Учебная работа .Тема:Обязательный и инициативный аудит№317.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Тема:Обязательный и инициативный аудит»,»

Содержание

1. Введение.

. Обязательный и инициативный аудит

.1Обязательный аудит

.2Инициативный аудит

Заключение

Список использованных источников

1.Введение

Аудит — это независимая проверка бухгалтерской отчетности в целях выражения мнения о ее достоверности.

Основной целью аудитора является подтверждение достоверности именно бухгалтерской отчетности, налоговые обязательства организации проверяются лишь постольку, поскольку это влияет на формирование показателей отчетных форм.

В нашей стране аудит зародился в конце 80-х годов и стал быстро развиваться. Аудитор превратился в весьма важную и престижную фигуру на возрождающемся рынке России. Истекшие десятилетия рыночных преобразований в России заставили экономически активное население по-новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководители различного уровня, персонал предприятий и практикующие аудиторы чётко осознали, что необходимы не только изучение различных элементов «»передовых технологий»» западной экономики (в том числе международного опыта аудита), но и их адаптация к условиям отечественного рынка.

Новые приоритеты в политике и экономике, начавшаяся приватизация и переход торговых, строительных и бытовых предприятий, промышленного и агропромышленного комплекса к рынку ещё на рубеже 80-90-х г. объективно вызвали соответствующую потребность. Они породили и развивали, обостряли спрос на аудиторские услуги.

Цель данной контрольной работы — познакомиться с обязательным и инициативным аудитом.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что на современном этапе развития рыночных отношений нашей страны аудит является неотъемлемой частью экономической жизни нашего общества.

2.Обязательный и инициативный аудит

Налоговые органы при проведении выездной или камеральной проверки не обязаны предлагать организации устранить выявленные ошибки в бухгалтерском и налоговом учете. Лишь независимый аудитор, при проведении аудиторской проверки, может указать на слабые стороны в учете организации и выдвинуть разумные предложения, позволяющие снизить налоговые риски.

На практике используются два основных вида бухгалтерского аудита — обязательный и инициативный. Обязательный или инициативный аудит, проводимый регулярно, позволит собственникам компании быть уверенными в достоверности официальной отчетности и качестве ведения бухгалтерского и налогового учета.

Цели проведения обязательного и инициативного аудита:

· для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности;

· в случае купли/продажи бизнеса или отдельных его частей;

· для подтверждения кредитоспособности компании (при получении банковского кредита или при переговорах с поставщиками об отсрочке платежа);

· для оптимизации финансово-хозяйственной деятельности компании;

· при смене главного бухгалтера;

· для минимизации налоговых рисков компании;

· при изменении состава собственников организации

· своевременное выявление и устранение нарушений во избежание штрафных санкций со стороны налоговых органов и других последствий

· получение информации о состоянии бухгалтерского и управленческого учета, документооборота и рекомендаций по их усовершенствованию.

.1 Обязательный аудит

Обязательный аудит представляет собой ежегодную аудиторскую проверку, которая проводится аудиторскими организациями.

Аудиторская организация обязана страховать риск своей ответственности за нарушение договора об оказании аудиторских услуг (ст. 932 ГК РФ). Индивидуальные аудиторы не вправе проводить обязательный аудит.

Обязательный аудит проводится в отношении следующих субъектов.

. Открытые акционерные общества.

ОАО публикует свою бухгалтерскую отчетность, достоверность сведений которой должна быть подтверждена заключением аудитора (п. 5 ст. 103 ГК РФ, ст. ст. 88, 92 Закона об акционерных обществах).

. Кредитные организации.

Результаты ежегодной аудиторской проверки кредитные организации обязаны направлять в Центральный банк (ст. 24 Федерального закона «»О банках и банковской деятельности»»).

В самом Центральном банке РФ проводится внешний и внутренний аудит. Для проведения внутреннего аудита в ЦБ РФ создана Служба главного аудитора, непосредственно подчиняющее гося председателю Банка России (ст. 95 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «»О Центральном банке РФ»»).

. Бюро кредитных историй.

Эти юридические лица осуществляют новый для нашей предпринимательской практики вид деятельности, а именно: услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй (информации, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств займа и кредита), а также предоставлению кредитных отчетов. Их правовой статус регламентирован Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «»О кредитных историях»».

. Страховые организации и общества взаимного страхования.

Страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений (ст. 29 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. «»Об организации страхового дела в РФ»»).

. Товарные и фондовые биржи.

Специальных требований к проведению аудита бирж в настоящее время законодательством не установлено.

. Негосударственные пенсионные фонды.

Указанные фонды обязаны ежегодно проводить по итогам финансового года независимую аудиторскую проверку.

