения (2011 г.):0,3

Средняя продолжительность жизни (2011 г.): женщины: 83 года, мужчины: 78 года

Природа Норвегии имеет свои ярко выраженные особенности. Наиболее характерная черта — приморское положение. На побережье расположено большинство городов страны. Зимой моря, омывающие Норвегию, не замерзают, а заливы Балтийского моря покрываются льдом. Норвегия славится своим судоходством. Береговая линия Скандинавского полуострова на юге и западе сильно изрезана фьордами — узкими, глубокими, извилистыми морскими заливами с крутыми, часто отвесными берегами. Рельеф Северной Европы приподнятый. Скандинавский полуостров занимают Скандинавские горы. С древними горными породами связаны богатые месторождения железной руды, меди, свинца. Страна лежит преимущественно в северной половине умеренного пояса. Только крайний север заходит в субарктику. Однако климат не столь суров, поскольку его смягчает влияние водных масс Атлантики и юго-западной части Северного Ледовитого океана. К тому же вдоль берегов Скандинавского полуострова проходит теплое Северо-Атлантическое течение — продолжение Гольфстрима. влияние теплого течения особенно сказывается на западе Норвегии и юго-западе Швеции. здесь мягкая зима и прохладное лето. Влажные ветры с Атлантики приносят пасмурную погоду и много осадков. Во внутренних частях полуострова и в Финляндии зимы морозные, снеговой покров более устойчив, Благодаря влажному климату и возвышенному рельефу в Северной Европе много небольших, но полноводных рек с порогами и водопадами. Норвегия расположена в холодном поясе и имеет влажную зону увлажненности, где осадки за год превышают испаряемость. Коэффициент увлажнения больше 1. Природные условия стран Северной Европы малоблагоприятны для развития земледелия.

краткая история страны

BC — 8000 BC Самые ранние поселения.

BC — 4000 BC древний каменный век (палеолит): охотники и рыбаки, наскальные изображения.

BC — 1500 BC новый каменный век (неолит): раннее земледелие, домашний скот.

BC — 500 BCБронзовый век: орудия земледелия, ювелирные изделия, стекло, оружие.

BC — 800 AD железный век: железные плуги и косы.

AD — 1050 AD эпоха Викингов: ладьи, торговля и набеги, руническое письмо, открытие новых стран, Лейф Эрикссон открывает Америку.

AD Норвегия становится единым королевством.

Введение христианства в Норвегии.

Начало Высокого Средневековья: рост численности населения, консолидация как королевской, так и церковной власти.

— 1200Монархия контролирует церковь, отмена рабства.

Эпидемия чумы («черная смерть») сокращает численность населения почти на две трети.

— 1536Уния с Данией посредством браков между членами королевских семей

Норвежское королевство теряет свою независимость.

Принятие Норвежской Конституции, основанной на Декларации о Независимости.

— 1905Уния со Швецией.

Конец Унии. Хокон VII становится королем Норвегии.

Норвегия — одна из первых стран мира, предоставившая женщинам всеобщее право голоса.

Норвегия, Швеция и Дания занимают позицию нейтралитета в Первой мировой войне.

Норвегия вступает в Лигу Наций.

Норвегия несет значительные потери в результате всемирной экономической депрессии.

Начало второй мировой войны. Норвегия занимает позицию нейтралитета.

9 апреля фашистские немецкие войска вторгаются на территорию Норвегии. В Лондоне образуется правительство в изгнании. Видкун Квислинг объявляет себя главой правительства Норвегии.

немецкая армия капитулирует 8 мая. Квислинг расстрелян по обвинению в государственной измене. Норвегия становится одним из членов-основателей ООН.

Норвегия вступает в НАТО.

Зимние Олимпийские игры в Осло.

смерть короля Хокона VII. На престол вступает король Улав V.

Норвегия становится основателем Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).

Конец 1960-х В норвежском секторе Северного моря открывают запасы нефти.

-е Начало разработки месторождений нефти и газа. В начале 1980-х гг. нефть и газ будут составлять почти треть норвежского экспорта.

В ходе референдума население Норвегии отклоняет предложение правительства, возглавляемого Рабочей партией, о вступление в ЕЭС. Правительство уходит в отставку.

Норвегия подписывает соглашение о свободных торговых отношениях с Европейским экономическим сообществом (ЕЭС).

Гру Харлем Брундтланд становится первой женщиной премьер-министром Норвегии.

Международная комиссия по китобойному промыслу вводит временный запрет на китобойный промысел. Норвегия выступает против запрета.

смерть короля Улава V. На престол вступает король Харальд V.

Норвегия выступает организатором Соглашения в Осло — мирных переговоров между Израилем и Организацией Освобождения Палестины (ООП). Норвегия возобновляет китобойный промысел, несмотря на международный мораторий.

Зимние Олимпийские игры в Лиллехаммере.

В ходе референдума норвежцы вновь отказываются от вступления в Евросоюз.

Норвегия становится вторым по величине экспортером нефти в мире после Саудовской Аравии.

Норвегия начинает посредничество в переговорах между Шри-Ланкой и тамильскими сепаратистами. Правительство Норвегии во главе с премьер-министром Кьелем Магне Бундевиком уходит в отставку. На его место приходит правительство Рабочей партии во главе с Йенсом Столтенбергом.

консервативная, Христианская Народная и Либеральная партии формируют коалиционное правительство во главе с премьер-министром Кьелем Магне Бундевиком.

Премьер-министр К.М.Бундевик терпит поражение на выборах. К власти приходит лево-центристский альянс во главе с Йенсом Столтенбергом.

Как и в других странах, глобальный финансовый кризис сказывается на экономике Норвегии.

Парламентская Монархия.

Страна разделена на 19 графств (фюльке), которые управляются монархом и парламентом (стортингом) в составе 169 членов. В основе норвежской монархии лежит конституция, принятая в 1814 г. и восстановленная после возвращения короля Хокона VII из изгнания в 1945 г. король Харальд V (род. в 1937 г.) из королевской династии Глюксбургов занимает трон с 1991 г., и, скорее всего, после смерти его сменит сын, кронпринц Хокон. Несмотря на то, что король обладает некоторыми полномочиями исполнительной власти, в настоящее время его роль в основном церемониальная, поскольку большая часть полномочий короля передана королевскому совету (политическому кабинету). Предназначения короля — выступать в качестве объединяющего символа страны. Норвежцы с огромным почтением и любовью относятся к монарху.

Премьер-министр и члены парламента избираются на четыре года. Стортинг, работающий в столице Осло, разделен на две палаты: лагтинг и одельстинг. Хотя правительство официально контролирует вопросы исполнения законов в масштабах всей страны, саамы, проживающие на севере, получили права полуавтономной территории, имеют собственный парламент, который занимается региональными вопросами. Значительная часть норвежских отраслей, в том числе нефтяная и газовая, контролируется государством, поскольку приватизация как концепция в целом не соответствует духу норвежцев.

