Учебная работа :Тема:Система нормативно-правового регулирования бухгалтерской отчетности№212.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Тема:Система нормативно-правового регулирования бухгалтерской отчетности»,»

Оглавление

Введение

. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерской отчетности в РФ

.1 Законодательные уровни нормативно-правовых актов в бухгалтерской отчетности

.2 Структура формирования бухгалтерской отчетности

. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерской отчетности на примере малого предприятия.

.1 Формирование бухгалтерской отчетности на предприятии

.2 Состав бухгалтерской отчетности, ее структура и основные требования к составлению

. Методы совершенствования нормативно-правового регулирования бухгалтерской отчетности

Заключение

Список используемых источников

Введение

Согласно Ф.З. Р.Ф. от 6 декабря 2011 г. № 402 -Ф.З. « О бухгалтерском учете» ст.13:Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В системе нормативного регулирования учета бухгалтерская отчетность рассматривается как система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. В свою очередь, отчетный период — это период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Концепция составления и публикации отчетности является основой системы национальных стандартов бухгалтерского учета в большинстве экономических стран. Данное положение предполагает, что любая организация в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования, которыми в основном располагает рынок капитала. Привлечь потенциальных инвесторов и кредиторов возможно лишь путем объективного информирования их о своей финансовой деятельности посредством бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, текущее и перспективное финансовое состояние организации, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования. Кроме того, актуальность данной темы связаны еще и с тем, что в условия экономического роста и финансового оздоровления российской экономики многие отечественные компании осознали необходимость, а главное, получили возможность выхода за национальные границы. В условиях глобализации такой выход для российских компаний сопряжен со многими трудностями, одной из которых является не соответствие российского бухгалтерского законодательства международным стандартам бухгалтерской отчетности.

Целью данной работы является изучение системы нормативно-правового регулирования бухгалтерской отчетности. Для раскрытия данной темы ставятся следующие задачи:

Рассмотреть общую характеристику бухгалтерской отчетности в рамках правового регулирования.

Изучить основные документы, образующие структуру всей системы российского бухгалтерского законодательства, рассмотреть эти документы в совокупности и по отдельности для определения их значения в системе нормативного регулирования бухгалтерской отчетности.

Объектом данной работы является нормативно-правовое регулирование.

1. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерской отчетности в РФ

1.1 Законодательные уровни нормативно-правовых актов в бухгалтерской отчетности

Нормативный акт — это акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права. Нормативный акт действует непрерывно, предназначен для регулирования неопределенного числа однообразных и повторяющихся случаев и обязателен для исполнения неопределенным кругом лиц.

Этим нормативный акт отличается от индивидуальных актов, применяющих норму права в конкретной ситуации к конкретному лицу, и актов толкования, разъясняющих существующие нормы права. Нормативные акты различаются по уровню и виду органа.

К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства. Указы Президента Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, являются подзаконными нормативными актами и не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Постановления Правительства Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и являются нормативными актами, так как содержат нормы права.

Акты федеральных органов исполнительной власти — нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами.

Совокупность нормативных документов регулирующих бухгалтерский учет в целом и в частности бухгалтерский учет финансовых результатов образует систему, состоящую из четырех уровней:

Законодательный уровень.

Постановления Правительства РФ.

Методологический уровень.

Организационный уровень.

Законодательный уровень представлен законами и иными законодательными актами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, регулирующие прямо или косвенно бухгалтерский учет. К документам этого уровня относят:

Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1 и 2);

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2);

Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ «»О консолидированной финансовой отчетности»»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. N 107 «»Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации»».

Наиболее важным документом в первом уровне является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». С 2013 года вступила в силу обновленная версия данного закона. Было внесено достаточное количество изменений и поправок в него, которые свидетельствуют о стремлении к совершенствованию законодательной базы в целом и сближению ее к мировым стандартам. Так, к примеру в статью 14 «Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности» были внесены изменения в части состава бухгалтерской отчетности, где указывается, что теперь она состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним, где содержатся основные показатели финансовых результатов деятельности организации.

Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Они призваны конкретизировать соответствующие Федеральные Законы. К данному уровню можно отнести следующие нормативные документы:

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации(ПБУ) и МСФО, действующие на территории Российской Федерации. Соответствие Федеральным стандартам (ПБУ):

) Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (Приказ Минфина России от 06.07.99 N 43н с изменениями от 08.11.2010 № 142 н) — МСФО (IAS) 1 «»Представление финансовой отчетности»».

) Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010 (Приказ Минфина России от 28.06. 2010 N 63н с изменениями от 27.04.2012 №55н) — МСФО (IAS) 8 «»Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»».

) Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» ПБУ 23/2011(Приказ Минфина России от 2 февраля 2011 г. N 11н) — МСФО (IAS) 7 «»Отчет о движении денежных средств»».

Вышеизложенный перечень нормативных документов по бухгалтерскому учету в целом и в частности по бухгалтерскому учету финансовых результатов не имеет отраслевой градации. А это значительный недостаток нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета. Новый Федеральный закон № 402-ФЗ гласит о том, что одним из наиболее важных принципов регулирования бухгалтерского учета является «применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов». Однако на данный момент это требование еще не выполняется в полной мере.

Третий уровень охватывает внутренние стандарты, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации бухгалтерской деятельности. Этот уровень с точки зрения бухгалтерского учета представлен документами, в которых возможные бухгалтерские приемы приведены с примерами конкретного механизма их применения в определенных видах деятельности. К данным документам относятся инструкции, рекомендации, методические указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Такими документами являются:

Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с изменениями внесенными приказами Минфина России от 05.10.2011 № 124н, от 17.08.2012 № 113н, от 04.12.2012 № 154н);

Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утверждены приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н);

Рекомендации по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (от 11.12.2013 г).

Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н «»О формах бухгалтерской отчетности организаций»» для третьего уровня этот документ является наиболее важным и информативным.

Четвертый уровень в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета занимают рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационных аспектах. К таким документам по учету финансовых результатов деятельности организации можно отнести: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, регистры бухгалтерского учета по счетам 90, 91, 99 и др.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов урегулирован Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «»О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»».

С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Соответственно, каждая отдельная организация вправе создавать и разрабатывать свои формы, но они должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта.

1.2 Структура формирования бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность сдается один раз в год, в 2015-м — не позднее 31 марта. Формы бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.Отчетность является одним из методов бухгалтерского учета, включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных. По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.

В состав бухгалтерской отчетности входят бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, а также приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах: отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств. Состав отчетности определяется в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 402-ФЗ, ПБУ 4/99 и приказом Минфина России от 02.07.10 № 66н.

Некоторые компании вправе сдать бухгалтерский баланс по упрощенной форме. То есть в балансе и отчете можно заполнить показатели без детализации по статьям, а приложениях привести лишь информацию, без которой невозможно оценить финансовое состояние компании. Унифицированной формы для пояснений к бухгалтерской отчетности нет. Поэтому составить их можно в свободном виде. По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую — промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность — это отчеты за год. По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.

Составить и сдать бухгалтерскую отчетность за 2014 год компаниям надо не позднее 31 марта. Крайний срок сдачи бухгалтерской отчетности — 90 календарных дней после окончания года. Но это правило действует не для всех организаций. Если компания проводит обязательный аудит, заключение можно представить позже — в течение 10 календарных дней после завершения проверки, но не позднее 31 декабря 2015 года. Если компания зарегистрирована после 30 сентября 2014 года, то отчитаться первый раз ей предстоит по итогам 2015 года. Отчетным периодом будет время — с даты регистрации компании до 31 декабря 2015 года. Получается, что сдавать бухгалтерскую отчетность такие компании должны будут лишь в 2016 году на основании пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. При этом в законодательстве нет обязанности в течение 2015 года составлять промежуточную (месячную, квартальную) бухгалтерскую отчетность. Но многие компании такую отчетность все-таки составляют на случай, если сведения запросит руководство, контрагенты или потребуется оформить кредит в банке. Промежуточную бухгалтерскую отчетность представлять в инспекцию не требуется.

Представить сводный баланс и другие формы бухгалтерской отчетности надо в инспекцию и статистику. Если обязателен аудит, то отчетность надо сдать в статистику вместе с аудиторским заключением. В инспекцию заключение можно не сдавать (письмо Минфина России от 30.01.13 № 03-02-07/1/1724).

