Учебная работа :Тема:Аудит целевого использования расходов и доходов№217.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Тема:Аудит целевого использования расходов и доходов»,»

Содержание

Введение

. Нормативно-правовое и законодательное регулирование учета и аудита целевого использования доходов и расходов

. Краткая характеристкиа деятельности МОУ Тугулымская средняя школа и экономический анализ ее деятельности

. Контроль за целевым использованием расходов, доходов в МОУ Тугулымской средней школе

.1 Цель, задачи, информационная база аудита

.2 Планирование и оценка системы внутреннего контроля

.3 Проверка, состояние учета

.4 Экономический анализ деятельности организации

.5 Результаты проверки

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

За последние десятилетия существенно увеличились запросы к организации системы учета и отчетности. Появились новейшие формы и способы ведения учета, в том числе с использованием компьютерных систем. Бухгалтерская отчетность превратилась в главный источник информации, позволяющий поставить финансовое и имущественное положение экономических субъектов.

Внешний аудит представляет собой самостоятельную проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности покупателя с целью установления ее достоверности и соответствия исполняемых финансово-хозяйственных операций российскому законодательству; выявления обстоятельств, препятствующих реализации возможных способностей фирмы и разработке советов по их устранению.

Внутренний аудит представляет собой самостоятельную активность в организации по проверке и оценке ее работы в заинтересованностях управляющих.

В данных жизненных обстоятельствах аудит финансовой отчетности перевоплотился в важный аппарат, способствующий увеличению свойства бухгалтерской отчетности, ведущей составляющей которого является ее достоверность.

Вопросы организации, регулирования и проведения аудита, его дальнейшее совершенствование в России постоянно находятся в центре внимания представителей науки и практиков.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам.

Целью данной работы является знакомство с такими видами аудита, как аудит целевого использования расходов и доходов, их сущностными различиями и назначением, а также с нормативными актами устанавливающими права и обязанности аудируемых лиц, заключивших договор по предоставлению аудиторских услуг.

Для достижения цели, в работе ставятся следующие задачи:

. Рассмотреть нормативное обеспечение учета и аудита целевого использования расходов и доходов организации.

. Исследовать аудит в МОУ Тугулымская средняя школа.

Предметом исследования выступает аудит целевого использования доходов и расходов.

Объектом исследования является документация МОУ Тугулымская средняя школа. Информационной базой исследования является нормативная документация, публикации экономических журналов и газет, материалы учебников по бухгалтерскому, управленческому учету, финансовой отчетности, полный перечень которых дан в списке использованной литературы, которые использовались для получения наиболее свежей информации.

1. Нормативно-правовое и законодательное регулирование учета и аудита целевого использования доходов и расходов

В России в настоящий момент складывается четырехуровневая система законодательных актов по бухгалтерскому учету:

1-й уровень — Законодательный уровень, к которому относятся:

Гражданский кодекс РФ, где законодательно закреплены важные вопросы бухгалтерского учета;

Федеральный закон «»О бухгалтерском учете»» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ;

Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. №222-ФЗ «»Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»»;

Налоговый кодекс РФ и другие законы, указы, постановления.

Основным документом, устанавливающим единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета доходов и расходов организаций в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «»О бухгалтерском учете»». Согласно ст. 3 этого Закона в состав законодательных документов Российской Федерации о бухгалтерском учете также включаются другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

В состав федеральных законов, регулирующих бухгалтерский учёт доходов и расходов, в первую очередь включаются Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации является основополагающим документом, регулирующим гражданско-правовые отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Что касается Налогового кодекса РФ, то помимо важной роли этого документа при формировании информации об объектах бухгалтерского учета, его нормы прямо регулируют порядок учета доходов и расходов отдельных категорий субъектов предпринимательской деятельности. В частности, эти нормы определены для субъектов упрощенной системы налогообложения и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Регулирование бухгалтерского учета доходов и расходов Президентом РФ в большинстве случаев осуществляется посредством выдачи им поручений иным федеральным органам исполнительной власти.

Согласно ст. 5 Закона о бухгалтерском учете общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Этот федеральный орган исполнительной власти регулирует бухгалтерский учет доходов и расходов как посредством самостоятельного издания актов в области бухгалтерского учета, так и делегированием своих полномочий Министерству финансов РФ.

С 1 января 2002 г. вступила в силу глава 25 «»Налог на прибыль организаций»» Налогового кодекса Российской Федерации, которая вкупе с остальными его главами, включая первую его часть, является основополагающим документом, регулирующим налоговый учет доходов и расходов организаций.

В соответствии со ст. 313 НК РФ данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам бюджетом по налогу на прибыль.