несмотря на продолжающиеся дебаты, самая характерная черта норвежской политики — толерантность и поддержка своих граждан. Основные ориентиры, которыми руководствуются власти Норвегии, — религиозные и политические свободы, впечатляющие достижения в области гражданских прав и система социального обеспечения, гарантирующая безопасность гражданам страны.

. Анализ результатов социально-экономического развития государства

За последние десять лет Норвегия неоднократно возглавляла рейтинг Программы развития ООН (ПРООН) как лучшая в мире страна для жизни. По результатам ежегодного доклада Всемирного экономического форума о равноправии полов в мире, Норвегия — один из лидеров в рейтинге стран по гендерному равенству.

сегодня норвежцы живут намного дольше, чем раньше. Ожидается, что средняя продолжительность жизни девочек 2008 года рождения составит практически 83 года, а мальчиков — более 78 лет. В среднем уровень здоровья населения очень высок, а смертность среди новорождённых находится на минимальном уровне. Практически все умеют читать и писать, почти все закончили старшую школу. Крайней бедности не существует, а относительная бедность в сравнении с другими странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), находится на низком уровне.

Валовой национальный продукт на душу населения высок; благосостояние достаточно ровно распределено среди населения. Женщины имеют в основном равные права с мужчинами. Государство благосостояния, Норвегия, имеет доступное всем государственное здравоохранение, финансируемое из налоговых доходов; социальное и пенсионное обеспечение, которое распространяется на всех жителей страны, в т.ч. пенсию по возрасту и пособие по безработице.

В сравнении с 1900 годом невероятно сильно выросло государственное и частное потребление, а богатства последних десятилетий в большой степени увеличиваются благодаря месторождениям нефти и газа в Северном море. Модернизация и урбанизация привели к том, что люди чаще стали менять место жительства и место работы; оказались ослаблены традиционные крепкие связи между местными жителями.

Экономическая политика.

Экономическая Политика Норвегии направлена на стабилизацию и противодействие безработице и промышленности и распределение доходов.

Регионы с небольшой концентрацией промышленных предприятий подвергаются более мягкому налогообложению, чем другие регионы страны, в то же время были созданы кредитные организации для поддержки регионального промышленного комплекса, а также сельского хозяйства, рыболовства и некоторых других отраслей промышленности. Эти схемы способствуют внедрению инновационных технологий, поддержке традиционных отраслей промышленности, а также препятствуют внезапному исчезновению местных промышленный предприятий.

В дополнение к финансовой и кредитной политике, власти разработали «политику регулирования доходов», цель которой состоит в принятии мер для оказания влияния на результаты переговоров по вопросам заработной платы, сельского хозяйства и рыболовства.

Распределение доходов достигается в первую очередь путем регулирования ставки подоходного налога и социальных льгот, включая систему социального обеспечения.

Соглашения о налогообложении расходов на исследования и развитие, а также государственная поддержка науки были введены для стимулирования развития новых отраслей промышленности.

Норвегия — это первая по-настоящему крупная страна в списке государств с самым высоким ВВП на душу населения. Занятость трудоспособного населения: сельское хозяйство — 4,2 %; промышленность — 21,9 %; сфера услуг — 7З, 9 %.Состав ВВП: сельское хозяйство — 1,9 %; промышленность -43 %; сфера услуг — 55,1 %.

промышленность: добываются нефть, природный газ, каменный уголь (на Шпицбергене), железные и титановые руды, пириты. Производство электроэнергии на ГЭС (свыше 99 %). Работают предприятия черной (высококачественная сталь и ферросплавы) и цветной металлургии (Производство алюминия, никеля, цинкa и другое). Развиты электрохимия, машиностроение (судостроение, в особенности производство морских нефтебуровых платформ, электротехническое и радиоэлектронное), деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, рыбоперерабатывающая промышленность. Крупные лесозаготовки. В силу природных условий обрабатываемая сельскохозяйственная площадь составляет 2,5 % территории страны. Основой сельского хозяйства является мясомолочное скотоводство. Разводят также овец, свиней, пушных зверей и оленей. В растениеводстве возделывают зерновые культуры (ячмень, овес), кормовые травы и картофель. Рыболовство является древнейшей сферой деятель норвежцев. Ежегодно вылавливают до З млн. т. рыбы, в основном трески, сельди и креветок (первое место в Западной Европе и второе место в мире по улову на душу населения). Также проводится искусственное разведение лососевых. Длина железных дорог 4 тыс. км, автодорог — около 92 тыс. км. Страна имеет крупный торговый флот (по грузоподъемности шестой в мире).

Экономические показатели роста.

·ВВП — 259,1 млрд USD;

·24 место по величине внутреннего рынка в The Legatum Prosperity Index;

·12 место по качеству местной продукции в WEF (Глобальном рейтинге конкурентоспособности);

·27 место по конкуренции на местном уровне в WEF (Глобальном рейтинге конкурентоспособности);

·14 место в WEF (Глобальном рейтинге конкурентоспособности);

·9 место по технологическому развитию в WEF (Глобальном рейтинге конкурентоспособности).

Норвегия является одной из наиболее конкурентоспособных стран. В экономике есть элементы, как свободных рыночных отношений, так и государственного управления. Правительство контролирует ключевые секторы экономики, в частности жизненно важную нефтедобывающую отрасль (посредством крупных государственных предприятий). Страна обладает богатыми природными ресурсами: нефтью, гидроэнергией, рыбой, лесами и минеральным сырьем. Экономика страны ориентирована на экспорт. Широкомасштабная торговля и контакты с другими странами обеспечили норвежской промышленности основу для развития экономики.

При данной ориентации стоит отметить довольно развитый внутренний рынок. Норвегия — малая страна, и, так или иначе, вынуждена закупать определенные товары и ресурсы у других стран, но это компенсируется высоким развитием в своей специализации. Например, по производству алюминия в Западной Европе Норвегия находится на первом месте, в мире — на седьмом. По данным WEF Норвегия занимает 14 место в мире по развитию внутреннего рынка (местных поставщиков немного (51 место), но они высокоразвитые, присутствует большое количество кластеров).

Также стоит отметить, что Норвегия успешно пережила «испытание нефтью», не страдала голландской болезнью, не превратилась в сырьевой придаток Европы. безусловно, экспорт нефти и газа достаточно велик, но средства, получаемые в результате деятельности сохраняются в специальном фонде, рассчитанном для поддержания будущих поколений. Это беспрецедентный случай разумного использования средств, показатель эффективного государственного управления. Почасовой уровень производительности, а также средняя почасовая заработная плата в Норвегии, являются одними из самых высоких в мире.