Существенные ошибки прошлых отчетных периодов надо исправлять ретроспективно (п. 9 ПБУ 22/2010). То есть заполнить бухгалтерскую отчетность так, как будто ошибки не было. Тогда показатели в текущей отчетности будут отличаться от прошлогодних показателей.

2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерской отчетности на примере малого предприятия

.1 Формирование бухгалтерской отчетности на предприятии

Критерии, по которым фирмы относят к субъектам малого бизнеса, перечислены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Существуют три критерия малого предприятия.

К субъектам малого предпринимательства, к малым предприятиям относятся организации, у которых:

суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;

средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек (Микропредприятие — до 15 человек);

выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн руб.

Статус малого предприятия не зависит от того, какую систему налогообложения применяется.

Согласно типовым рекомендациям по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утверждены приказом Минфина России от 21.12.1998 №64н) малое предприятие составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н и Положением по бухгалтерскому учету «»Бухгалтерская отчетность организации»» (ПБУ 4/98).

В состав годовой бухгалтерской отчетности включается:

а) Бухгалтерский баланс — форма N 1;

б) Отчет о финансовых результатах — форма N 2;

в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

Отчет о движении капитала — форма N 3;

Отчет о движении денежных средств — форма N 4;

Приложение к бухгалтерскому балансу — форма N 5;

пояснительная записка;

г) Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией — форма N 2-2 (утверждена письмом Минфина России от 27 июня 1995 г. N 61) и Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (утверждена письмом Минфина России от 9 сентября 1996 г. N 79). Данные формы представляют малые предприятия.

В случае установления Минфином России других форм отчетной информации о характере использования бюджетных средств, они также должны включаться в состав бухгалтерской отчетности.

В приведенном объеме представляют годовую бухгалтерскую отчетность малые предприятия, обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994г. N 1335 «»Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке»».

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 19 июля 1998 г. N 34н, годовая бухгалтерская отчетность может представляться малым предприятием в сокращенном варианте.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Федеральным законом «»О бухгалтерском учете»». День представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

В формах бухгалтерской отчетности приводятся данные по предусмотренным в них показателям.

В случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы) типовой формы бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.

Если при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.

При этом малое предприятие имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом случае малое предприятие должно соблюдать требования, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету «»Бухгалтерская отчетность организации»» (ПБУ 4/98). В представляемых формах бухгалтерской отчетности могут не приводиться статьи ввиду отсутствия у малого предприятия соответствующих активов, пассивов, хозяйственных операций, для раскрытия информации могут включаться дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах и сохраняемым малым предприятием при заполнении, а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса.

При составлении бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности и другими указаниями, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.

2.2 Состав бухгалтерской отчетности, ее структура и основные требования к составлению

Начиная с 2013 года у организаций на УСН, ЕНВД, нет освобождения от ведения бухгалтерского учета и, соответственно, они должны не только вести учет, но и предоставлять годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с п.1 ст.14 закона №402-ФЗ.

Минфин РФ своим Приказом № 113н от 17.08.2012 утверждает формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для малых предприятий.

Упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять три группы организаций: субъекты малого предпринимательства; организации, получившие статус участников проекта «Сколково»; некоммерческие организации. Пользоваться послаблениями могут только компании, отчетность которых не попадает под обязательный аудит.

При этом п.6 Приказа №66н установлено, что организации — субъекты малого предпринимательства, формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе: в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям); в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. По желанию организации — субъекта малого предпринимательства, она вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в полном объеме, руководствуясь пунктами 1 — 4 Приказа №66н. Содержание бухгалтерского баланса регламентируется 4 разделом ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Бухгалтерский баланс организации необходимо представить в составе бухгалтерской отчетности в течение 90 дней по окончании 2014 года.

Датой представления бухгалтерской отчетности для организации считается день ее почтового отправления или день фактической передачи ее по принадлежности. Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления бухгалтерской отчетности считается первый следующий за ним рабочий день (п.47 ПБУ 4/99). Показатели отчета за прошлый год и предшествующий ему период (для баланса за 2014 год это 2013г. и 2012г.), переносятся из бухгалтерского баланса за 2013г.