2-й уровень — Система национальных бухгалтерских стандартов, к которой относятся:

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) (в настоящее время утверждено и действует 23 таких положения, регламентирующих отдельные участки бухгалтерского учета):

ПБУ 1/2008 «»Учётная политика организации»»

ПБУ 2/2008 «»Учет договоров строительного подряда»»

ПБУ 3/2006 «»Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»»

ПБУ 4/99 «»Бухгалтерская отчётность организации»»

ПБУ 5/01 «»Учёт материально-производственных запасов»»

ПБУ 6/01 «»Учёт основных средств»»

ПБУ 7/98 «»События после отчётной даты»»

ПБУ 8/01 «»Условные факты хозяйственной деятельности»»

ПБУ 9/99 «»Доходы организации»»

ПБУ 10/99 «»Расходы организации»»

ПБУ 11/2008 «»Информация о связанных сторонах»»

ПБУ 12/2000 «»Информация по сегментам»»

ПБУ 13/2000 «»Учёт государственной помощи»»

ПБУ 14/2007 «»Учёт нематериальных активов»»

ПБУ 15/2008 «»Учет расходов по займам и кредитам»»

ПБУ 16/02 «»Информация по прекращаемой деятельности»»

ПБУ 17/02 «»Учёт расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»»

ПБУ 18/02 «»Учёт расчетов по налогу на прибыль организаций»»

ПБУ 19/02 «»Учёт финансовых вложений»»

ПБУ 20/03 «»Информация об участии в совместной деятельности»»

ПБУ 21/2008 «»Изменения оценочных значений»»

ПБУ 22/2010 «»Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»»

ПБУ 23/2011 «»Отчет о движении денежных средств»»

Не входят в состав так называемых ПБУ следующие регулирующие документы, имеющие статус положений:

«»Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»» (Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 №34н (ред. от 24.12.2010));

«»Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций»» (утв. письмом Минфина РФ от 30.12.1993 №160)

«»Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. №34н (с последующими изменениями и дополнениями)»».

К основным документам, регулирующим бухгалтерский учет доходов и расходов, изданным Министерством финансов РФ, относятся:

«»Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. №34н;

«»Положение по бухгалтерскому учету «»Доходы организации»» ПБУ 9/99″», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №32н;

«»Положение по бухгалтерскому учету «»Расходы организации»» ПБУ 10/99″», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н;

Положения (стандарты), регламентирующие бухгалтерский учет отдельных объектов. К этим документам, в частности, относятся Положение по бухгалтерскому учету основных средств (ПБУ 6/01), материально-производственных запасов (ПБУ 5/01) и др. Этими стандартами регулируется методология бухгалтерского учета объектов, отличных от доходов и расходов организаций. Однако полнота, достоверность, объективность и рациональность в учете доходов и расходов могут быть достигнуты лишь при соблюдении этих требований в учете других, связанных с ними учетных объектов;

3-й уровень — Методологический уровень, к которому относятся:

различного рода методические указания, рекомендации в основном Министерства финансов Российской Федерации, учитывающие, в том числе и отраслевую специфику.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению (утверждены приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 31 октября 2001 г. №94н).

«»План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению»», утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н. Этот документ устанавливает схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, доходов и расходов, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете.

— Приказ Министерства финансов Российской Федерации «»О формах бухгалтерской отчетности организаций»» от 2 июля 2010 года №66н и др.

-й уровень — внутренние рабочие документы организации: учетная политика, положение по оплате труда и премированию работников, рабочий план счетов и др.

Учетная политика организации является одним из наиболее важных документов, регулирующих бухгалтерский учет доходов и расходов в рамках организации. При этом учетная политика организации в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона «»О бухгалтерском учете»» должна основываться на нормах законодательства о бухгалтерском учете и нормативных актов органов, регулирующих бухгалтерский учет.

В настоящее время в России создается пятиуровневая система нормативного регулирования аудита в России.степень — это закон об аудиторской деятельности, который описывает пространство аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве её нужного и равноправного вещества. Для России это в особенности принципиально, так как муниципальный контроль исторически превалировал над иными обликами контроля. Именно принятие закона позволяет полагать, что развитие аудита в России состоялось.степень — приказ президента, распоряжения правительства РФ, такие как:

№80 от 06/ 02/ 2007 по вопросам муниципального регулирования аудиторской деятельности в РФ;

распоряжения правительства РФ от 29/ 03/ 2007 №190 о лицензирование аудиторской деятельности;

веление Минфина РФ от 27/ 10/ 1999 №69н «» Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими разрешение на воплощение аудиторской деятельности.степень — система нормативного регулирования аудиторской деятельности, представленная федеральными правилами — стандартами аудиторской деятельности. Основное смысл стандартов — введение нормативного аудита, несомненно, интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.степень — способа аудиторской деятельности, регулирующие распорядок воплощения аудиторами проверок употребительно к единичным отраслям по единичным вопросам налогообложения, денег и по особым аудиторским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанавливаемыми профессиональными аудиторскими соединениями для собственных членов. Требования данных стандартов не имеют все шансы быть ниже требований федеральных стандартов и не могут противоречить им.степень — документы, нужные для регламентации стандартов. Эти бумаги обязаны содержать сведения по использованию стандартов организации на основе стандартов аудиторской деятельности( внутрифирменные стандарты). Итоговым актом разработанных внутрифирменных стандартов может быть приказ об утверждении внутрифирменных стандартов, подписанный управляющим компании и ратифицированный советом учредителей аудиторской компании.