Индекс развития человеческого потенциала

·1 место в UN Human Development Index;

·2 место по уровню жизни в The Legatum Prosperity Index;

·население — 4,9 млн чел;

·ВВП на душу населения — 58 810 USD;

·2,1% — рост ВВП на душу населения;

·1 место в Per Capita GDP Ranking;

·2 место по инвестированию в работника в The Legatum Prosperity Index (177 000 USD);

·продолжительность жизни — 81 год;

·12,7% — рождаемость;

·8,5% — смертность;

·1,2% — самоубийств;

·0,1% — убийств;

·1,96% — суммарный прирост населения;

·386 251 — зарегистрированных преступлении;

·84,5% населения чувствуют себя в безопасности;

·63 место по борьбе с нищетой в The Legatum Prosperity Index;

·43 место по уровню защиты окружающей среды в The Legatum Prosperity Index;

·4 место по образованию в The Legatum Prosperity Index;

·12,6 лет — средняя продолжительность обучения;

·8 из 10 чел. довольны качеством образовательной системы;

·93% населения считают, что имеют возможность для развития каждый день;

·4 место по уровню здоровья в The Legatum Prosperity Index;

·85% населения удовлетворены своим здоровьем;

·2 место по кол-ву беженцев и переселенцев из других стран в The Legatum Prosperity Index;

·94,7% населения удовлетворены свободой выбора;

·86% населения толерантны к меньшинствам;

·43% населения занимаются благотворительностью;

·52% населения состоят в браке.

последние несколько лет Норвегия возглавляет рейтинг ООН, как страна с самым высоким уровнем жизни. Прирост населения держится практически на одном и том же уровне с 1995 года, а смертность снижается. В среднем, уровень здоровья населения очень высок, а смертность среди новорождённых находится на минимальном уровне. Крайней бедности не существует, а относительная бедность, в сравнении с другими странами, находится на низком уровне. Благосостояние достаточно равномерно распределено среди населения.

Норвегия позиционирует себя, как королевства. Так же существует целая система пособий для различных слоев населения. Данная система работает за счет высоких налогов и разумное использование средств, получаемых от экспорта нефти и газа, обнаруженных в Норвегии относительно недавно. На сохранение всеобщего благосостояния направлена также политика образования. Она основана на принципе всеобщих равных прав на образование для всех членов общества, независимо от их социокультурной принадлежности и места проживания. Что немаловажно, система адаптирована для людей с физическими или умственными недостатками. Существуют специальные образовательные учреждения для иммигрантов и меньшинств со своей культурой, языком. Также есть возможность дополнительного образования. Все граждане получают доступ к национальной системе страхования, которая дает право на получение пенсий и льгот.

На лицо результат многовекового поиска и колоссальной работы по разработке действительно эффективного демократического общества. Основной акцент в системе делается на человека, что является идеальным путем развития для государства.

Банковская система.

Как и во всех других странах в Норвегии есть три группы банковской системы: государственный эмиссионный банк Норвегии, коммерческие банки, которые в основном занимаются кредитованием юридических лиц, и сберегательные банки, предназначенные для сбережений физических лиц. Есть в Норвегии специальный банк для кредитования проектов коммунального и областного самоуправления. Это «Норгес Коммуналбанк». Финансовая система Норвегии включает в себя и кредитные, финансовые, страховые компании. Самые крупные комбанки: «Денношкебанк», «Кредиткассен», «Фокус финансовой системе Норвегии является «Экспортфинанс». Она занимается предоставлением кредитов как среднесрочных, так и долгосрочных, связанных с экспортом дорогостоящих товаров, услуг, судов. Компания также выдает кредиты фирмам Норвегии. Для создания условий развития бизнеса в отдаленных регионах в Норвегии есть государственный Фонд Регионального Экономического Развития.

Процентная ставка в Центральном банке Норвегии снизилась на 0,5 %. сейчас она составляет 2,5 %. Снижение проценной ставки обусловлено спадом в экономике Норвегии. Исключение составляют нефтяная отрасль и судоходство. На севере страны безработица. главный экономист Svenska handelsbanka Кнут Морк считает, что к середине года процентная ставка достигнет 1,5%.

. Анализ внешнеэкономической деятель страны

Роль Норвегии в международной торговле

Население Норвегии составляет менее 0,1 % населения Земного шара, так что в этом отношении она является малой страной. Однако экономическое значение Норвегии гораздо больше, чем можно было бы предположить, судя по численности ее населения. По данным ВТО, в 2004 г. Норвегия занимала 28-е место в мире по экспорту и 37-е — по импорту товаров.

На внешнюю торговлю приходится примерно 37 % ВВП Норвегии. Норвегия занимает значительное место в некоторых секторах мирового рынка. В настоящее время страна входит в пятерку крупнейших мировых экспортеров в секторах морепродуктов, сырой нефти и морских перевозок; на нее приходится значительная доля рынка в секторах легких металлов и судового оборудования, а также в ряде таких услуг в области морского судоходства, как классификация, консалтинг и морское страхование.

По составу внешней торговли Норвегия отличается от других индустриальных стран. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), промышленная продукция составляет 85 % всего экспорта товаров стран-членов ОЭСР, тогда как у Норвегии этот показатель равен примерно 28 %. Однако репутацию страны как поставщика сырья нужно понимать в свете того, что главные сегменты сырьевой промышленности страны составляют наукоемкие и высокотехнологичные отрасли, хотя их конечный продукт и не считается промышленной продукцией. ярким примером служит нефтяная промышленность, в которой технология и ноу-хау сами стали сферой коммерческой деятель, приобретающей все более важное значение, а их доля в экспорте товаров и услуг достигла значительного уровня.

Хотя на протяжении 1990-х годов экспорт традиционных товаров в абсолютных цифрах увеличивался, их доля в общих доходах от экспорта сократилась с 36 % в 1991 г. до 31 % в 2001 г. Понятно, что на нее серьезно влияют колебания цен на нефть.

За последние годы существенно вырос норвежский экспорт услуг, составив в 2004 г. около 176 млрд. норвежских крон, при этом примерно половина доходов от экспорта услуг приходится на сектор перевозок. Из других видов услуг больше всего вырос за последнее десятилетие объем коммерческих и финансовых услуг, хотя и услуги, связанные с нефтяным бизнесом, также значительно возросли. Рост доходов от нефти и газа привел к сокращению доли услуг в доходах от экспорта с примерно 28 % в 1991 г. до приблизительно 24 % в 2004 г. Доля услуг в мировой торговле постоянно растет. В Норвегии, однако, сложилась противоположная тенденция за счет того, что экспорт нефти растет еще интенсивнее, чем экспорт услуг.

