Учебная работа № /7648. «Диплом Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон

Учебная работа № /7648. «Диплом Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон

Количество страниц учебной работы: 102
Содержание:
Введение 3
1. Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон 6
1.1. Характеристика свободных экономических зон в Западной Европе 6
1.1.1. Опыт создания и функционирования свободных экономических зон в Западной Европе 6
1.1.2. Всемирные экономические отношения стран Западной Европы, перспективы развития 16
1.1.3. Эффективность СЭЗ эффективного экономического развития Западной Европы 23
1.2. Функционирование свободных экономических зон Китая 26
1.2.1. Современная классификация СЭЗ в Китае 26
1.2.2. Внешнеэкономические связи Китая и место СЭЗ 30
1.2.3. Позитивные факторы СЭЗ для китайской экономики 40
1.2.4. Негативные факторы СЭЗ для китайской экономики 44
2. Возможность использования китайского и Западно-европейского опыта для создания свободных экономических зон в России 52
2.1. Современное состояние СЭЗ России 52
2.2. Правовой режим свободных экономических зон в России 57
2.3. Типы российских СЭЗ 73
2.4. Основные проблемы российских СЭЗ 91
2.5. Перспективы функционирования российских СЭЗ 95
Заключение 99
Список использованной литературы 102

Введение

Актуальность исследования. Интернационализация хозяйственной жизни, потребность более эффективного использования географических и иных преимуществ определенных территорий привели к созданию во многих странах особых экономических зон. В различных вариантах они существуют в КНР, США, Франции, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Мексике, Ирландии, Южной Корее и в ряде других государств.
В мире было создано около 600 зон, в основном во второй половине XX века, хотя первая зона классического типа — таможенная существовала в Гибралтаре уже в XIX веке. В Западной Европе в начале 90х годов действовало около 100 свободных экономических зон. Больше всего их было создано в Швейцарии (26) , Испании (22) , Италии (II) , во Франции (10) , в Финляндии (7) , ФРГ (6) . В 90-е годы по темпам экономического роста мировым лидером стал Китай, в котором сегодня успешно работают 5 особых экономических регионов, которые еще в 1980 г. получили льготы СЭЗ.
Как в иностранной, так и в отечественной научной литературе распространено определение СЭЗ, как части национальной территории, экономический потенциал которой ориентирован на решение специфической задачи (или комплекса задач). Необходимо подчеркнуть две решающие особенности СЭЗ. Во-первых, для каждой такой зоны характерны специфические, по сравнению со всей страной, экономические отношения в сфере производства и распределения необходимого и дополнительного продуктов, произведенных на ее территории. Во-вторых, способность СЭЗ к диффузному расширению и распространению своих пределов на другие, связанные с нею непосредственно или же опосредствовано, хозяйственные сферы, отрасли и территории.
Очевидно, что в процессе реформирования экономической системы России и построения открытого общества с высоким уровнем социальной ориентированности, необходимо в сжатые сроки найти решения, позволяющие принципиально повлиять на стабилизацию экономической ситуации и, в дальнейшем, стимулировать всестороннее развитие регионов страны, выравнивание уровней их социально-экономического положения. Переход к рыночной экономике предусматривает повышение степени интеграции страны в мировой хозяйственный комплекс. А это, в частности, предполагает масштабную технологическую и структурную перестройку, что в свою очередь требует притока иностранных инвестиций. Именно поэтому один из перспективных и эффективных путей достижения этого связан с использованием возможностей свободных экономических зон
Кроме того, ограниченный размер ресурсов в условиях экономического кризиса обусловливает разработку приоритетных инвестиционных программ, для реализации которых целесообразно выбрать территории, имеющие для этого наиболее благоприятную инфраструктуру и геоэкономические факторы, что обеспечит ускоренное их развитие и достижение необходимых результатов. За счет концентрации средств, материальных, кадровых, научно-технических и, в первую очередь и обязательно, инновационных ресурсов, СЭЗ способны играть роль центров (точек) роста, которые в дальнейшем инициируют активизацию экономики страны в целом.
Создание свободных экономических зон является также одним из элементов перенесения рычагов управления хозяйственными процессами с макроэкономического на региональный уровень, с усилением элементов самоуправления. СЭЗ представляют собой одну из форм обеспечения эффективности территориально-хозяйственной организации экономики, что целиком совпадает с общегосударственным подходом относительно перестройки экономики России и расширения самостоятельности регионов.
Анализ функционирования СЭЗ в мировой практике, в т.ч. в Китае и Западной Европе показывает, что свободные экономические зоны могут стать основой для реализации поставленных задач экономической реформы, проводимой в государстве. СЭЗ — это прямая дорога к осуществлению экономических реформ и включению страны в международное экономическое сотрудничество.
Однако в России процесс формирования СЭЗ совпал с трудным переходным периодом в экономике страны. Это сказалось на содержании и становлении СЭЗ. Фактически к 1997 году в стране на основе индивидуальных законодательных актов было только две СЭЗ — в Калининградской области и Находке. К сожалению, эти СЭЗ в силу ряда причин объективного и субъективного характера не получили еще развития. Поэтому весьма актуально проследить за прошедшие годы процесс формирования, поисков, основных трудностей и становления СЭЗ в других зарубежных странах мира.
Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать особенности формирования и функционирования СЭЗ Китая и стран Западной Европы на основе открытости внешнему миру, а также представить модели использования Россией внешнего фактора — международного экономического сотрудничества.
В соответствии с данной целью в данной работе решаются следующие приоритетные задачи:
• выявление роли и значения СЭЗ в ускорении развития национального хозяйства в странах Западной Европы;
• рассмотрение стратегического курса открытой экономической политики стран Западной Европы и Китая на основе СЭЗ;
• анализ итогов и особенностей успешного функционирования и развития СЭЗ в Китае;
• характеристика российской практики формирования и функционирования СЭЗ;
• оценка возможностей использования зарубежного опыта в развитии СЭЗ для России.