Суммы в бухгалтерском балансе организации указываются в тысячах рублей. При заполнении отчета необходимо помнить, что вычитаемые или отрицательные показатели показываются в отчете в круглых скобках.

В отчете о финансовых результатах доходы и расходы должны показываться с подразделением на обычные и прочие. В соответствии с п.3 Приказа №66н, организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов. При этом, п.11 ПБУ 4/99, предусмотрено, что показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях: должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о финансовых результатах общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Отчет о финансовых результатах включает показатели:

выручка;

себестоимость продаж;

валовая прибыль (убыток);

коммерческие и управленческие расходы;

прибыль (убыток) от продаж;

доходы от участия в других организациях;

проценты к получению и к уплате;

прочие доходы и расходы;

прибыль (убыток) до налогообложения;

текущий налог на прибыль;

изменение отложенных налоговых обязательств и активов;

чистая прибыль (убыток);

справочная информация.

При заполнении отчета о финансовых результатах все данные приводятся нарастающим итогом с начала года по 31 декабря включительно.

Можно учитывать рекомендации Минфина России по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2014 год, приведенные в письме от 06.02.2015 № 07-04-06/5027. В отчете о финансовых результатах показатели отчетного периода должны быть сопоставимы с показателями аналогичного периода прошлого года. Несопоставимость показателей может возникнуть, если в отчетном периоде были выявлены существенные ошибки прошлых лет или учетная политика организации изменилась. Тогда в отчете за текущий период прошлогодние показатели надо скорректировать с учетом действующих условий. Отчеты за прошлые периоды не исправляются. Содержание отчета о финансовых результатах регламентируется 5 разделом ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Отчет о финансовых результатах необходимо представить в составе бухгалтерской отчетности в течение 90 дней по окончании 201х года.

Обязательный экземпляр отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется: вместе с такой отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Суммы в отчете о финансовых результатах показываются в тысячах рублей (или в миллионах рублей).

Пояснительная записка к годовой отчетности наряду с пояснениями в виде отдельных отчетных форм раскрывает информацию, содержащуюся в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах. Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию: об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности. В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием.

Кроме существенной информации, организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если сочтет ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений (п.39 ПБУ 4/99). В ней раскрываются: динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия; иная информация. Дополнительная информация в пояснительной записке к годовой отчетности при необходимости может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм.

Сразу после регистрации любому предприятию необходимо организовать и вести учет хозяйственной деятельности и своевременно сдавать отчетность. Даже в том случае, если как таковая предпринимательская деятельность еще не началась нужна Нулевая отчетность. Отсутствие деятельности, с точки зрения составления именно нулевой отчетности и нулевых балансов, подразумевает не только отсутствие коммерческих операций купли-продажи товаров, работ либо услуг, но и полное отсутствие каких либо движений с активами организации в принципе. Это означает, что если было хоть одно списание денежных средств с расчетного счета, или был приобретен какой-либо хоз. инвентарь, или если у организации просто есть основные средства, то этого уже достаточно, для того чтобы составление бухгалтерского баланса и отчетности вышло из категории нулевого баланса и нулевой отчетности. Бухгалтерский баланс сам по себе в отрыве от прочих форм бухгалтерской отчетности не сдается, поэтому нужно знать, что сдача нулевого бухгалтерского баланса сопровождается сдачей и иных отчетов. Т.е. бухгалтерский баланс представляет собой одну из форм бухгалтерской отчетности организации. Термин «нулевой баланс» некорректен, но широко применяется широко в обиходе бухгалтерами. Все несколько сложнее и нулевой баланс не есть бумага, в которой достаточно поставить в каждой подходящей графе нули. Поскольку в бухгалтерском балансе отражены все активы и пассивы организации, то даже в так называемом нулевом балансе не может не быть каких-либо цифр, как минимум в нем будет отражен объявленный уставный капитал организации и возможно задолженность учредителей по взносам в уставный капитал. Бухгалтера под термином «нулевой баланс» обычно понимают баланс, в котором отражены те же цифры что и были в предыдущем бухгалтерском балансе. То есть нулевой баланс, это обыкновенный бухгалтерский баланс, составляемый при отсутствии оборотов в отчетном периоде.