основными направлениями норвежского экспорта являются рынки развитых стран Европы, Северной Америки и Азии.

Благосостояние и экономический рост Норвегии тесно связаны с благоприятными рамочными условиями ведения торговли с другими странами. Поэтому Норвегия активно участвует а разработке комплекса обязательных для исполнения правил международной торговли, а также вошла в группу 23 стран мира, которые в 1947 году подписали Генеральное соглашение по таможенным тарифам и торговле (GATT). А когда в 1995 году Генеральное соглашение по таможенным тарифам и торговле было преобразовано во Всемирную Торговую организацию (WTO), эти международные правила были дополнены и усовершенствованы. На сегодняшний день ВТО — это международная организация, в состав которой входит около 150 стран, и ещё целый ряд стран стремится вступить в нее.

Правила ВТО защищают стран-участниц от дискриминации, протекционизма и доминирования наиболее сильных стран в международной торговле. Кроме этого, данные правила способствуют всеобщему росту и развитию. За последние пятьдесят лет тарифы на промышленную продукцию резко снизились. сейчас в рамках ВТО подписаны соглашения, касающиеся торговли сельскохозяйственной продукцией и услугами (Генеральное Соглашение ВТО о торговле услугами), а также торговых аспектов прав на интеллектуальную собственность, такую как патенты, торговые марки, авторское Право (TRIPS). Существующая в ВТО система урегулирования споров и разногласий позволяет организации действовать эффективно и осуществлять свои права.

Однако по-прежнему существуют серьёзные барьеры для торговли в ряде областей. На 0, состоявшейся в 2001 году в Дохе, страны-участницы ВТО приняли решение начать новый раунд переговоров с целью дальнейшего сокращения торговых барьеров. Было также достигнуто соглашение о том, что особое внимание следует уделять проблемам развивающихся стран.

Промышленная продукция Норвегии и, что немаловажно, — экспорт рыбы, — продолжает сталкиваться с серьезными тарифными барьерами на многих рынках. На данном этапе переговоров особая задача для Норвегии — добиться снижения таможенных тарифов на рыбу и рыбопродукты, в особенности на переработанную продукцию.

В 2004 году Норвегия экспортировала услуги стоимостью порядка 176 миллиардов норвежских крон, что составляет примерно 24 процента от общих экспортных поступлений. Особо важное значение для Норвегии имеет улучшение условий доступа на рынки услуг в области морских перевозок и других услуг, связанных с морским судоходством, а также услуг в сфере телекоммуникаций и морского страхования. В то же время Норвегия выступает против использования давления с целью для выхода на рынки ключевых секторов государственных услуг и против навязывания наименее развитым странам жестких требований на переговорах.

Применение протекционистских мер и антидемпинговых пошлин превращается в серьёзную проблему, которая может заблокировать выход на отдельные рынки. Норвежская продукция, в особенности искусственно разводимая на фермах рыба, постоянно испытывает на себе действие таких мер как на рынке США, так и на рынке Евросоюза. поэтому Норвегия в рамках ВТО ведёт работу над тем, чтобы затруднить принятие таких мер в протекционистских целях.

Норвегия стремится поддерживать интенсивную жизнь сельскохозяйственного сектора для того, чтобы обеспечить себе продовольственную безопасность, сохранить систему сельских поселений и существующий культурный ландшафт. Высокий уровень расходов означает, что Норвегия зависит как от поддержания определённого уровня протекционистских таможенных тарифов, так и от решения о поддержке сельского хозяйства. С другой стороны, экспорт сельскохозяйственной продукции играет важную роль во многих странах, в том числе и в развивающихся странах. страны-члены ВТО обязались либерализовать торговлю сельскохозяйственной продукцией путем снижения уровня таможенных тарифов и сокращения внутренних дотационных программ. Однако, оказалось непросто договориться о том, как все эти меры должны осуществляться на практике.

Норвегия очень заинтересована в оказании большего содействия росту всеобщего благосостояния. более чем три четверти из 150 стран-членов ВТО это развивающиеся страны, а для них внешняя торговля является важнейшим инструментом увеличения своих доходов и создания основ для более интенсивного экономического роста. Поэтому в своей работе в рамках ВТО Норвегия придает особое значение необходимости обеспечивать особые потребности развивающихся стран.

Норвегия одобрила результаты Министерской конференции ВТО, состоявшейся в декабре 2005 года в Гонконге, на которой были приняты решения, имеющие важное значение для развивающихся (и особенно для наименее развитых) стран, и разработаны планы по завершению раунда переговоров в Дохе к концу 2006 года. Норвегия будет конструктивно содействовать тому, чтобы добиться достижения на переговорах в Дохе сбалансированного результата, который обеспечит интересы всех членов ВТО.

Совет Европы.

Совет Европы представляет собой важный институт по поддержанию стабильности, предотвращению конфликтов и по строительству демократии в нашей части света. Норвегия придавала и придаёт большое Норвегия была одной из десяти европейских стран, основавших Совет Европы в 1949 году. Совет является одной из старейших европейских организаций по вопросам сотрудничества, в его состав в настоящее время входят 47 государств-членов. Важнейшими целями этой организации являются развитие демократии, в том числе, демократии на местах, права человека и развитие правовых государств в государствах-членах; Совет является самым передовым в Европе форумом по развитию законодательной базы и определению стандартов в этих областях.

Помимо прав человека и демократии, сотрудничество включает в себя внешнеполитические вопросы, вопросы образования, сотрудничества в области культуры, межкультурный и межрелигиозный диалог, вопросы деятельности СМИ, социальные вопросы, вопросы охраны здоровья, окружающей среды и ландшафта; детства и молодёжи, спорта, а также сотрудничество между муниципалитетами и регионами.

В 2009 году Президент Стортинга Норвегии Турбьёрн Ягланд был избран новым Генеральным секретарём Совета Европы. Норвегия председательствовала в Совете в 1989 и 2004 годах. Периоды председательства предоставили Норвегии хорошую возможность для оказания влияния на формирование повестки дня Совета Европы. Реформа европейского суда по правам человека — один из наиболее приоритетных вопросов для Норвегии.

Организация по безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Норвегия была одной из стран-основательниц Организации по безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Эта организация была создана в 1975 году в Хельсинки на Конференции по безопасности и Сотрудничеству в Европе, но с тех пор была существенно увеличена, и теперь включает 55 стран-членов в Европе, Северной Америке и СНГ. Подобно большинству других международных организаций, ОБСЕ подверглась серьезным изменениям со времен падения Берлинской стены, что повлекло за собой появление в начале 1990х годов новых проектов для реализации в пределах сферы влияния ОБСЕ. Вместе с ООН, ЕС и НАТО, ОБСЕ была вовлечена в процессы изменений на Балканах, в Восточной Европе и СНГ.