Стоимость данной учебной работы: 4875 руб.Учебная работа № /7648.  "Диплом Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон
Форма заказа готовой работы

    Укажите Ваш e-mail (обязательно)! ПРОВЕРЯЙТЕ пожалуйста правильность написания своего адреса!

    Укажите № работы и вариант

    Соглашение * (обязательно) Федеральный закон ФЗ-152 от 07.02.2017 N 13-ФЗ
    Я ознакомился с Пользовательским соглашением и даю согласие на обработку своих персональных данных.

    Выдержка из похожей работы

    К наиболее общим из них относятся:

    ·  
    благоприятное
    транспортно-географическое положение по  отношению к  внешнему  и  внутреннему
    рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;

    ·  
    развитый
    производственный потенциал,  наличие производственной и социальной инфраструктуры;

    ·  
    существенный 
    по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь — запасы
    углеводородного сырья,  цветных  металлов, лесных ресурсов и т.д.).

    Поэтому территории, 
    наиболее  благоприятные  для  размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное
    положение по отношению к зарубежным странам,  (а в России,  в том числе, — и к
    бывшим союзным республикам),  а также располагают морскими торговыми портами 
    и  магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной,
    аэропортами),  сложившимися промышленными,  научными  и  культурными центрами, 
    районами  концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

    В отдельных  случаях 
    создание  СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного
    освоения, не располагающих изначально  развитой  промышленностью, 
    производственной и социальной инфраструктурой,  но позволяющих решать важные
    долгосрочные общегосударственные  программы (укрепление топливно-энергетической
    и минерально-сырьевой базы страны и др.).

     

    1.3,История организации СЭЗ
    в России

    Процесс создания свободных зон в
    нашей стране,  начавшийся  еще  в конце  80-х годов,  может быть разделен,  как
    отмечено в [21],  на несколько этапов.

    На первом этапе (конец 80-х —
    1990 г.) происходило зарождение  самой  идеи.  По  инициативе правительства
    СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных
    зон,Свободные  зоны рассматривались как элемент государственной
    внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных
    отношений СССР с зарубежными партнерами,По форме они должны были быть зонами
    совместного предпринимательства, точнее, компактными территориями  с высокой
    концентрацией предприятий с иностранным участием.  Предполагалось, что такие
    зоны будут создаваться в регионах с развитым  научно-техническим потенциалом с
    целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советских технологий
    и иностранного  капитала.  Хозяйственно-правовые льготы на территории зон
    предусматривались только в  отношении  предприятий  с  иностранным участием и в
    пределах,  определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных
    инвестиций.