Основные направленности разработки внутрифирменных стандартов разрешено условно поделить на стандарты в области этики поведения аудитора, стоимости по внутрифирменному документообороту и стоимости в области методологии проведения проверок по направлениям аудита — совместный, банковский, страховой, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Немаловажными при проведении проверки являются и федеральные стандарты аудита. Основные из них:

ФС-1.2010-аудиторское заключение

Стандарт 20- аналитические процедуры

Стандарт 16- аудиторская выборка

Стандарт 1- цель ,основные принципы аудита

Стандарт 3- планирование аудита

Стандарт 2 — документирование аудита

Стандарт 23 — заявления и разъяснения руководства аудируемогого лица.

Стандарт 12 — согласования с условием проведения аудита.

Основными методиками проведения выявленния ошибок при проведении аудита целевого использования доходов и расходов являются:

Сверка данных аналитического учета прочих доходов и расходов с оборотами и остатками синтетического учета.

Проверка равенства суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

Проверка выполнения требований нормативных актов о порядке учета прочих доходов и расходов.

Проверка правильности отражения в бухгалтерском всех видов доходов и расходов, их полноты и своевременности.

Проверка правильности закрытия субсчетов.

Проверка умышленных (преднамеренных) и неумышленных (непреднамеренных) ошибок и регистрация выявленных в рабочих документах.

2. Краткая характеристкиа деятельности МОУ Тугулымская средняя школа и экономический анализ ее деятельности

Устав школы утверждён Постановлением Главы администрации Тугулымского муниципального района от 31.03.2008 г.

Лицензия №15963 от 25.04.2012 г. выдана Министерством общего и профессионального образования области.

Свидетельство о государственной аккредитации №6114 выдано 08.06.2011 г. Управлением образования области.

В школе оборудовано 22 предметных кабинетов, 2 мастерские, компьютерный класс, в кабинете физики создана локальная сеть с выходом в Интернет, есть столовая, актовый зал, библиотека, спортивный зал, медицинский кабинет, спортивная площадка (волейбольная и баскетбольная площадки, поле для футбола, полоса препятствий).

Школа имеет 2 подключения к Интернет (1 — модемная, 1 — выделенная линия).

Управление школой осуществляется в соответствии с Законом РФ «»Об образовании»» и «»Типовое положение об общеобразовательном учреждении»» постановление Правительства РФ №196 от 19. 03. 2001 г. на принципах демократичности, открытости, приоритете общечеловеческих ценностей, охране жизни и здоровья человека, свободного развития. Учредителем школы является администрация Тугулымского муниципального района.

Рис.1. Организационная структура школы

Таблица 1. Характеристика педагогического коллектива.

2009-2010 уч.г.2010-2011 уч.г.2011-2012 уч.г.Количество педагогов222222Женщин191919Мужчин333

Рис. 2 — Педагогический стаж работников

Рис. 3 — Возрастной стаж

Рис. 4 — Образование педагогических работников

Рис. 5. — Квалификационные категории педагогических работников

Численность управленческого персонала (администрация) — 3 человека.

Численность вспомогательного, обслуживающего и технического персонала — 7 человек.

% педагогов владеют и используют информационно-коммуникационными технологиями в учебном процессе.

Школа реализует образовательные программы начального общего образования, общего образования, среднего полного (общего) образования и дошкольной подготовки детей. Учебный план МОУ Тугулымской средней школы разработан с учетом федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденных приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «»Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»».

3. Контроль за целевым использованием расходов, доходов в МОУ Тугулымской средней школе

.1 Цель, задачи, информационная база аудита

В данных жизненных обстоятельствах аудит финансовой отчетности перевоплотился в важный аппарат, способствующий увеличению свойства бухгалтерской отчетности, ведущей составляющей которого является ее достоверность.

Вопросы организации, регулирования и проведения аудита, его дальнейшее совершенствование в России постоянно находятся в центре внимания представителей науки и практиков.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам.

Целью данной работы является знакомство с такими видами аудита, как аудит целевого использования расходов и доходов, их сущностными различиями и назначением, а также с нормативными актами устанавливающими права и обязанности аудируемых лиц, заключивших договор по предоставлению аудиторских услуг.

Для достижения цели, в работе ставятся следующие задачи:

. Рассмотреть нормативное обеспечение учета и аудита целевого использования расходов и доходов организации.

Вопросы организации, регулирования и проведения аудита, его дальнейшее совершенствование в России постоянно находятся в центре внимания представителей науки и практиков.

Основной целью аудиторской деятельности является установление различиями и назначением, а также с нормативными актами устанавливающими права и обязанности аудируемых лиц, заключивших договор по предоставлению аудиторских услуг.

Для достижения цели, в работе ставятся следующие задачи:

. Рассмотреть нормативное обеспечение учета и аудита целевого использования расходов и доходов организации.

. Исследовать аудит в МОУ Тугулымская средняя школа.

Предметом исследования выступает аудит целевого использования доходов и расходов.

Объектом исследования является документация МОУ Тугулымская средняя школа. Информационной базой исследования является нормативная документация, публикации экономических журналов и газет, материалы учебников по бухгалтерскому, управленческому учету, финансовой отчетности, полный перечень которых дан в списке использованной литературы.

В соответствии с Уставом МОУ Тугулымская средняя школа источниками финансирования являются:

·средства бюджета, выделяемые по установленному нормативу;

·доход от оказания дополнительных платных образовательных и иных услуг;

·добровольные взносы и пожертвования физических и юридических лиц;

·доход от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

·другие источники в соответствии с законодательством РФ.