участие Норвегии в работе ОБСЕ основано на стремлении объединить Восток и Запад и способствовать безопасности и демократическому развитию на всей территории ОБСЕ от Ванкувера до Владивостока. Целью ОБСЕ в первую очередь является укрепление мира, стабильности и тесного сотрудничества между абсолютно разными государствами. Активность Норвегии в рамках деятель ОБСЕ наиболее сильно была проявлена в 1999 году, во время ее председательства в ОБСЕ. Основным направлением деятель Норвегия избрала меры по ликвидации кризиса в Косово. кроме того, дополнительно к осуществлению деятельности ОБСЕ в трех основных вышеуказанных сферах (военно-политической, социальной и экономико-экологической) , Норвегия настаивала на более скоординированных действиях в данных отраслях для достижения оптимального эффекта.

В течение многих лет Норвегия поддерживала деятельность ОБСЕ на высоком уровне и продолжит делать это и впредь. Одна из основных причин этого заключается в том, что ОБСЕ фактически единственная политическая платформа, где почти все страны Евразии и Северной Америки могут объединиться в обсуждении ключевых вопросов взаимодействия, имеющих отношение к безопасности, стабильности и развитию на такой обширном географическом пространстве. В этом плане ЕС, США и россия — абсолютно равноправные партнеры. Большое количество стран-членов также гарантирует предоставление информационной и финансовой поддержки всем тем, кто активно стремится сделать свои государства более демократичными, стабильными, мирными и процветающими. Норвегия желает содействовать, насколько это возможно, этой важной работе, как в политической сфере, так и в реализации конкретных проектов.

Европейское экономическое пространство (ЕЭП).

Соглашение о европейском экономическом пространстве (ЕЭП) объединяет Норвегию с европейским экономическим развитием и даёт Норвегии выход на внутренний Рынок ЕС. В то же время финансовая помощь Норвегии способствует сглаживанию социальных и экономических различий в Европе.

Соглашение о европейском экономическом пространстве — Соглашение о ЕЭП — вступило в силу в январе 1994 г. Членами Соглашения являются 27 государств ЕС и три государства-члена ЕАСТ (Европейской ассоциации свободной торговли): Исландия, Лихтенштейн и Норвегия. Данное соглашение представляет собой самое крупное и широкомасштабное международное соглашение, когда-либо заключённое Норвегией.

Выход на внутренний Рынок ЕС

Соглашение о ЕЭП гарантирует присутствие Норвегии на этом внутреннем рынке; оно предусматривает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и лиц. Что, в частности, означает, что товар, допущенный к использованию в одной из стран в соответствии с общим законодательством, должен по общим правилам быть беспрепятственно принят в других странах. Трудящиеся и студенты из других стран ЕЭП могут в соответствии с общими правилами претендовать на то, чтобы в принимающей стране к ним относились так же, как и к гражданам этой страны, в том числе, и в вопросах социального обеспечения и признания профессиональной квалификации.

Гармонизация законодательств

Для успешного функционирования европейского рынка необходима гармонизация рыночного законодательства. идет постепенный процесс интеграции новых правил, принимаемых ЕС для внутреннего рынка, в норвежское законода. Правила утверждаются в Комитете ЕЭП, в котором представлены как страны ЕАСТ, так и Комиссия. Все новые правила, принимаемые данным образом, должны быть интегрированы в законы и предписания отдельных стран. К июню 2010 г. Норвегия ввела в своей стране около 7000 правовых актов в рамках Соглашения о ЕЭП.

Поддержка Норвегией европейского развития

Оказание помощи государствами-членами ЕЭП / ЕАСТ в экономическом и социальном развитии бедным странам ЕС являлось частью Соглашения о ЕЭП с момента подписания соглашения. По мере того, как соглашение набирает силу, этот вклад становится более весомым.

Через два механизма финансирования Норвегия ежегодно, вплоть до 2014 года, будет выделять 347 миллионов евро в целях развития и инвестирования в странах-получателях. В основу данных механизмов заложен принцип ответственности получателя. Это означает, что страны-получатели несут ответственность за выдвижение, проведение и выполнение проектов, которым выделяется финансовая поддержка.

прежде всего, эта помощь будет использована в таких областях, как охрана окружающей среды, устойчивое развитие, культурное наследие, образование и научные исследования, более эффективный внешний пограничный контроль и укрепление правового аппарата, охрана детства и здравоохранение. Кроме сглаживания социальных и экономических различий в пространстве ЕЭП, средства ЕЭП способствуют дальнейшему развитию сотрудничества между Норвегией и странами-получателями.

НАТО

Норвегия является членом НАТО с момента образования альянса в Вашингтоне в 1949 г. Основная задача организации — гарантировать безопасность, свободу и независимость стран-участниц, а также способствовать развитию и укреплению их демократических ценностей и европейских институтов демократии.

В апреле 2004 г. в НАТО вступили семь новых членов — Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия и Словения. таким образом, в настоящее время в организацию входят 26 стран. Второй раз в истории альянс расширился за счет государств, которые ранее входили в Организацию Варшавского договора. Ранее, в 1999 г., членами НАТО стали Польша, Чехия и Венгрия. Норвегия активно способствовала тому, чтобы новые страны были наилучшим образом подготовлены к вступлению в альянс.

Последняя встреча на высшем уровне глав государств и правительств стран-участниц НАТО состоялась 28-29 ноября 2006 г. в Риге. На встрече на высшем уровне была подтверждена приверженность общим принципам развития альянса и озвучена необходимость укрепления усилий на этом направлении. важнейшими темами, обсуждавшимися на встрече, стали ситуация в Афганистане, создание сил быстрого реагирования НАТО, а также присоединение Боснии и Герцеговины, Сербии и Черногории к программе «Партнерство во имя мира».

Урегулирование кризисных ситуаций.

Начиная с середины 1990-х гг. альянс все более активно участвует в урегулировании кризисных ситуаций. Миротворческие операции были проведены сначала на Балканах, а затем и за пределами европейского континента. В августе 2003 г. командование Международными силами по поддержанию мира в Афганистане (ISAF) перешло к НАТО. Это стало первой миссией Североатлантического альянса за пределами Европы и самой масштабной миротворческой операцией организации.

альянс возглавляет миротворческую миссию KFOR в Косово, до декабря 2004 г. возглавлял миротворческую операцию в Боснии и Герцеговине, которая впоследствии продолжается под руководством Евросоюза. Силы НАТО для поддержания стабильности и содействия региональному сотрудничеству задействованы также в других странах. Албания, Хорватия и Македония в настоящее время участвуют в программе по подготовке к вступлению в альянс (МАР), в то время как Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория присоединились в Риге к программе «Партнерство во имя мира».