    К началу 90-х годов
    государственная концепция свободных зон дополнилась множеством региональных
    инициатив.  Эти инициативы получили свое развитие,  как только в ходе
    суверенизации союзных  республик рассмотрение  вопроса о создании зон было
    официально перенесено на республиканский уровень:  в июле-сентябре 1990 г.  ВС
    РСФСР принял предложения  11-ти региональных советов народных депутатов об
    объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства.  Зоны учреждались
    в городах Ленинграде,  Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской и
    Читинской областях, в Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях,  г.
    Зеленограде, Еврейской автономной области [1,2].  В 1990-91 гг.  Совет Министров
    или Верховный Совет РСФСР  утвердили по каждой зоне отдельное положение, 
    закреплявшее ее хозяйственно-правовой статус (например,  [4,5]).  (Заметим  при
    этом, что в положениях зоны именовались «свободными экономическими
    зонами», а не «зонами свободного предпринимательства», как в
    вышеупомянутых постановлениях об их учреждении.) Набор предоставленных зонам
    льгот был практически одинаковым,  а сами зоны  рассматривались уже не только
    как внешне-,  но, скорее, как внутриэкономический феномен,  призванный создать
    противовесы централизованной системе хозяйствования.

    Хотя принятые решения
    способствовали притоку в  зоны  иностранного капитала (росло число совместных
    предприятий в Находке,  Калининграде, на Сахалине), они не были до конца
    продуманы ни с точки зрения их реализуемости, ни по своим последствиям.

    Во-первых, предполагаемые
    масштабы зон,  когда они  охватывали  не только  небольшие территории,  но и
    обширные области и целые края, были заведомо нереальными из-за требуемых
    колоссальных  капиталовложений  и  проблем соблюдения на больших территориях
    особых таможенных процедур,

    В конце 1991-начале 1992 гг.,
    когда российское руководство приняло курс на широкое открытие экономики в целях
    ее стабилизации  [6,7], выборочная  либерализация  предпринимательского 
    климата на уровне отдельных зональных территорий во многом лишалась  своего 
    смысла,Принятые  в этот период в Российской Федерации нормативно-правовые акты
    по регулированию внешнеэкономической деятельности не  предусматривали должных
    изьятий применительно к зональным территориям,И хотя действовавшие в зонах
    статусные положения формально никто  не отменял,  налоговые службы истолковали
    их как утратившие силу, что фактически упраздняло значительную часть ранее
    предоставленных зонам льгот.

    Такая неопределенность  в 
    законодательно-правовом  положении  СЭЗ вызвало беспокойство иностранных
    инвесторов, расценивших сложившуюся  ситуацию  как  принципиальный отход
    правительства от линии на создание зон.  Это,  а также просьба руководителей
    зональных администраций  (официальное обращение в федеральные органы власти
    весной 1992 г.) гарантировать действие ранее введенной в зонах системы  льгот  способствовали 
    выходу в июне 1992 г.  указа президента [8], в котором было подтверждено
    действие прежних зональных преференций  для  иностранных  предприятий и
    предприятий с иностранными инвестициями,  сохранены отдельные льготы в области
    внешнеэкономической деятельности для российских предприятий и даже
    предусмотрены некоторые общие дополнительные льготы, нацеленные на облегчение
    финансирования объектов инфраструктуры в зонах (предоставление для этих целей
    бюджетных кредитов, направление в специальные зональные фонды  части  средств 
    от приватизации федеральной собственности и др.).  Принятие указа
    способствовало тому, что в отдельных, наиболее «продвинутых» зонах
    (Находка, Калининград) началась практическая разработка стратегии развития
    территории и конкретных инвестиционных проектов по ее обустройству.

    Тем не менее,  к началу 1993
    г.  в правительстве возобладала линия на ликвидацию «суперзон». 
    Подготовленный проект Закона РФ «О свободных  экономических  зонах» 
    предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей —
    свободных таможенных  зон и зон экспортного производства,В основу отбора
    зональных территорий был положен принцип сочетания их выгодного географического
    положения с минимизацией затрат на их инфраструктурное обустройство, что
    обосновывалось необходимостью более  реалистичного  подхода  к масштабности
    зональных проектов.