Школа финансируется из местного бюджета городского округа, областного бюджета и федерального бюджетов. Результаты финансово-хозяйственной деятельности школы отражаются в отчетности учреждения. Состав и правила оформления бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения с 01.01.2009 были определены п. 3 ст. 264.1 БК РФ и п.п. 11.1 Инструкции №128н. При этом п. 3 ст. 264.1 БК РФ определен следующий состав бюджетной отчетности:

.Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);

2.Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

3.Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

.Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);

.Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137);

.Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121).

.Пояснительная записка (ф. 0503160).

.Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128);

.Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф. 0503138);

.Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184).

Кроме того существуют формы отчетов по исполнению средств федерального бюджета на выплату вознаграждения за классное руководство, по финансированию в рамках нацпроекта «»Образование»», отчеты по штату (мониторинг бедности), по организации питания и др. Таким образом, отчетность школы довольно объемная и многосторонняя.

3.2 Планирование и оценка системы внутреннего контроля

Контроль станет эффективным только тогда, когда он будет регулярным, систематическим, действенным и гласным.

Считаю, что демократическая система внутришкольного контроля должна основываться на следующих принципах:

Принцип поиска позитивного (Если контролирующий будет настроен на получение позитивного результата контроля, будет отмечать успехи в работе педагога в первую очередь, то диалог между ним и контролируемым об устранении недостатков в работе станет более продуктивным).

Принцип контроля за достижением цели (Бессмысленно осуществлять контроль за процессом функционирования, циклично повторяя формы и темы контроля. Контроль должен быт нацелен на получение информации о достижении цели и задач учреждения).

Принцип субъектной позиции педагога к системе внутришкольного контроля (чем активней педагоги ОУ участвуют сами в процессе внутришкольного контроля — взаимоконтроль и самоконтроль, тем понятнее и важнее он ими ощущается).

Принцип гласности и открытости контроля (результаты контроля — как позитивные так и негативные, должны стать известны всему коллективу. В этом случае каждый член коллектива может самостоятельно оценить себя или отметить свои ошибки по отношению к общим критериям).

Принцип системности (если контроль будет эпизодическим, то продуктивность его резко снижается).

3.3 Проверка, состояние учета

. Система стимулирования сотрудников.

В разработке системы стимулирования принимает участие весь коллектив: проводилось анкетирование сотрудников с целью определения приоритетных мотиваторов в коллективе. Результаты анкетирования легли в основу положения о стимулировании, разработанном временной творческой группой педагогов и принятом на собрании трудового коллектива. В положении о стимулировании четко обозначены критерии результативности деятельности сотрудников, определен механизм подведения итогов по результатам месяца, выбрана форма фиксации результатов посредством самооценки и оценки администрации и зафиксированы виды поощрения (материальные и моральные) за достижение определенных результатов. Система поощрений стала открытой и понятной для всех сотрудников, теперь каждый член коллектива знает, что за эффективную деятельность он обязательно будет отмечен. Она оформляется в виде экрана педагогических успехов и вывешивается на стенд «»Ступени мастерства»».

. Педагогический мониторинг.

Это форма объективного определения уровня сформированности педагогических умений и навыков. Осуществляется планомерно (2 раза в год — в начале учебного года и в конце учебного года) с помощью методов анкетирования, тестирования, собеседования, анализа документации и результатов деятельности. Система мониторинга построена в виде таблиц, которые заполняются администратором и учителем (сначала ставится самооценка, затем оценка администрации). При наличии значительных расхождений между баллами проводится собеседование с учителем, на котором либо учитель аргументировано, доказывает свое мнение, либо администратор объясняет причину несоответствия. Анализ результатов входного мониторинга ложится в основу построения методической работы комплекса. Анализ итогового мониторинга становится результатом работы методической работы комплекса.

. Внутришкольные педагогические конкурсы.

Ежегодно в комплексе проводятся педагогические конкурсы, основной целью которых является стимулирование педагогов на творческий подход. Тема педагогического конкурса обычно соответствует основной цели работы учреждения в учебном году. Инициатором проведения конкурса чаще всего является администрация. На первом педсовете обсуждается и принимается положение о конкурсе и выбирается жюри конкурса из педагогов, победителей предшествующего конкурса. Жюри разрабатываются этапы проведения и критерии конкурса. По итогам каждой четверти подводятся итоги каждого этапа с учетом самооценки педагогов. Результаты каждого этапа вывешиваются на общее обозрение для обсуждения. Победитель конкурса по итогам учебного года получает приз, определенный Советом Школы.

. Презентация своих достижений.

В течение всего учебного года функционирует стенд «»Ступени мастерства»», который предоставляет педагогам возможность представить свой позитивный опыт работы или высокие результаты своей деятельности в виде самоанализа или стендового доклада. Также по завершению тематического контроля или методической декады заместители директора располагают на этом стенде итоговые материалы. Свои успехи педагоги могут презентовать не только в достижениях детей, но в виде доклада на научно-практической конференции педагогов. Наиболее позитивные доклады отмечаются научно — методическим советом и рекомендуются для участия в муниципальных мероприятиях.