Бухгалтерская отчетность подтверждается заключением независимого аудитора, которое считается неотъемлемой частью годового отчета о деятельности фонда (ст. 22 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «»О негосударственных пенсионных фондах»»). Кроме того, реорганизация такого фонда также проводится с учетом заключения аудитора (ст. 33 Закона).

. Государственные внебюджетные фонды.

К таковым относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд медицинского страхования РФ. Аудиторские проверки фондов проводят аудиторские организации, отобранные на конкурсной основе.

. Фонды.

Обязательный аудит проходят далеко не все организации, созданные в форме фондов. Закон устанавливает следующее условие: только в фондах, источником формирования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Здесь имеется противоречие между Федеральным законом «»Об аудиторской деятельности»» и ст. 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «»О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»». Дело в том, что первый Закон предусматривает определенные условия для проведения обязательного аудита (объем годовой выручки, стоимость активов баланса), второй же таких условий не содержит.

. Организации, в уставном капитале которых доля государственного участия составляет более 25%.

Аудиторы выбираются на основе открытого конкурса проводимого аудируемым лицом не реже одного раза в три года. Правила проведения этого конкурса, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2005 г. N 706, обязательны также для федеральных государственных унитарных предприятий.

. Организации и индивидуальные предприниматели.

Эти субъекты проходят обязательный аудит при наличии 1 из 2-х условий:

объем годовой выручки превышает 500 000 МРОТ;

сумма активов баланса на конец года превышает 200000 МРОТ.

. Финансово-промышленные группы.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ «»О финансово-промышленных группах»» годовой отчет о деятельности ФПГ составляется по результатам проверки независимым аудитором. Аудиторская проверка оплачивается за счет центральной компании ФПГ.

К сожалению, в действующем законодательстве нет специальной нормы об ответственности за уклонение всех перечисленных в настоящем параграфе субъектов от проведения обязательных аудиторских проверок. Однако можно сделать вывод, что должностные лица этих организаций подлежат административной ответственности за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ).

Такой вывод объясняется тем, что аудиторское заключение является неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности в случаях, когда проведение аудита является для организации обязательным (ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «»О бухгалтерском учете»»).

Российское законодательство содержит нормы об обязательном проведении аудиторской проверки, которую, однако, нельзя назвать разновидностью обязательного аудита. Так, согласно ст. 561 Гражданского кодекса РФ, до подписания договора продажи предприятия сторонами должно быть рассмотрено заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия.

Осуществлять обязательный аудит вправе как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность). Аудиторской признается коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Индивидуальный аудитор — это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Начиная с 1 января 2010 г. аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги (п. 2 ст. 23 Закона N 307-ФЗ).

По результатам обязательного аудита клиенту представляется аудиторское заключение с выражением мнения, а так же отчет Аудитора о проделанной работе. Следует иметь в виду, что в органы управления организацией для утверждения отчетности представляется уже проаудированная отчетность.

Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. В нем содержится выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ (п. 1 ст. 6 Закона N 307-ФЗ). При этом под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет пользователям отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемого лица и принимать решения, основанные на указанных выводах. бухгалтерский аудит кредитный

Компании, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны включить в состав годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение, подтверждающее достоверность этой отчетности.

Если компания подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение является обязательной составляющей бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «»О бухгалтерском учете»»).

Обязательный аудит — это не только необходимость, вызванная соблюдением требований законодательства, но и инструмент сбора данных для принятия важных управленческих решений.

Обязательная аудиторская проверка может быть распределена во времени на несколько этапов. По запросу клиента аудиторы фирмы, например, консультируют бухгалтерскую службу в течение года, а также проводят аудит квартальной отчетности. После подготовки годового баланса выдается аудиторское заключение.

Проведение поэтапного аудита позволяет вовремя обнаружить или предупредить ошибки, распределять и планировать расходы на аудит в течение года.

Обязательный аудит проводится ежегодно. Причем обязательный аудит бухгалтерской отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями. Кроме того, федеральными законами установлены иные случаи, в которых обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями, например аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности ряда государственных корпораций.

Положительное мнение аудитора по результатам аудиторской проверки может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности фирмы.

Таким образом, положительное заключение от фирмы с надежной репутацией становится доказательством отсутствия существенных налоговых и финансовых рисков у экономического субъекта.

обязательный аудит отчетность инициативный

2.2Инициативный аудит

Инициативный аудит — проверка по инициативе руководства, учредителей или акционеров организации, а также инвесторов достоверности его бухгалтерской и налоговой отчетности, правильности ведения отдельных участков учета и т. д.