    На фактическое  закрытие
    ранее созданных зон были направлены решения,  принятые в июне 1993 г.:
    законодательное урезание предоставленных  зонам  таможенных льгот (Закон РФ
    «0 таможенном тарифе») и очередная отмена налоговых преференций
    (письмо ГНС  и  Минфина  РФ [11]).  И  хотя иностранным инвесторам указом
    президента [14] были даны гарантии по сохранению прежних условий  деятельности 
    на  три года вперед, над зонами нависла атмосфера бесперспективности.

    Такое развитие событий прежде
    всего отражало стремление правительства удержать те или иные территории, 
    претендующие на статус свободной зоны, в пределах национального экономического
    пространства.

    В результате,  к  осени 1994
    г.  наметились следующие контуры российской зональной политики:

    ·  
    урезание
    (до 1-2 кв.км) возможных размеров свободных зон, исключающее  создание 
    относительно  крупных комплексных зон свободного предпринимательства;

    ·  
    формальное
    заимствование и перенос на российскую почву  простейших  образцов  из мировой
    зональной практики без учета ее перспективных тенденций и увязки с национальной
    промышленной политикой;

    ·  
    усложненная
    система управления зонами,  сопряженная с  многочисленными  бюрократическими
    согласованиями и невозможностью создания зон по инициативе «снизу».

    Ряд регионов,  не дожидаясь
    соответствующих законодательных  решений,  начал  интенсивную  работу по
    реализации проектов точечных и локальных с таможенных зон (обустройство
    территории, создание Компании развития и т.п.).  Они сумели мобилизовать
    необходимые стартовые средства (кто — частные,  а кто —  государственные),  и 
    это предопределило их ближайший успех,Первая по такому пути пошла СЭЗ
    «Находка»: опираясь на правительственное постановление о
    принципиальной  возможности  создавать на своей территории таможенные зоны
    [13],  а также — специально предоставленным на эти цели  бюджетным кредитом 
    Минфина  (март 1995 г.),  она образовала первую подобную зону уже к лету 1995
    г,В том же направлении, но уже без федеральной государственной поддержки, 
    действовали правительство Московской области (проект СЭЗ
    «Шерризон»),  мэрия Санкт-Петербурга (свободная таможенная зона
    «Гавань»), администрация Ульяновска (аналогичная зона в районе
    городского аэропорта).

    Напротив, другие крупные
    территории активизировали усилия по  лоббированию эксклюзивных
    правительственных решений, гарантирующих им либо воссоздание прежних, либо
    получение принципиально новых индивидуальных  преференций.  Следует  отметить, 
    что  правительство — вразрез с собственным курсом на организацию исключительно 
    локальных СЭЗ — поддалось этому давлению: был восстановлен режим беспошлинной
    торговли в пределах Калининградской области  [12,15],  а  в июле 1994 г,была
    создана [17] зона экономического благоприятствования в Ингушетии —
    «своеобразная модель  оффшорной  зоны,  весьма далекая от общепринятых
    стандартов» [35,  с.17].  Причем,  когда в марте 1995 г,все
    индивидуальные таможенные льготы в РФ были вновь официально отменены [19,20], 
    борьба территорий за особые привилегии не опрекратилась.  В частности, 
    Калининградская область добилась принятия в ноябре 1995 г,Госдумой РФ
    отдельного федерального Закона «Об Особой экономической зоне в 
    Калининградской  области», возвращавшего ей режим таможенной
    экстерриториальности.  22 января 1996 г,этот Закон был подписан Президентом.

    1.4,Мировой опыт и
    возможности его использования в России

    Сейчас в мире, как уже было сказано,
    функционирует, по разным данным, от 400 до 2000 свободных экономических зон. 
    Впервые СЭЗ были созданы в США по акту 1934 г.  в виде зон внешней торговли. 
    Целью их  была  активизация  внешнеторговой деятельности посредством
    использования эффективных механизмов снижения  таможенных  издержек.

    При этом главным образом предполагалось
    сокращение импортных тарифов на детали и компоненты для производства 
    автомобилей.  В  зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты.
    Предприятия, действующие в указанных зонах, выводились из-под таможенного
    контроля  в США,  если импортируемые в зону товары затем направлялись в третью
    страну»