3.4 Экономический анализ деятельности организации

Чтобы провести полный анализ хозяйственной деятельности, объема данной курсовой работы не хватит. В связи с этим поставим себе задачу анализа исполнения бюджета. В соответствии с правилами экономического анализа, анализ будем проводить в динамике, т.е. за ряд лет, а именно за 2010-2012 год. Анализируя ф. 127 годового отчета за 2010 год составим таблицу исполнения бюджета:

Таблица 2. Исполнение бюджета за 2010 год в разрезе экономической классификации расходов (ЭКР)

КБК2010 г.ЛБО(утверждено по смете), руб.Кассовый расход, руб.Остаток лимитов(+), недостаток лимитов (-) руб.Процент исполнения от лимитов, %21145663444450814,92+11552997,472123480029200+560083,921311762301163515+1271498,922211216912168+0,2999,9922290005005+399455,622235274065274060100,0022418331832+0,8499,95225669424668959+46499,93226114520113370+114998,9926282800828000100,0029019121911+0,7199,96310583200583152+47,5099,9934011519611125525+2643597,71 Итого8931600876566216593798,14аудит целевой доход школа

Общее исполнение бюджета составило 98,14%, на конец года выявлены остатки лимитов. По какой причине они не были использованы предстоит выяснить.

Таблица 3. Исполнение бюджета за 2011 год в разрезе экономической классификации расходов (ЭКР)

КБК2011 г.ЛБО(утверждено по смете), руб. Кассовый расход, руб. Остаток лимитов(+), недостаток лимитов (-) руб.Процент исполнения от лимитов, %21156519705637993+1397699,752123920038100+110097,1921315036821491263+1241899,172211310013067+3299,7522299607197+276273,26223628341538341+9000085,6822436000360000100,00225534947533489+145799,73226165506165195+31099,81290790079000100,00310291150291136+1399,9934011764341163669+1276498,99Итого10058190992335313483698,66

Опять как и в 2010 году исполнение бюджета представленного в таблице 3 не составило 100%. Проанализируем последний год — 2012 (Таблица 4)

Таблица 4. Исполнение бюджета за 2012 год в разрезе экономической классификации расходов (ЭКР)

КБК2012 г.ЛБО(утверждено по смете), руб. Кассовый расход, руб. Остаток лимитов(+), недостаток лимитов (-) руб.Процент исполнения от лимитов, %2116521244635965916158497,522123055528775177994,18213173601016453419066894,7822164900227664213435,08222000022375010075010001002243451034510010022513181131810100226546945469401003101068401068400100340103256910325690100 103446041004843829616697,14

В 2012 году картина повторяется. Общее исполнение бюджета по учреждению в каждом году не 100%. Проведем анализ исполнения по источникам финансирования (Приложение)

Как видим из таблицы в приложение, полное исполнение бюджета по источникам финансирования было в 2010 году на питание детей и по внебюджетной деятельности, в 2011 году только по внебюджетной деятельности, в 2012 году по питанию детей и внебюджетной деятельности. Прочитав пояснительную записку к годовым отчетам, выясняется, что недоисполнение областного и местного бюджета в 2010 году обусловлено тем, что в конце финансового года финансирование было закрыто 20 декабря. Все неиспользованные средства ушли обратно в бюджет. В 2011 году к концу года по распоряжению главы городского округа все неиспользованные средства были сняты с учреждений и передвинуты на коммунальную службу для приобретения угля в кочегарки. В 2012 году недоисполнение бюджета наблюдается только по областному бюджету. Вернувшись к таблице 3 видим, что неисполнение произошло в основном по коду 213 (начисление на оплату труда), 221 (оплата услуг сети Интернет). По коду 213 причина — возникла экономия за счет возмещения расходов соцстрахом по больничным листам. Сразу можно сделать вывод на следующий год, что к возмещению необходимо предъявлять такую сумму расходов, чтобы не возникал остаток. Остальное — в следующем году, иначе средства уйдут обратно в бюджет. По ЭКР 221 остаток возник в результате излишне запланированных средств на оплату Интернета (2011 год — завершающий год в части бесплатного подключения Интернет в рамках нацпроекта «»Образование»»). По остальным источникам финансирования исполнение полное.

Проанализировав удельный вес разных источников финансирования (Таблица 5), определим за счет какого источника оплачиваются разные статьи расходов.

Таблица 5. Структура источников финансирования в части исполнения бюджета.

Наименование бюджета2010 год, тыс. руб.2011 год, тыс. руб.2012 год, тыс. руб. ИсполнениеУдельный вес, %исполнениеУдельный вес, %исполнениеУдельный вес, %Бюджет городского округа1662,7118,971113,1011,22993,649,89Областной бюджет (фонд субвенций)6037,2568,907684,5277,448018,2979,79Областной бюджет (питание учащихся)795,259,07855,498,62800,167,96Федеральный бюджет (вознаграждение за классное рук)193,42,20172,771,74190,341,90Доходы от предпринимательской деятельности (выручка столовой)77,5080,8697,470,9897,1350,98Итого8766,121009923,3510010048,44100

Определим, какие расходы оплачиваются за счет разных источников. Областной бюджет оплачивает расходы, связанные с учебным процессом. ЭКР 211 (расходы на оплату труда), 212 (расходы на книгоиздание и приобретение периодических изданий), 213 (расходы по начислениям на заработную плату), 221 (оплата услуг сети Интернет), 310 (приобретение основных средств для учебного процесса), 340 (приобретение канцтоваров для обеспечения учебного процесса).