Теракты 11 сентября 2001 г. первый раз в истории НАТО сделали необходимым применение ст.5 Североатлантического договора («…в случае вооруженного нападения на одну из Договаривающихся государств, каждая из них, в порядке осуществления права на самооборону, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся подобному нападению»). В дальнейшем одной из главных задач альянса стала борьба с международным терроризмом и распространением оружия массового уничтожения. Именно с этим была связана необходимость широкомасштабного реформирования организации, перевооружения и укрепления сил.

В июле 2004 г. в Ираке была создана миссия НАТО по обучению иракских сил безопасности (NTM-I). С июля 2005 г. НАТО также оказывает помощь Силам по поддержанию мира в Дарфуре, осуществляя переброску миротворцев Африканского союза.

Взаимодействие с партнерами.

НАТО активно сотрудничает с партнерами в Европе, Центральной Азии и на Кавказе. особенно продуктивно сотрудничество альянса с Россией и Украиной. кроме того, НАТО ведет диалог с семью государствами Средиземноморья (Мавритания, Марокко, Тунис. Алжир, Египет, Иордания и Израиль) и четырьмя государствами Среднего Востока (Кувейт, Объединенные арабские эмираты, Катар и Бахрейн). Цель, которую преследует Североатлантический альянс — обеспечить стабильность и безопасность во всем евроатлантическом регионе. Каждое из государств, с которыми сотрудничает НАТО, преследует собственные интересы, поэтому к каждому из своих партнеров организация старается подходить индивидуально. НАТО также ведет весьма конструктивный диалог с так называемыми контактными странами — Японией, Южной Кореей, Австралией и новой Зеландией.

Генеральный секретарь НАТО, Яаап де Хооп Схеффер, ранее занимал пост министра иностранных дел Нидерландов.

Норвегия и ООН

Норвегия является членом ООН с момента образования этой международной организации в 1945 г. Ее первым Генеральным Секретарем был норвежец Трюгве Ли. ООН всегда была основной формой участия Норвегии в жизни мирового сообщества. Норвегия отдает предпочтение усилиям, направленным на укрепление ООН, на усиление ее роли как гаранта международного правопорядка и системы международной безопасности. В последние 15 лет эти усилия стали особенно важными.

Норвегия заинтересована в миропорядке под эгидой ООН. Нам нужна ООН как мировая арена, нормативный и исполнительный орган. Все ее страны-участники должны быть услышаны, независимо от размера и расстановки сил на мировой арене. Чтобы ООН могла осуществлять свою миссию в полном объеме, ей необходимы доверие мирового сообщества, достаточные финансовые ресурсы и постоянный контроль за их использованием. Поэтому Норвегия поддерживает усилия по реорганизации ООН, которые предпринимаются в настоящее время.

За более эффективную деятельность ООН.

С 1990-х гг. Норвегия совместно с другими северными странами участвует в программе «Северный проект реформирования ООН», в рамках которой разрабатываются пути повышения эффективности ее деятельности в социальной и экономической сфере. многие меры, разработанные участниками этого проекта, были включены в пакет реформ, предложенный Генеральным Секретарем ООН. Норвегия поддерживает эти реформы и неоднократно подчеркивала несоответствие между важностью и объемом задач, стоящих перед ООН, и недостаточными финансовыми и человеческими ресурсами, которые страны-члены ООН выделяют на выполнение этих задач. Норвегия указывала также, что реформы должны, в частности, способствовать улучшению сотрудничества как между различными специализированными организациями в рамках ООН, так и между ООН и международным валютным фондом, региональными филиалами Банка развития и Всемирным банком.

Сокращение бедности и социальное развитие.

Норвегия рассматривает специализированные организации ООН и их программы в качестве важного инструмента обеспечения экономического и социального развития беднейших стран. В сентябре 2000 г. мировые лидеры приняли Декларацию тысячелетия, содержащую Цели развития на тысячелетие. Эти цели, включая уменьшение наполовину удельного веса населения, живущего в крайней бедности, должны быть достигнуты к 2015 г. Они являются руководящими принципами в реализации различных программ в рамках ООН. На достижение этих целей с 2000 г. направляются все усилия других стран и организаций. Они стали ядром норвежского Плана борьбы с бедностью и основополагающими принципами сотрудничества с развивающимися странами.

Работа по поддержанию мира.

Норвегия активно поддерживает меры по усилению роли ООН в предотвращении конфликтов и урегулировании кризисов, а также в различных мирных процессах. Норвегия — движущая сила миротворческой деятель ООН и в числе одной из первых стран вошла в созданную в 2006 г. комиссию по миротворчеству. Мирные операции ООН являются важным инструментом в усилиях международного сообщества, направленных на обеспечение мира и безопасности. Норвегия вносит существенный вклад в эту деятельность. Норвегия уделяет особое внимание координации военных и гражданских действий, тому, чтобы военная и гуманитарная составляющая и развитие рассматривались в едином контексте и складывались в комплексную стратегию, направленную на обеспечение продолжительного мира. При планировании и проведении мирных операций Норвегия уделяет основное внимание положению и потребностям женщин, созданию условий их вовлечения в миротворческую деятельность.

Демократия и права человека.

Развитие демократии и уважение прав человека относятся к основным целям внешней политики Норвегии, которая активно борется за усиление роли ООН в этой области. Особое внимание Норвегия уделяет защите гражданского населения во время военных конфликтов, защите прав женщин и детей, защите борцов за права человека и прав коренных народов.

Вклад Норвегии в ООН.

Выплаты Норвегии составляют около 0,68 % регулярного бюджета ООН и бюджета миротворческих сил ООН. однако регулярные выплаты невелики по сравнению с добровольными вкладами. В 2004 г. общая сумма регулярных взносов Норвегии в ООН была менее 130 млн. долларов США. Сумма добровольных вкладов (через фонды, программы и специализированные организации, но не через всемирный банк и региональные банки развития) в 2004 г. почти достигла 4, 5 млрд. По данным ООН Норвегия занимает седьмое место по объему финансовой поддержки ООН.