Формы, утвержденные Приказом №66н, являются обязательны к применению для всех организаций (за исключением кредитных организаций, государственных/муниципальных учреждений). Пояснительную записку к годовой отчетности совместно с Бухгалтерским балансом организации необходимо представить в составе бухгалтерской отчетности в течение 90 дней по окончании 201х года.

Если предприятие не сдали бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о прибылях и убытках с РОССТАТ — статистику, то за нарушение порядка и сроков, а также за представление недостоверных сведений руководителю компании грозит штраф от 3000 до 5000 руб. по статье 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Но взыскать его можно лишь в течение двух месяцев с момента нарушения. Потому что срок давности по такому нарушению — 2 месяца. За отсутствие у компании бухгалтерских регистров применяется ответственность по статье 120 НК РФ в размере от 10 000 до 30 000 руб. А за непредставление бухгалтерской отчетности за 2013 год инспекторы оштрафуют компанию на 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ ).

3. Методы совершенствования нормативно-правового регулирования бухгалтерской отчетности

Внедрение МСФО не подразумевает одномоментного изменения всей системы учета и отчетности в России. Переход к использованию международных стандартов, несомненно, должен быть постепенным и целенаправленным процессом. Смысл такого процесса заключается в том, чтобы недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета устранялись последовательно в соответствии с запросами рыночной экономики без нарушения целостности этой системы.

Невозможность быстрого перехода на МСФО обусловлена необходимостью предварительного осуществления большого числа мероприятий, делающих такой переход реальным. В частности, потребуются коррективы в законодательстве, прежде всего гражданском и налоговом, а также пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности. Принимая во внимание, что МСФО имеют дело лишь с отчетностью, орган, регулирующий учет и отчетность в стране, должен разработать и издать детальные инструкции по внедрению и применению новых стандартов, включая вопросы организации учетного процесса. Налоговым органам потребуется пересмотреть свои подходы к использованию данных бухгалтерского учета и отчетности, включая серьезные изменения в налоговых правилах.

Необходима определенная институциональная перестройка системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, в том числе образование органа, способного быстро реагировать на запросы практики и давать некоторые оперативные разъяснения по поводу новых стандартов. Целесообразно создать специальный орган, надзирающий за применением стандартов или контролирующий качество бухгалтерской отчетности.

Требуется переобучение и переаттестация бухгалтерских и, в первую очередь, главных бухгалтеров. Переход на МСФО предполагает обучение заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, в частности существующих и потенциальных собственников, ибо реформирование бухгалтерского учета в целом возможно и реально лишь при востребованности информации, формирующейся в нем. Опыт других стран показывает, что применение какого-либо международного признанного решения в национальном стандарте возможно лишь в том случае, когда это решение соответствует реальной ситуации, существующей в стране. Иными словами, при использовании МСФО для создания национальной системы учета необходима своего рода адаптация.

В Российской Федерации разработан План Минфина РФ на 2012 — 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 30 ноября 2011 г. N 440) с изменениями и дополнениями от 30 ноября 2012 г включает в себя:

повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности;

развитие профессии:

международное сотрудничество.

Отчетность, которую компании составляют по этим правилам, будет приближена к МСФО. В результате реформы должны быть созданы условия для формирования хозяйствующими субъектами полезной информации об их финансовом положении и результатах деятельности, а также обеспечены достоверность и надежность бухгалтерской отчетности как важнейшего источника информации для принятия решений широким кругом заинтересованных пользователей. Если подходить к реформе таким образом, то применение МСФО является не целью, а средством рыночных преобразований, весьма важным и эффективным, но лишь одним из целого ряда средств. Сведение же всей реформы исключительно к использованию международных стандартов ограничивает поле деятельности специалистов и вводит в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.

Современное ведение бизнеса требует, чтобы предприятия всех стран составляли внешнюю отчётность по единым стандартам, на понятном международном языке бизнеса.