Местный бюджет оплачивает расходы, связанные с содержанием помещения. ЭКР 221 (оплата услуг связи), 222 (транспортные расходы), 223 (коммунальные расходы), 224 (аренда помещений), 225 (содержание помещений), 226 (прочие услуги), 290 (прочие расходы), 340 (ГСМ на подвоз учащихся из отдаленных деревень), 340 (хозяйственные товары на содержание помещения).

Основную долю среди источников финансирования занимает областной бюджет, причем финансирование из области с каждым годом растет и в 2012 году увеличилось на 9,72% в сравнении с 2010 г., но наблюдается обратная тенденция в финансировании из местного бюджета, объем финансирования сократился на 9,07% в сравнении с 2010 г., основной причиной является кризис 2011 г.. конкретнее сказать рост цен в экономике нашей страны.

Объем финансирования по каждому источнику финансирования за три года, и становится понятно, насколько мала доля финансирования за счет внебюджетных средств. Анализируя таблицу 2 наблюдается 100% исполнение сметы по внебюджетной деятельности (доходы от выручки столовой за питание школьников), т.к. за счет этой деятельности Школа приобретает продукты питания у поставщиков для обеспечения питания школьников.

Структура финансирования расходов в 2010 г, максимальная доля приходится на областной бюджет (фонд субвенций) 69%, а минимальная на внебюджетную деятельность (выручка от столовой) 1%, питание школьников за счет областных денег финансируется 9%.

В структуре финансирования расходов Школы в 2011 г. наблюдается повышение доли финансирования расходов за счет областного бюджета на 8% в сравнении с 2010 г. Наблюдается снижение на 8% финансирования из местного бюджета. Такое снижение говорит о напряженной ситуации в бюджете, в условиях кризиса приобретать стали меньше, повысились цены на коммунальные услуги.

В 2011 г. сокращается финансирование расходов за счет местного бюджета на 1%, за счет областного бюджета на питание учащихся на 1%, и увеличился объем финансирования расходов на 2% за счет фонда субвенций, в условиях кризиса основное бремя финансирования расходов ложится на плечи бюджета области, т.к. бюджет городского округа является дотационным, т.е. зависимым от области. Максимальная доля расходов в течении 3 лет приходится на такие статьи как: 211- «»Заработная плата»», 213 — «»Начисления на оплату труда»», 223 «»Коммунальные услуги»», 340 — «»Увеличение стоимости материальных запасов»».

В таблице 5, анализируются данные о кассовом расходе Школы из местного бюджета. Общий объем финансирования за три года снизился на 495,25 тыс. рублей, (33%), основные статьи расходов составляющие максимальные доли, это ст. 223 «»Коммунальные расходы»», ст. 225 «»Услуги по содержанию имущества»», ст. 340 «»Увеличение стоимости материальных запасов»», но в 2011 ситуация меняется, на ст. 310 местный бюджет средств не выделяет, статья 340 уменьшилась в сравнении с 2009 г. на 60,46 тыс. рублей, но увеличилась в сравнении с 2010 г. на 18,87 тыс. рублей. В 2012 году увеличивается объем поступлений из бюджета на ст. 223 «»Коммунальные расходы»» на 222,63 тыс. рублей (42%), за счет того, что областной бюджет перестал финансировать статью. Данная статья расхода финансировалась из областного бюджета в виде субсидии на оплату электроэнергии в 2011 г.

При анализе финансирования из областного бюджета (таблица 5) намечена тенденция на увеличение, увеличение происходит по статье 211 «»Заработная плата»», и статье 213 «»Начисление на заработную плату»», что наглядно видно на рисунке 11 это связано с переходом на Новую систему оплату труда в декабре 2011 г. и правительственным повышением зарплаты.

Важную роль в анализе исполнения бюджета занимает анализ финансового результата работы школы, который образуется в результате закрытия счетов по кассовому исполнению(кассовые расходы) и фактическими расходами (всеми предъявленными контрагентами или начисленными внутри учреждения расходами) и накапливающемуся на бухгалтерском счете 40103 (Финансовый результат прошлых отчетных периодов). Данная информация содержится в форме годового отчета (ф.121) в разрезе ЭКР и в справке по заключению счетов (ф.110).

Таблица 6. Соотношение кассовых и фактических расходов за 2010-2012 год. Формирование финансового результата.

ПериодКассовые расходыФактические расходыФин.результат, асол. измененияФин результ, относит. изм. 20108756662,529802626+1036963,48+11,9220119923353,8810473407,99+550054,11+5,54201210048438,2911725212,88+1676774,59+16,69

Происходит увеличение финансового результата, что говорит о нестабильности в финансировании. Происходит резкий скачек дефицита бюджета на 2012 год при резком спаде в предыдущем году. На конец года скорее всего возникла кредиторская задолженность. Ф. 160 (Пояснительная записка) отражает структуру кредиторской задолженности (Таблица 7). Сравнивая финансовый результат и размер кредиторской задолженности, выясняется, что финансовый результат больше, чем кредиторская. Это обусловлено тем, что в формировании финансового результата участвует начисленный износ основных средств. Большая сумма начисленного износа и небольшие расходы на обновление основных средств говорят о том, что основные средства в учреждении довольно изношены.