Норвегия также является одним из крупнейших вкладчиков в фонды и программы ООН, осуществляющие исполнительную деятельность этой организации. Программа развития ООН (UNDP ) координирует деятельность фондов и программ ООН для отдельных стран. Норвегия является одним из крупнейших доноров в программу развития ООН, и мы придаем большое С момента основания ООН несколько представителей Норвегии занимали в ней важные должности. среди них первый Генеральный Секретарь Трюгве Ли, бывший премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланн, которая была Генеральным директором всемирной организации здравоохранения, бывший премьер-министр Торвалд Столтенберг, который был Верховным комиссаром по беженцам, Ян Эгеланн является заместителем Генерального секретаря Координатора ООН по гуманитарным вопросам (OCHA), а также возглавляет работу ООН по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях. бывший премьер-министр Хьелль Магне Бунневик является специальным посланником Генерального Секретаря по гуманитарным вопросам на Африканском роге. Терье Рёд-Ларсен был специальным посланником Генерального Секретаря по процессу мирного урегулирования на Ближнем Востоке, а сейчас является Специальным посланником по проблемам суверенитета Ливана. Гейр О. Педерсен — личный представитель Генерального Секретаря в Ливане.

В настоящее время Норвегия финансирует от 50 до 60 молодых экспертов, занятых в различных организациях под эгидой ООН. примерно 15-25 сотрудников, которых финансирует Норвегия, вступают в должность ежегодно.

Норвегия и Европа.

Норвежское общество, культурная и деловая жизнь и политика всегда были тесно связаны с Европой. Международное сотрудничество и стабильность в мире в целом, а также в Европе долго оставались основными направлениями внешней политики Норвегии. В 40-х гг. 20 века Норвегия была среди основателей ООН, ОБСЕ, НАТО и Совета Европы.

В 1972 и 1994 гг. в Норвегии проходили референдумы по вопросу о присоединении к ЕС, и оба раза большинство граждан проголосовало против членства. Тем не менее, в настоящее время Норвегия тесно сотрудничает с ЕС в большинстве вопросов. Несмотря на то, что мнения по поводу членства в ЕС разделились, существует широкое политическое единство относительно того, что Норвегия должна активно и конструктивно сотрудничать с Европой.

Наиболее важная форма сотрудничества с ЕС — Соглашение о Европейском Экономическом Пространстве (ЕЭП) от 1994 г. По этому Соглашению, Норвегия и другие страны-участницы ЕЭП являются частью внутреннего рынка ЕС. Это означает, что норвежские юридические и физические лица имеют те же права и обязанности, что и юридические и физические лица ЕС в вопросах, охватываемых Соглашением. Это также означает, что Норвегия участвует в разработке законодательства ЕС по таким вопросам внутреннего рынка, как транспорт и охрана окружающей среды, а также обязана следовать этому законодательству. Кроме того, Норвегия также участвует в программах ЕС по многим вопросам, таким как союз ЕС и общая торговая политика по отношению к третьим странам, а также Политика в отношении рыболовства и сельского хозяйства остаются за рамками ЕЭП.

Норвегия также сотрудничает с ЕС по юридическим вопросам и в области правопорядка. Благодаря Шенгенскому сотрудничеству норвежские граждане пользуются свободой передвижения внутри Шенгенской зоны. Вместе с другими Шенгенскими странами Норвегия осуществляет контроль за внешними границами Шенгенской зоны.

Норвегия разделяет взгляды и интересы ЕС в международной политике и тесно сотрудничает с ЕС во внешней политики и политике безопасности. По Соглашению о ЕЭП, Норвегия постоянно поддерживает политический диалог с ЕС по международным вопросам. Норвегия поддерживает внешнеполитические заявления ЕС по целому ряду вопросов.

В вопросах безопасности и военной политике Норвегия предоставила военный и гражданский персонал для проведения операций ЕС по преодолению кризиса в Боснии-Герцеговине и Македонии. Правительство Норвегии оказывает значительную финансовую помощь странам Западных Балкан, а также северо-западным регионам россии.

При расширении ЕС и ЕЭП в мая 2004 года были созданы две системы финансирования — одна система ЕЭП и специальная норвежская система. В рамках этих систем финансирования из средств ЕЭП Норвегия берет на себя обязательства выделить в период с 2004 по 2009 гг. 9 миллиардов крон на выравнивание экономических и социальных различий в десяти странах новых членах ЕС, а также в Греции, Португалии и Испании.

Приоритетные области для финансирования — охрана окружающей среды, устойчивое развитие, сохранение европейского культурного наследия, человеческие ресурсы, здравоохранение и забота о детях, региональная Политика и Шенгенское сотрудничество (правовой сектор). Одной из целей также является то, что средства ЕЭП должны способствовать укреплению сотрудничества между Норвегией и странами, которым оказывается поддержка. Это касается как сотрудничества, в общем, так и созданию условий для развития инфраструктуры и нахождения партнеров в странах, получающих поддержку.

Сотрудничество в рамках ЕС находится в постоянном и многостороннем развитии, что позволяет поставить новые задачи и предоставляет новые возможности, которые должны быть приняты во внимание в политике Норвегии относительно Европы. Расширение территории ЕС и включение в ЕС большего количества стран означает, помимо прочего, что ЕЭП также будет расширено. страны ЕЭП оказывали экономическую поддержку отстающим странам ЕС с тех пор, как договор о ЕЭП вступил в силу. Норвегия также предоставляла двустороннюю экономическую и техническую поддержку странам, подавшим заявления о приеме в ЕС. таким образом, Норвегия содействует экономическому и социальному развитию в Европе.

денежная единица Норвегии — крона.

Курс норвежской кроны по отношению к доллару США последнее десятилетие непрерывно растет. В 2001 году соотношение норвежской кроны к доллару США составляло около 9 NOK за $1, а летом 2011 года соотношение норвежской кроны к доллару США опустилось ниже 6 норвежских NOK за $1.

На курс норвежской кроны наибольшее влияние оказывает динамика цен на нефть, поскольку экономика Норвегии, как одного из крупнейших экспортеров нефти в Западной Европе, испытывает сильную зависимость от ситуации на рынке энергоносителей.

характер и уровень отношений с РФ

·сотрудничество в областях охраны окружающей среды и ядерной безопасности, рыболовства и сохранения природных ресурсов, здравоохранения, энергетики;

·сотрудничество в Баренцевом море;

·взаимодействие в Совете Баренцева моря, проекте «Арктическое измерение европейского Совета», Арктическом Совете, Совете Европы, ОБСЕ, ООН;

·почва для конфликта: членство Норвегии в НАТО;

·Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве от 26 марта 1996 г.;

·Соглашение о разграничении морских пространств в районе Варангер-фьорда;

·по сравнению с 2007 г. двусторонний товарооборот увеличился на 45,1 % — до 2 млрд USD в 2008 г.;

·доля России 1,6% от норвежского экспорта, 0,8% от импортной продукции, ввозимой в Норвегию.