Инициативный аудит, в отличие от обязательного, осуществляется на основании добровольного решения компании, и его результатом является отчет о выявленных ошибках и нарушениях, а также рекомендации по их устранению. Никаких штрафных санкций, обязательных предписаний и жестких требований по срокам проведения проверки и устранения нарушений в данном случае не предусмотрено. Все производится по желанию и на усмотрение не руководства.

Инициативный аудит может проводиться в организации в любое время, но можно выделить ряд специальных норм законодательства, регламентирующих такие проверки.

. В закрытом акционерном обществе аудиторская проверка может быть проведена в любое время по требованию акционеров, в совокупности владеющих 10 и более процентами голосующих акций.

. В обществе с ограниченной ответственностью профессиональный аудитор привлекается по решению общего собрания участников, а также по требованию любого из участников.

. Исполнительные органы производственного кооператива могут привлекать внешнего аудитора для проверки финансово-хозяйственной деятельности и подтверждения финансовой отчетности. Аудиторская проверка может также проводиться по требованию наблюдательного совета кооператива, а также по требованию не менее 10% членов кооператива.

Выделяют в рамках инициативного аудита:

· комплексный (полный, то есть всей отчетности) аудит учета и отчетности;

· тематическая проверка (налоги, расчеты с партнерами и др., то есть отдельных участков учета или расчетов).

Проверки, при которых аудиторы проверяют какой-то один участок бухучета (например, расчет зарплаты или кассовые операции), называют тематическими. Среди тематических проверок наиболее часто встречаются:

· Аудит себестоимости.

· Аудит правильности учета и сохранности материалов и товаров.

· Аудит денежных средств.

· Аудит расчетов с контрагентами.

Отдельным видом услуг в рамках инициативного аудита может выступить проведение инвентаризации товаров, материалов и основных средств.

Перечень проверяемых участков учета зависит от масштабов предприятия, как правило, проверка ориентирована на подтверждение достоверности отдельных статей баланса и иной отчетности.

Аудиторские проверки бывают выборочными и сплошными. Первый вариант встречается чаще.

При выборочной проверке аудиторы смотрят часть документов (например, только крупные операции или документы за один квартал). На основании изученных бумаг аудиторы делают вывод о том, насколько хорошо ведется бухучет на фирме. Риск, что аудиторы не обнаружат ошибки, есть всегда. Однако при выборочной проверке этот риск возрастает. Ведь недочеты могут оказаться именно в тех документах, которые аудиторы не посмотрели.

Поэтому нередко заказчики аудита требуют проведения сплошных проверок всех бухгалтерских документов. Понятно, что такие проверки более трудоемки и, следовательно, стоят дороже.

Большой популярностью пользуется также налоговый аудит, когда проверяющие контролируют правильность расчета налогов и налоговую отчетность фирмы.

Инициативный аудит проводится в самые сжатые сроки на условиях полной конфиденциальности. Стоимость, сроки и перечень услуг оговариваются в индивидуальном порядке.

Заключение

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации, инициативная аудиторская проверка — по решению экономического субъекта. Аудиторская проверка, проводимая по поручению государственных органов, также относится к обязательным аудиторским проверкам. Тот факт, что необходимость аудита в ряде случаев установлена актами законодательства, а не желанием руководителей экономических субъектов, имеет как свои причины, так и определенные последствия как для аудиторов, проводящих аудит, обязательный для экономических субъектов, так и для этих экономических субъектов. Субъекты обязательного аудита, как правило, работают с денежными средствами населения. Это банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, открытые акционерные общества. Население не всегда умеет квалифицированно читать бухгалтерскую отчетность, анализировать финансовые показатели, делать адекватные выводы. Аудитор в случае аудита таких 0экономических субъектов выступает посредником между проверяемым экономическим субъектом и заинтересованным в его деятельности, но не квалифицированным пользователем бухгалтерской отчетности. Устанавливая обязательность подтверждения отчетности предприятий, имеющих большие объемы выручки от реализации, размеры имущества, государство в лице аудитора контролирует деятельность этих предприятий как крупных налогоплательщиков.

Список использованных источников

1. Аудит: учеб. для вузов / Под ред. Подольского В.И, Савин, А.А, Сотникова Л.В. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 583 с.

. Шеремет, А.Д. Аудит: учеб. / Шеремет, А.Д, Суйц В.П. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2011.- 448 с.: ил.- (Высшее образование).

. Шиленко, С.И. Основы аудита: учебник / Шиленко С.И, Шеин Р.В, Колосова Е.В — М.: КНОРУС, 2011.- 152 с.: ил.

4. <http://revolution.allbest.ru/audit/00346035_0.html>

. <http://www.korpusprava.ru/ru/service/finansovoe-konsultirovanie/initiative.html>

. <http://www.justicemaker.ru/view-article.php?art=1648&id=23>