Таблица 7. Динамика кредиторской задолженности за 2010-2012 год и возможности ее погашения

ГодКредиторская задолженностьОстатки лимитов20100165937201115010,71134836,93201234484,14296166,24

Как видим из таблицы, кредиторской задолженности можно было бы избежать, т.к. остаток средств на конец года казалось бы имеется. Сопоставив те же исходные данные по источникам финансирования, увидим, что они не соответствуют другу. Погасить кредиторскую задолженность мы не могли, т.к. должны соблюсти целевой характер использования средств.

Чтобы увидеть еще более полную характеристику деятельности школы, надо анализировать весь спектр отчетности. Как говорилось ранее, объем курсовой работы не дает сделать полнейший анализ деятельности школы. Главный результат- исполнение бюджета фиксируется в ф.127 «»Отчет об исполнении бюджета»» и ф.137 «»Отчет об исполнении сметы доходов и расходов от предпринимательской деятельности»» Анализ этих форм был мной и предоставлен в настоящей курсовой работе. Некоторые рекомендации по улучшению исполнения бюджета будет дан в 3 главе данной работы.

3.5 Результаты проверки

По результатам проверки целевого и эффективного использования средств рекомендовано:

. Разработать план мероприятий по устранению нарушений.

. Составить отчет о проделанной работе по устранению нарушений, выявленных контрольными мероприятиями.

. Обеспечить возврат в бюджет города неправомерно израсходованных денежных средств.

. Не допускать принятия обязательств сверх утвержденных бюджетных назначений.

. Тарификационные списки в части установления доплат учителям начальных классов за проверку письменных работ привести в соответствие с постановлением

. Оформить документы на регистрацию права оперативного управления на объекты недвижимости, принадлежащие школе.

. Оформить документы на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

. Оформить с арендатором договор безвозмездного пользования нежилым помещением и договор на возмещение коммунальных затрат.

. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения, выявленные в ходе проверки.

При том, что в настоящее время постоянно вносятся поправки в бюджетный кодекс, в бюджетные нормативные акты, до совершенства механизма исполнения бюджета еще очень далеко. Главная тенденция в изменениях, на мой взгляд, должна быть ориентирована на получателей средств. Необходимо ориентироваться в первую очередь на совершенствование методик исполнения бюджета, возможность участия самих получателей в планировании бюджета учреждения, возможности оперативного реагирования на изменения в деятельности учреждений, на возможность внесения изменений в сметы в необходимом для самого учреждения объеме. При таком подходе освоение средств может достигнуть 100%.

Почему же сейчас бюджетные средства при недостаточном финансировании в учреждении были использованы не в полном объеме? Это связано с тем, что календарный период, в течение которого возможно вносить поправки в потребность в лимитах бюджетных обязательств по конкретным статьям расходов ограничен.

Если у подведомственного учреждения возникнет экономия по какой-либо статье бюджетной классификации, то после 1 декабря уже нельзя будет отказаться от выделенных лимитов, если в этом появится необходимость, а тем более перебросить неиспользованные средства на другую статью. Следовательно, все эти средства вернутся в конце года обратно в федеральный бюджет в соответствии с положениями Бюджетного кодекса. В предпринимательской деятельности бюджетного учреждения предоставляется право бюджетополучателям осуществлять расходование средств в пределах общей суммы доходов самостоятельно, определяя их распределение по статьям экономической классификации

Параллельно должны вноситься изменения в работу с доходами от предпринимательской деятельности. Одним из факторов, определяющих развитие предпринимательской деятельности в учреждении является то, что средства бюджета не всегда могут быть использованы до окончания финансового года по причине невыполнения договоров подрядчиками и исполнителями. В этом случае бюджетные средства, предусмотренные для оплаты договоров, должны сохраняться за бюджетным учреждением, однако это не возможно, так как в конце года бюджетные счета обнуляются. Так же поставщиками коммунальных услуг выставляются счета по оплате по итогу за прошедший период, средства же на оплату планируются на текущий период, что создает проблемы по оплате услуг, предоставленных в декабре. Эти и многие другие причины заставляют учреждение иметь остаток на предпринимательском счете учреждения, а значит способствовать развитию внебюджетной деятельности.

При дефиците бюджетного финансирования естественным образом возрастает роль привлечения средств из внебюджетных источников. Бюджетные учреждения могут привлекать дополнительные внебюджетные источники финансирования своей деятельности в форме доходов от самостоятельно осуществляемой деятельности.

Учитывая эти обстоятельства, можно сделать вывод о том, что одним из основных принципов совершенствования системы финансирования бюджетной организации должно стать создание условий для развития предпринимательской деятельности и расширенного привлечения внебюджетных средств.