Основными областями взаимодействия россии и Норвегии являются гуманитарная сфера, экология, энергетика и Экономика. В качестве примера можно привести борьбу с туберкулезом, ветеринарное сотрудничество в рыбоводстве, развитие экологически чистых способов промышленного производства, сотрудничество в области исполнения наказаний (места заключения), сотрудничество на уровне административно-территориальных единиц, строительство энергосберегающих объектов, сотрудничество в области науки, женские конференции и семинары для журналистов.

Налицо тесные российско-норвежские связи на всех уровнях, начиная от органов власти и заканчивая межличностными контактами. Сегодня границу пересекают в обе стороны большое количество норвежцев и россиян, занятых в различных видах двустороннего сотрудничества.

-10 июня 2007 г. состоялся визит премьер-министра Норвегии Столтенберга в Россию, в ходе которого прошли его встречи с президентом российской Федерации и переговоры с председателем Правительства Российской Федерации. Столтенберг также выступил на Петербургском экономическом форуме.

высокой динамикой отмечен политический диалог на уровне министров иностранных дел России и Норвегии. С.В. Лавров и Й. Стёре регулярно встречаются на крупных международных мероприятиях. 9-10 июня 2008 г. министры совершили совместную поездку по сопредельным регионам Норвегии и россии.

Поддерживаются активные контакты между парламентами россии и Норвегии. В обеих палатах Федерального Собрания действуют группы по связям с норвежским парламентом. В 2007-2008 гг. состоялись визиты в Россию министров нефти и энергетики, юстиции и внутренних дел, по вопросам образования, рыболовства и по делам береговой охраны, генерального прокурора Норвегии, в Норвегию — министра финансов, руководителя Госкомрыболовства России.

Продолжает развиваться сотрудничество в области культуры. В 2004-2005 гг. в Осло и Санкт-Петербурге под патронажем Президента россии и Короля Норвегии прошла широкомасштабная выставка «россия-Норвегия. Сквозь века и границы», приуроченная к 100-летию установления дипломатических отношений.

Естественным является также экономическое сотрудничество (доля России составляет 1,6% норвежского экспорта и 0,8% норвежского импорта), но из-за схожей специализации на международном рынке взаимодействие довольно скромное. В российском экспорте преобладают сырьевые товары. В норвежском экспорте − рыба и рыбопродукты.

Основные взаимовыгодные области стран являются и наиболее конфликтными. С 1970 г. велись переговоры по разграничению шельфа и экономических зон в Баренцевом море. Раздел стратегически важных нефтяных ресурсов, располагающихся на шельфе, сохранял напряжение в отношениях между странами.

июля 2008 г. вступило в силу межгосударственное российско-норвежское Соглашение о разграничении морских пространств в районе Варангер-фьорда, подписанное в Москве 11 июля 2007 г. после этого отношения между государствами заметно потеплели, в данный момент идет активное взаимодействие.

Согласно российской таможенной статистике, в 2008 году, по сравнению с 2007 годом, двусторонний товарооборот увеличился на 45,1 %. Норвегия была отдельно упомянута в концепции внешней политики РФ 2008г. Достигнуты договорённости о гармонизации российских и норвежских норм и стандартов в области охраны окружающей среды и безопасности при добыче углеводородов в Баренцевом море, по повышению безопасности при погрузке и транспортировке нефти и др. продолжается работа по созданию максимально благоприятных условий для развития трансграничного сотрудничества. В качестве новых перспективных направлений российско-норвежского сотрудничества определены расширение межгосударственной торговли электроэнергией, развитие воздушного сообщения, привлечение норвежских инвестиций в строительство и модернизацию холодильных и рыбоперерабатывающих комплексов в Мурманской области.

Норвегия и Россия принимают активное участие в сотрудничестве в рамках Совета государств Балтийского моря вместе с другими государствами региона. Обе страны участвуют в проекте «Арктическое измерение европейского Совета». Целью этого сотрудничества является укрепление связей между Европейским Союзом и странами Северной Европы, которые на сегодняшний день не входят в состав Союза, в том числе Норвегия и россия. Стоит также отметить, что и у России, и у Норвегии схожая политика в отношении ЕС. Норвегия имеет тесные контакты с ЕС, но придерживается политики «интеграции без объединения». такая позиция продиктована довольно скептическим отношением правительства страны к Европейскому союзу. Нежелание терять свою независимость, относительную экономическую самостоятельность, возможность проводить свою политику относительно энергетических ресурсов, прекрасно функционирующую систему социального обеспечения пока перевешивает. Россию в ЕС никогда не приглашали, но у нас столь же большой товарооборот со странами ЕС, и мы тоже в некоторой степени идем на уступки в отношении европейского союза.

Обе страны участвуют и придают большое значение таким объединениям как: Совет Европы (его основная заявленная цель — построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона, а данная задача также важна как для Норвегии, так и для россии) и ОБСЕ (это фактически единственная политическая платформа, где почти все страны Евразии и Северной Америки могут объединиться в обсуждении ключевых вопросов взаимодействия, имеющих отношение к безопасности, стабильности и развитию на таком обширном географическом пространстве).

Норвегия активно поддерживает ООН, стремится укрепить эту организацию, считает ее гарантом международного правопорядка и системы международной безопасности. Россия придерживается тех же взглядов. В концепции внешней политики РФ 2008 года также акцентируется внимание на важности данной организации и необходимости ее укрепления.

Единственное, где может наблюдаться условное расхождение интересов россии и Норвегии, это НАТО. Но сейчас положение Норвегии в НАТО заметно меняется. Норвегия отказывалась от размещения иностранных войск и ядерного оружия на территории страны в мирное время, значение норвежской инфраструктуры для американской стратегии и НАТО в целом сократилось. отношения между странами заметно «холодеют», ежегодные учения НАТО в Северной Норвегии теперь будут проходить раз в два года. И если ранее Норвегию можно было назвать «марионеткой» НАТО, то сейчас все иначе. Возможно, Норвегия видит некоторые расхождения в интересах организации и своих собственных. В соответствии со сложившейся ситуацией, нельзя сказать, что членство Норвегии в НАТО, может как-то повлиять на отношения между странами.

В целом наблюдаются благоприятные перспективы для развития норвежско-российских отношений. особенно важно взаимодействие стран на севере, в зоне непрерывной борьбы за стратегические ресурсы.

политический внешнеэкономический норвегия россия

Список литературы

1.Норвегия: Путеводитель / Зоуи Росс. — Пер. с англ. В. Н. Егорова. — М.: «Издательство ФАИР», 2008г.

2.Вся Норвегия на русском.

.Все о Норвегии. Режим доступа: <HTTP://www.norwegiya.ru>

.Норвегия. Официальный сайт в России. <HTTP://www.norvegia.ru>

Учебная работа. Анализ основных тенденций социально-экономического развития Норвегии