Планируется, что к 2016 году будет осуществлен полный переход на МСФО. Федина В.В. Перспективы развития бухгалтерского учета в России и применение МСФО (Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы, 2012. № 6).

Заключение

бухгалтерский отчетность акт

21 ноября 1996 г. впервые в истории России был принят специальный Федеральный закон «»О бухгалтерском учете»», который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений. На настоящее время действует Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского

учета в стране, поскольку:

а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;

б) закрепляет обязанность юридических лиц вести бухгалтерский учет;

в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм

другого законодательства. Не менее важную роль играет: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Данный нормативный документ ввиду его значимости подвергается постоянной переработке.

Обобщая все выше сказанное, можно сделать следующий вывод. К нормативной базе бухгалтерского учета относится целый комплекс норм, нормативов и инструктивных документов; на основании которых составляется бизнес-план, ведется начисление в фонды, отчисление налогов и выполняются другие расчеты. К ним относятся правовые, материальные, трудовые, денежные нормативы и нормативы отчислений в фонды и налоги.

План Министерства Финансов Российской Федерации на 2012 — 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности, утвержденный приказом Минфина России от 30.11.2011 № 440 предусматривает утверждение новых нормативных правовых актов по бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица на основе МСФО и завершения приведения ранее принятых нормативных актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица в соответствии МСФО.

Таким образом, будет сформирован пакет новых национальных стандартов бухгалтерской (финансовой) отчетности, максимально приближенных к МСФО. Сегодня в условиях глобализации мировой экономики тема применения международных стандартов финансовой отчетности особенно актуальна.

Присоединение России к ВТО, привлечение иностранных инвестиций в нашу страну, поиск новых и сохранение традиционных рынков сбыта продукции отечественного производства — все это диктует необходимость изучения и использования международных стандартов финансовой отчетности. Российские организации, перешедшие на МСФО, получают быстрый выход на западные кредиты, имеют большой интерес со стороны иностранных инвесторов, т. к. эта отчетность им понятна.

И действительно результаты деятельности бизнеса лучше видны из бухгалтерской отчетности составленной по МСФО, и хорошо понимаемы инвесторами во всем мире. Тем более в мире уже более чем в 120 государствах отчетность составляется на основе применения МСФО.

В целях улучшения и облегчения практики применения МСФО российскими компаниями Министерство финансов Российской Федерации в марте 2012 г. учредило специальную Межведомственную рабочую группу Минфина по применению МСФО.

Рассматривая общую характеристику бухгалтерской отчетности в рамках правового регулирования и изучая основные документы образующие структуру всей системы Российского бухгалтерского законодательства приходишь к выводу, что деятельность организации в хозяйственном обороте невозможна без соблюдения многочисленных норм и правил. В современных условиях именно от знаний бухгалтера во многом зависит функционирование и благосостояние организации.

Сейчас, для того чтобы продолжать нормальную работу, бухгалтер обязан владеть правовой терминологией, знать, как применяются и действуют нормативные акты, кто может быть субъектом хозяйственных отношений, как совершаются сделки и заключаются договоры, что такое имущество и интеллектуальная собственность, как регулируются трудовые отношения в организации и многое другое.

Список используемых источников

1. Гражданский кодекс Р.Ф. (часть 1и 2).

. Налоговый кодекс Р.Ф. (часть 2).

. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 — Ф.З.«О бухгалтерском учете».

. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (Приказ Минфина России от 06.07.99 №43н с изменениями от 08.11.2010).

. Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н « О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с изменениями).

. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Утверждены приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н).

. Бородина В.В., Родинова И.П. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие.- М.: ИД. ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010-128с.

. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет на малых предприятиях: Учебное пособие — М.: Проспект, 2013-640с.

. Голикова Е.И. Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность: реформирование — М.: Д и С, 2012-224с.

. Карецкий А. Стандартизация бухгалтерского учета и ее влияние на принятие МСФО в России// Власть.-2012 №10.

. Федина В.В. Перспективы развития бухгалтерского учета в России и применение МСФО// Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. — 2012 №6.

. www.minfin.ru

13. www.consultant.ru <http://www.consultant.ru>

. www.garant.ru <http://www.garant.ru>

. www.rg.ru <http://www.rg.ru>