Таким образом, совершенствование бюджетной деятельности, развитие и привлечение дополнительных видов доходов скажется благоприятнейшим образом в деятельность бюджетных учреждений.

Заключение

Среди различных организационно-правовых форм организаций и учреждений, предусмотренных законодательством российской Федерации, у бюджетных организаций особый статус. Особенности правового статуса бюджетных учреждений устанавливается Бюджетным Кодексом Российской Федерации. В условиях рыночных отношений значительно возрастает роль управления деятельностью бюджетных организаций. Экономический анализ служит основой для выявления недостатков и резервов в деятельности организаций, выбора более рациональных методов и путей повышения эффективности и качества их работы. Как часть системы управления анализ с функциями планирования и прогнозирования деятельности учреждений, поскольку без глубоко анализа невозможно осуществление этих функций.

Экономический анализ на основе изучения отдельных сторон деятельности учреждений позволяет из разрозненных данных об отдельных экономических явлениях и фактах составить целостную картину процесса формирования бюджетов, выявить присущие ему в конкретных условиях тенденции, разработать варианты управленческих решений и выбрать из них наиболее оптимальный. Анализ деятельности бюджетных учреждений является важным элементом в системе управления, действенным средством выявления резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

Главным источником изучения экономики бюджетных учреждений является анализ исполнения смет расходов (исполнения бюджета). Основным источником информации анализа является бухгалтерская и статистическая отчетность, содержащая данные, характеризующие деятельность учреждения по отдельным направлениям.

Анализ бюджетных учреждений требует специальных подходов. В работе проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности одного из муниципальных учреждений образования МОУ Тугулымская средняя школа.

Анализируя финансовое состояние школы можно сказать о ее способности своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность.

Учреждение может улучшить свое финансовое состояние и повысит эффективность деятельности в случае проведения мероприятий по совершенствованию методов финансового планирования и прогнозирования, разработке маркетинговой стратегии и тактики, внесения изменений в действующую методологию. На уровне самого учреждения должна быть грамотная разработка учетной политики учреждения, поиск путей привлечения внебюджетных средств.

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации;

2.Бюджетный кодекс Российской Федерации;

3.Гражданский кодекс Российской Федерации;

4.Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 №173н «»Об утверждении форм регистров бюджетного учета»»;

.Приказ Минфина РФ от 21.01.2005 №115н (ред. от 11.11.2009) «»Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности»»;

.Приказ Минфина РФ от 30.12.2009 №152н «»Об утверждении инструкции по бюджетному учету»»;

.Барулин С.В., Барулина Е.В. К вопросу о сущности финансов: новый взгляд на дискуссионную проблему //Финансы. 2007. — №7; с. 27.

.Бойко Н.Н. Некоторые вопросы правового режима доходов бюджетных учреждений // Финансовое право, 2007.- №3; с. 15.

.Бурцев В.В. Система государственных финансовых потоков: теоретический взгляд // Финансовый вестник, 2007, -№12; с. 5.

.Бюджетные учреждения: особенности бухгалтерского учета и налогообложения: практическое руководство / под общей ред. Ю.Л. Фадеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2007 — 432 с.

.Данилов Е.Н., Аббарникова В.Е., Шипиков Л.К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: Учебное пособие. _ М.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2008. — 336 с.

.Зуева И.А. Оценка деятельности государственного учреждения // Финансы, 2007.- №7; с. 29.

.Завьялов Д.Ю. Оценка эффективности бюджетных расходов: сравнительный анализ // Финансы, 2008. — №10; с. 8.

.Лысенко Д.В. Экономический анализ. — М.: ООО Издательство Проспект, 2007. — 7 с.

.Панкова Д.А., Головкова Е.А. Анализ. хозяйственной деятельности бюджетной организации. — М: ООО Новое Знание, 2008. — 195 с.

16.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.: ИНФРА-М, 2007. 56 с.

17.Финансы бюджетных организаций: Учебник / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. — М.: Вузовский учебник, 2007 — 363 с.

.Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов. / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. — М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА,2-е изд. 2007, с. 276.

19.Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. — Ростов на Дону: ЮНИТИ, 2007, 231 с.

20.Черницына О.Ю., Тажибов Т.Г. Учет расходов в бюджетных образовательных учреждениях // Финансы, 2008. №5; с. 55.

.www.minfin.ru

Приложение

Анализ исполнения бюджета по источникам финансирования за 2010-2012 год

Наименование бюджета2010 год, тыс. руб.2011 год, тыс. руб.2012 год, тыс. руб.УтвержденоИсполнено% исполн.УтвержденоИсполнено% исполн.УтвержденоИсполнено% исполн.Бюджет городского округа1689,071662,7198,41204,341113,1093,4993,8993,6499,99Областной бюджет (фонд субвенций)6174,936037,2597,87697,867684,5299,88281,158018,2996,8Областной бюджет (питание учащихся)795,25795,25100868,20855,4998,5800,16800,16100Федеральный бюджет (вознаграждение за классное рук)194,84193,499,2190,33172,7790,8190,34190,34100Доходы от предпринимательской деятельности (выручка столовой)77,50877,50810097,4797,4710097,13597,135100Итого8931,68766,1298,1410058,29923,3598,710344,610048,4497,14